Богословие скорбей

(архимандрит Афанасий Митилинеос), II

Дорогие мои, скорби и искушения имеют большое значение. Без них мы не войдем в Царствие Божие. Таинство Креста, нетварная энергия Креста действовала и в праведниках Ветхого Завета. То, о чем сказал Христос: «Если кто хочет, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8, 34), было действительно и до Его пришествия тоже. Свой крест нес и пророк Илия, а также все пророки, все праведные и благочестивые люди тоже подъяли свой жизненный крест.

Видите, насколько серьезна тема скорбей? Обобщая все, сказанное выше, у нас возникает вопрос: «Может быть, нам следует просить о скорбях, а не пытаться избавиться от них?». Мы научимся воспринимать скорби спокойно, если изменим свое восприятие и образ мышления в отношении веры, а также если мы приобретём правильные богословские понятия по этому вопросу. Мы должны воспринимать скорби в богословском измерении. И это очень важно, потому что Христос не забирает скорби из міра. Когда Он молится первосвященнической молитвой за своих учеников, Он говорит: «Отче, прошу Тебя, за моих учеников, но не молю чтобы Ты взял их от міра, но, чтобы сохранил их от лукавого» (Ин. 17, 15). Этого следует желать и нам всем. Не того, чтобы скорби ушли, но чтобы мы не потеряли Бога, плывя по океану скорбей.

Скорби похожи на наждачную бумагу. Они очищают и полируют поверхность до блеска. Или на резец, которым вырезают скульптуру из куска мрамора или камня. После резьбы бесформенный материал становится произведением искусства. Если бы у этого камня был голос, он бы сказал: «Зачем ты меня мучаешь, каменотёс?» «Помолчи, ― сказал бы каменотёс, ― я режу тебя, чтобы сделать из бесформенного камня шедевр».

В 15-й главе Евангелия от Иоанна Господь говорит: «Я ― лоза истинная, вы же ветви. Те ветви, которые приносят плод, Мой Отец подрезает, чтобы они приносили больше плода» (ср. Ин. 15, 1-2). Это картина взята из жизни садовника, когда он делает обрезку деревьев. Это значит, возлюбленные, что если я не позволю возделывать себя через скорби, то не обрету Духа, не обрету духовной жизни, не войду в Царство Божие. Относится ли это к болезням? Вполне. К гонениям? Тоже. Что уж там говорить о гонениях против Церкви! Бог дарует Свою благодать, невзирая на лица. Есть люди с правильным устроением, о которых мы сейчас не знаем и которые явятся в свое время так, что мы удивимся их вере. Может случиться (не приведи, Господи!), что я, рассказывающий вам об этом, стану отступником! А вы ― те, кто слушает меня и жалуется на тяготы жизни, ― сподобитесь мученических венцов. Никто не знает и никто не может предвидеть, как человек проявит себя в искушении или в скорби. Нам следует помнить о том, что было сказано выше. Мы должны подготовиться и иметь верный настрой. С того момента, как мы вышли из купели крещения и стали чадами Божьими, мы вступаем в борьбу и битву с силами зла.

Давайте вспомним о том, как Христос подвизался в пустыне. Для чего Он отправился туда? В 4-й главе Евангелия от Матфея мы читаем: «Иисус возведен был Духом [Святым] в пустыню чтобы искуситься от дьявола». Эту небольшую фразу требуется изучить со вниманием. Евангелие говорит, что Он был водим Духом Святым. Когда это произошло? После Крещения. Точно так же и христианин после Крещения может терпеть духовную брань. Поскольку он освободился от дьявола, тот чувствует себя «плохо», ему не нравится, что он потерял добычу свою. Он заостряет, точит оружие лукавства, чтобы пойти на нас войной. Однако и верующий выходит навстречу ему, чтобы сразиться.

