Благоверный царь Иоанн Грозный

Царь Иоанн Васильевич Грозный был прославлен в 1621 году в лике Святых Русской Православной Церкви, как никто никогда в России не прославлялся. Это прославление имело место в царствование Михаила Феодоровича Романова (1613–1629 гг.) при патриархе Московском и Всея Руси Филарете.

Действительно, до нас дошло несколько иконографических изображений Ивана Грозного, причем на некоторых из них Царь изображен с нимбом. Это – фреска Царя Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля (ХIХ в. по образцу XVI в.), «Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Димитрием перед иконой Владимирской Божией Матери» (XVI в.), фреска «Царь Иоанн» в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря (XIX в. по образцу XVII в).

На сегодня известно об идущем еще с 17 века народном почитании благоверного Царя Иоанна Грозного. Однако этого первого Божиего Помазанника на Руси почитали и русские Императоры — Петр I, Александр III, и его сын святой Царь-мученик Николай II с Царицей Александрой Федоровной. Петр I прямо говорил о том, что Царь Иоанн  IV является для него образцом для подражания. А святой Царь-мученик НиколайII с Царицей-мученицей Александрой Федоровной готовили всероссийское прославление Иоанна Грозного во святых. Так начальник Главного управления по делам милиции временного правительства С. Г. Сватиков в одной из своих эмигрантских статей вспоминал слова Великой Княгини Марии Георгиевны (1876†1940), сказанные ею вскоре после февральского переворота 1917 года: «Государыня [Александра Феодоровна] всею душою восприняла каноны… Православия. Она глубоко прониклась началами Самодержавия и Народности. Она много читала по истории России 16 и 17 века, и Россия представилась Ей в образе Московской Руси, с ее безконечной преданностью Царю, с ее верою в Царское Самодержавие, возносящееся над всеми сословиями и классами и более всего посвящающее себя служению простому народу… Ей же, Государыне, принадлежала инициатива пославления и, если окажется возможным, сопричтения к лику святых… по ее мнению, Царя-великомученика и народолюбца, а именно Иоанна IV-го, которого Государыня не любила называть «Грозным». Его Государыня считала «мучеником-народолюбцем», жертвою боярской клеветы».

Достоин быть отмеченным тот факт, что среди почитателей Царя Иоанна Грозного был потомок святителя Иоанна Тобольского — святитель Иоанн Шанхайский. Зарубежный русский церковный историк Н.Д. Тальберг свидетельствовал: «… Одинаково было наше понимание Святой Руси, с ее историческим Самодержавием, огромного значения в развитии и укреплении государства Дома Романовых. Обще было наше почитание памяти Царей Мучеников Павла I и Николая II. Сходились в мнении о таинственном завершении царствования Императора Александра I. В последние годы выявился общий наш интерес к Царю Иоанну IV Грозному. Помню последнюю встречу с Владыкой в синодальном доме летом 1964 г. «Прочли ли Вы мою статью о Царе Иоанне?» – «Конечно, Владыко». – «Знаете, когда я писал ее, то думал о Вас»». (Епископ Савва (Сарашевич).

Русские люди всегда с надеждой в сердце притекали ко гробнице благоверного Царя Иоанна Грозного, прося помощи в своих житейских нуждах. Но больше всего притекали те, кто был обидимым неправедным судом. И по молитвам к Царю Иоанну они получали суд праведный и справедливый. Чудеса такого рода происходят и поныне. Это говорит о том, что Иоанн Грозный почитается в народе, как защитник обидимых и гонимых, как судия праведный и нелицеприятный.

«У гробницы его, по усердию многих богомольцев собора, служатся панихиды с поминовением или одного имени Царя Иоанна Васильевича или же с прибавлением к оному имен своих родственников», – пишет в своей книге «Московский придворный Архангельский Собор» протоиерей Н. Извеков в 1916 г. Среди многих Государей и Великих князей почитаемых в народе и почивающих в Архангельском Соборе, притекали именно к нему. И Благоверный христолюбивый Государь, как заботливая горлица-Иона, покрывает всех своих птенцов крылами своего предстательства и заступничества пред Господом, своего державного служения Богу, Церкви и Земли Русской».

Известен случай, как подвижник веры и благочестия, бывший настоятель Архангельского собора протоиерей Валентин Амфитеатров показывал  святому Царю-мученику Николаю II ведущуюся в Архангельском соборе книгу с записями чудес по молитвам Царя Иоанна Грозного. После ознакомления с этой книгой Царь воскликнул: «Немедленно внести в список на канонизацию на соборе вместе с Павлом I». Об этом есть материал в Отделе рукописей Публичной библиотеки. Писатель Александр Николаевич Стрижев сообщал, что, когда он работал в отделе рукописей ГБЛ32 с документами фондов Святейшего Синода десятых годов ХХ века – до Собора 1917-1918 годов, он обнаружил там список подвижников благочестия, к канонизации которых готовился Синод. Там были и Блаженная Ксения Петербургская, и Святитель Игнатий Брянчанинов, и Святитель Феофан Затворник, и Святитель Филарет Московский, и Праведный Иоанн Кронштадтский, и … Царь Иоанн Васильевич Грозный.

Известно, что Царь Иоанн был отравлен, также как и 18 членов его семьи. Состоявшееся прославление подтверждается и сделанным в своё время письменным закреплением обретения святых мощей Иоанна IV, которое далеко не случайно попало в труды честного историка Церкви, архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского). Царя Иоанна Грозного почитал Государь Император Александр III Миротворец. Он повелел написать икону в напоминание святости своего предка Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля. Митрополит Московский Филипп, согласно житию, был убит главой опричников Малютой Скуратовым, но прямо говорить, что это было сделано по указанию Ивана Грозного, невозможно, рассказал РИА Новости зампредседателя епархиального суда Москвы, член синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин.

Не наше дело судить о Промысле Божьем, но наблюдательный человек не может не заметить, что дерзающие хулить помазанников Божьих испытывают значительные скорби. Так, актер Янковский, игравший в фильме «Царь» митрополита Филиппа, умер через 3 дня после показа этого фильма на каннском фестивале. У Репина, написавшего картину о, якобы, убиении царем своего сына, отсохла рука. Писатель Гаршин, позировавший для этой картины, бросился с 3-го этажа и разбился. Е. Евстегнеев, сыгравший роль Иоанна Грозного в отрицательном ракурсе, внезапно умер. У известного артиста Александра Михайлова во время спектакля «Смерть Иоанна Грозного», где он играл царя, на сцене хлынула кровь горлом. Он потерял 2,5 литров крови и едва не умер, будучи при смерти. Бог поругаем не бывает и не позволяет хулить своих святых угодников, а тем более Своих Помазанников. «Неприкасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла”. (Пс. 104: 14-15).

Чудо обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 г. непосредственно связано со взятием города при царе Иоанне Грозном. Казанские князья регулярно совершали грабительские набеги на приграничные русские земли, получая значительные доходы за счёт продажи людей в рабство. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.