Богословие скорбей (архимандрит Афанасий Митилинеос), I

В связи с непростым вопросом брата о том, есть ли такое лекарство от скорбей, которое можно применять в любом случае, как некую панацею, стоит сначала рассмотреть, что такое скорби. Это все трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, в профессиональной деятельности, в болезни и где бы то ни было еще. Когда мы страдаем от холода зимой, мучимся от жары летом и т. п.

Дорогие мои, мы больше не будем мерзнуть, терпеть жару, плакать, испытывать боль, уставать, трудиться до седьмого пота или скорбеть только в одном случае… если мы достигнем Царствия Божия. Когда придет кончина міра, Христос скажет: «Се, нова вся творю» (Откр. 21, 5) и тогда «отымет Бог всяку слезу и всякое воздыхание» (то что мы произносим на заупокойной службе) и больше не будут жаждать те, кто находится в Царстве Божием, не падет на них зной или болезнь, или смерть, и не будет слышно ни вопля, ни чего-то подобного.

А теперь послушайте. Многие неправильно понимают то место, которое занимают скорби в нашей жизни. Вопрос, как избавиться от скорбей, может на первый взгляд показаться наивным и простым, но он очень важен. Вы убедитесь сейчас в этом сами. Существует заблуждение, что христианство решает все проблемы человека и полностью избавляет его от страданий любого рода: всех бытовых неприятностей и проблем, болезней и даже смерти. Убеждение, что христианство устраняет все скорби, настолько широко распространено, что некоторые люди, оказавшись в какой-нибудь чрезвычайно трудной ситуации и видя, что они не получают в Церкви решения своих проблем, прибегают к беззаконному методу, который называется магия. Та единственная причина, по которой люди ходят пить воду из «сокрушенных колодцев» (Иер. 2, 13), как говорит пророк (или лучше сказать ― из болота или из источников с грязной водой, наподобие гадания или колдовства), состоит в том, что они не нашли в Церкви удовлетворения своих желаний. И когда в тех злачных местах они обнищают ― я не имею в виду материальные средства, хотя и это тоже, ― когда они расточат душу свою, тогда они возвращаются в Церковь и приходят на исповедь. Они говорят: «Знаете, Бог не дал мне того, о чем я просил, например, восстановления семьи или исцеления от болезни, вот я и пошел к колдунам. Но и там мне тоже не помогли, поэтому я раскаялся и возвращаюсь обратно». Нет никаких сомнений в том, что если с таким человеком снова случится что-то подобное, он опять обратится к магии. Я говорю так потому, что уже видел похожие случаи. Все это происходит из-за того, что у людей отсутствует правильное понимание ситуации… Как я уже говорил выше, у нашего народа есть ошибочное понятие, что скорби и горести — это те факторы, которые христианство должно устранить, что скорби должны исчезнуть, что Бог должен забрать их от нас.

Каким должно быть правильное отношение к скорбям? Все как раз наоборот: с того момента, как я встаю на путь христианина, меня ожидают всякие скорби. Так, Сам Господь сказал: «Кто хочет быть Моим учеником, пусть следует за Мною, взяв свой крест» (ср. Мф. 16, 24), а в Евангелии от Луки Он говорит: «И да берет крест свой всякий день» (Лк. 9, 23). Пусть никто не думает, что требуется поднять какой-то деревянный предмет, называемый крестом, положить его на плечо и расхаживать с ним. Крест подразумевает в этом случае скорби...

Апостол говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное» (Деян. 14, 22). То есть мы не войдем в Царство Божие без креста и без скорби. Каковы они, эти скорби? Всевозможные горести жизни. Лишь бы эти скорби были не от собственной глупости: я был мот, пьяница, карточный игрок, и теперь мне стало нечего есть. Нет. Речь идет лишь о той скорби, которая приходит сама по себе: когда без какой-то видимой причины дела идут наперекосяк, когда нас настигают болезни, когда нас угнетают всякие трудности. Если я при этом проявляю терпение и говорю «Слава Богу», веря, что Бог мне поможет в этом испытании и что скорбями я войду в Царство Божие, то это мой ключ на Небеса. Существительное «скорбями» надо понимать «через скорби». И не просто через скорби, а через многие скорби, испытав много скорбей, мы войдем в Царство Божие.