Нам следовало бы многое рассказать, дорогие мои, но время нашей проповеди ограничено и вам уже пора уходить. Давайте подведем краткий итог. Нам не стоит мыслить о том, чтобы совсем избавиться от скорбей. Давайте лучше подумаем о другом: как нам пройти через скорби и не изнемочь? Как нам преодолеть искушение и не пасть? Давайте день и ночь будем молиться Богу. Но не о том, чтобы Он полностью избавил нас от искушений, как мы порой по своей немощи понимаем слова «и не введи нас во искушение» из молитвы «Отче наш». Обратимся к Богу иначе: «Господи, дай нам терпение, даруй нам веру и любовь, чтобы мы могли побеждать искушения».

Вот ответ на вопрос, который задал наш брат. Этот вопрос очень важен, повторяю вам снова, ибо он является сердцевиной нашей деятельной духовной жизни. Тот, кто не понял, что такое скорби, это «больное место» в нашей жизни, и как следует относиться к ним христианину, тот не понял в духовной жизни ничего. В этом случае вся борьба будет впустую. И если такой человек будет думать, что он на пути ко спасению, то он ошибается. Ему еще далеко до спасения. Мы должны непременно понять, что нам предстоит борьба против плоти ― да, против нашей лукавой плоти.

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Комнинио (г. Лариса) 27.05.1984


Искушения рождают терпение.

Преподобный Макарий (Египетский)

Люди лишаются же благодати и гибнут по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им. Не могут же они совершить пути своего без искушений. Но как при чадорождении и нищая и царица чувствуют одинаковые мучения; а подобно сему, земля у богатого и у бедного, если не будет надлежащего возделания, не может принести хороших плодов: так и в душевном делании мудрый и богатый воцаряются благодатью не иначе, как при терпении, скорбях и многих трудах; потому что таковою должна быть жизнь христиан.

Как мед, будучи сладок, не принимает в себя ничего горького или ядовитого: так и христиане, при всем, что ни случилось бы с ними, доброе или худое, пребывают благими. А вредное и оскверняющее человека бывает внутри его: от сердца бо исходят помышления злая (Мф. 15, 19), как говорит Господь. Ибо что внутри человека, то сквернит его.

Посему, внутри, в душе пресмыкается и ходит дух лукавства, этот разумный двигатель, то есть покрывало тьмы, ветхий человек, которого должны совлечься все прибегающие к Богу, чтобы облечься им в небесного и нового человека, то есть во Христа. Поэтому и человеку ничто внешнее не может вредить, вредит же только живой и действенный, в сердце обитающий, дух тьмы; а потому, каждый должен произвести борьбу в помыслах, чтобы в сердце его воссиял Христос.

По Божию смотрению, лукавый не тотчас послан в наследованную им геенну, но оставлен для искушения и испытания человека, чтобы ему, и нехотя, Святых чрез терпение соделывать более праведными, и быть для них виновником большей славы; а себе упорством своим во зле и своими умышлениями на Святых приуготовить праведнейшее наказание. Ибо Бог знает, насколько должен всякий прийти в испытание, и наказание, и искушение, чтобы он стал более опытным, только тогда человек овладеет терпением. Потому что если люди, причастные небольшому разуму и короткой мысли, испытывают и различают, сколь большой вес и груз каждое животное в силах понести, например, мул или осел, или верблюд, и, если горшечник, слепивший сосуды, знает, что если он не вложит их в огонь, они не станут ему полезными, и он знает, сколько нужно их оставить в огне, чтобы они стали пригодными. И ни сверх должного не оставляет их, чтобы они не испортились, ни недостаточно не оставляет, чтобы не стали негодными и безполезными. Насколько больше Бог, будучи неизреченным и несказанным, истинное Познание, и безпредельный Разум, и непостижимая Мудрость, знает, в скольких испытаниях и скорбях и искушениях нуждаются хотящие Ему благоугодить. И после скорбей они удостаиваются получить полноту благодати и всецело приобретают чистоту и освящение через причастие Духа, и всецело принимают избавление от страстей после того, как злые духи были им отныне подчинены. И таким образом, соделавшись непорочными и нескверными Духом, удостаиваются получить Царство Небесное во Христе Иисусе Господе нашем, Ему слава и держава в веках. Аминь.