Христиане первых веков ощущали, что только так они обрящут спасение. Они считали, что вершина скорбей — это мученичество, поэтому с радостью шли на мучения. В связи с этим на ум приходит пример страдания сорока святых мучеников. Один из них остался живым, выдержав ночной холод в ледяном озере. Он видел тот огонь, который разожгли мучители, чтобы сжечь тела остальных, а он все еще был жив, потому что был молод и имел крепкое телосложение. Его мать, которая наблюдала за мучениями своего сына, испугалась, что гонители прельстят его и он отречется от Христа. Тогда она взвалила его на плечи и сама отнесла его к огню, где его должны были сжечь! Какая мать поступила бы так же сегодня? Какая мать хотела бы быть похожей на эту женщину? Всякий из нас использовал бы все способы и средства, чтобы избавить любого из наших детей от мучения, однако здесь речь идет о действительно христианском отношении к подвигу мученичества. Из этого жития мы видим, как среди верующих христиан воспринималось тогда понятие мученичества, понятие скорбей.

Сегодня, в связи с вышесказанным, мы коснемся темы «сватовства», потому что, к сожалению, на исповеди это встречается очень часто, это тема является «мучением» для некоторых людей. Девушка или парень не вступают в брак, годы идут, и их родители, не имея терпения, начинают роптать на своего ребенка и недоумевать, почему он никак не женится. Некоторые люди вообще остаются холостыми. Если ваш сын не женится или ваша дочь не выйдет замуж, разве это преступление? Что в этом плохого? Произойдет ли от этого конец света? Прекратится ли жизнь на земле? Разве это какой-то стыд или позор? Мир от этого не рухнет. Но нет, достаточно лишь одного такого повода (не говоря уже о других), чтобы их родители обращались к колдунам. Они оставляют Христа, оставляют Церковь, потому что не могут вынести ни малейшей скорби, искушения или трудности. Все это происходит из-за того, что мы не постигли «богословия скорбей». И из-за этого мы стали очень плохими христианами.

Здесь можно привести и другие примеры скорбей, происходящих, например, от недостатка природных качеств. Многие люди молятся Богу, так как испытывают чувство неполноценности из-за своего невысокого роста или наоборот, потому что они слишком высокие, или потому что они слишком толстые, или слишком худые, или потому, что у них слабый голос, или потому что они заикаются, или потому что у них есть те или иные природные недостатки. Пророк Моисей просил Бога избавить его от той миссии, к которой Он готовил его. Бог сказал Моисею (когда явился ему в неопалимой купине): «Ты пойдешь в Египет и поведешь Мой народ. Ты пойдешь к фараону и попросишь его отпустить народ из Египта». Моисей, услышав это, ответил: «Господи, прошу Тебя, пошли кого-нибудь другого». «Нет, — говорит Господь, — пойдешь ты». Он снова слушает Бога. И через некоторое время опять: «Господи, пожалуйста, пошли кого-то другого». И теперь, во второй раз, Моисей — этот великий пророк Моисей! ― находит такой аргумент: «Господи, — говорит он, — я муж тихогласный и косноязычный (т. е. «я человек со слабым голосом, я заика»). Как мне говорить с фараоном? Как мне говорить с народом Твоим?» А народу-то было два миллиона человек! «Скажи Мне, — отвечает ему Бог, — кто создал глухого и слабослышащего? Не Я ли, Господь? Я, Господь, создал глухого и тебя сделал косноязычным и тихогласным (то есть с тишайшим и тонким голосом, так что ты и говорить толком не можешь). Ты пойдешь в Египет, и Аарон будет твоим голосом и твоими устами. Я не отменяю того, что определил». Разве Бог, Который назначает вождя, ставшего корифеем не только в истории Израиля, но и во всемирной истории, пророка и боговидца Моисея, не мог ему дать в качестве инструмента громкий голос и красноречие? Без сомнения, мог. Но Он оставляет Моисея косноязычным и тихогласным. Нам не понять особый Промысел Божий по отношению к людям.

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Комнинио (г. Лариса) 27.05.1984