Мир души — это отсутствие конфликтов.

Монах Симеон Афонский

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. (Мф. 5: 9)

Как бросить мечтать и начать жить, как научиться не осуждать ближнего, как быстро исправлять свои ошибки и почему милосердие выше справедливости?

Сообразительный надеется на свою сообразительность, хитрый - на свою хитрость, дерзкий - на свою дерзость и только мудрый надеется не на свою мудрость, а на Божественную благодать. Овладеть сутью духовной жизни помогают не безчисленные разъяснения, а чистота сердца, не горы книг, а сила духа, вложенная в них. Даже тем, что человек не отступает перед трудностями, он становится сильнее; даже тем, что он не оставляет в искушениях место духовной брани - свое сердце, зло ничего не может с ним сделать.

Ни одно дело не может увенчаться успехом, если ему не сопутствуют благодать и мир души. Любой конфликт с ближними возникает тогда, когда мы забываем хранить мир души и попираем его ради своих эгоистических принципов, но если мир души постоянно ставить на первое место, раздоры утихают сами собой.

Когда истинная Любовь касается нашего сердца, оно открывает непреходящее понимание сути Евангельского поведения: делать что-либо для себя - мелко и унизительно, а служить ради Христа ближним, ничего не желая для себя, - возвышенно и спасительно, ибо только в таких действиях Божественная Любовь проявляется во всей полноте. Без Любви все благородные качества человека - мужество, смелость, сострадание и целомудрие превращаются в зло, и только с Любовью они становятся подлинной ценностью и достоянием души. Если ты помогаешь людям ради Христа, у тебя не будет с ними ссор, если же ты действуешь ради своих интересов, думая, что ты служишь людям, не избежать раздоров и озлобленности.

То, что упущено сейчас, не повторится во всех деталях никогда в жизни, но люди настойчиво пытаются вновь и вновь отыскать те обстоятельства, в которых они совершили ошибку, чтобы исправить ее, - в новых обстоятельствах нужно всегда действовать иначе, лучше всего прилагая смирение к смирению, покаяние к покаянию: так исправляются любые ошибки. Упрекать ближнего в ошибках - то же, что обвинять его в слабоумии, - и тогда, вместо помощи, мы словно толкаем его в пропасть нескончаемой обиды. Умение дать добрый совет в подходящий момент - подобно тому, как в палящей пустыне напоить жаждущего холодной водой или спасти тонущего из бурной пучины моря, но такое умение приходит только к тому, кто выстрадал его своими поисками.

Во всем отстаивать справедливость - путь разрушения всех отношений и непрекращающихся ошибок; напротив, проявлять всегда милосердие - это путь обретения благодати и истинной помощи ближнему. Свои ошибки лучше сразу же исправлять, а не прикрывать, ибо сокрытие ошибок приводит к еще более неблагоприятным последствиям: исправление своих ошибок - это безошибочный путь смирения. Плохие отношения между людьми - это всегда проявление эгоизма; истинные отношения могут строиться только на самопожертвовании и самоотречении ради пользы ближнего - так приходит подлинная Любовь во Христе.

Тот, кто привязан к прошлому, ошибается в настоящем; тот, кто живет мечтами о будущем, не имеет настоящего: если научиться жить во всей полноте настоящим мгновением, не будет ни забот, ни попечений во Христе, ибо Христос всегда сейчас - таково Его бытие: Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. (Иак. 3:18)

Снег… Когда он падает, кажется, что все вокруг затихает, и по всей земле становится тихо-тихо, как будто она живет ожиданием чего-то необыкновенно прекрасного… И душа замирает, словно прикасается к Чуду, прикасается к тихой и чистой Радости, которая, подобно падающему снегу, сходит с молчаливых небес на притихшую землю… на притихшую землю нашего сердца. Что так сильно привлекает сердце, когда оно видит падающий снег? Тонкая и не сравнимая ни с чем, невероятно возвышенная его чистота… чистота обыкновенного Божественного чуда.

Ученик однажды спросил Старца: «Как мне научиться разбираться в людях, — кому мне доверять и кого опасаться?» — «Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного с виду!  Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!» — «Как же так, Старче? — удивился ученик. — Объясни мне!»

— «Потому что он первый и предаст тебя!» — ответил Старец со вздохом. «А кому же мне доверять?» — спросил ученик. «Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!» Сказал старый монах: «Истинное смирение всегда незаметно, поэтому его трудно найти; но когда найдешь его, оно тебя никогда не предаст».

Твоя жизнь должна соответствовать твоему знанию о Боге, если нет, то такое знание остается пустой теорией самодовольного ума. Настоящая духовная практика означает решение всех проблем, создаваемых умом. Если этого не происходит, то такая практика - всего лишь жалкая имитация духовной жизни.
Не говори, скрывая свою лень, что у тебя нет времени на молитву, в то время как ты без устали тратишь свою жизнь на семью и детей, подвергая их риску остаться без Бога и наедине со своими проблемами. Не говори, что Спасение трудно, в то время как ты переносишь с великим терпением все неудачи в борьбе за добывание денег и пустой славы, принося в жертву свою маловерную душу и самодовольный ум.

Попытайся не умереть в долгих попытках накопить средства и возможности для будущего уединения, так и не начав молиться. Не будь грязью в золотой шкатулке, стань алмазом, скрывающимся в пыли. Тебя убивает твое равнодушие к Спасению, а ты даже не знаешь своего убийцу. Зависть, словно кислота, выжигает твои внутренности, а ты не замечаешь, что принимаешь яд вместо лекарства. Пойми различие между мудростью и глупостью, выбери лучшее, практикуй главное, обрети истинное.

Что бы ты ни предпринимал в этом мире теней, без Спасения ничто не имеет смысла. Рассуди сам: без твоего Спасения, все, что для тебя ценно в этом мире, становится страшным заблуждением. Твое любимое «я», ради которого ты жертвуешь своей жизнью, без Спасения - твой самый коварный предатель. Твои близкие, если ты не обрел Спасения, становятся преградой на пути к Богу. Друзья без Спасения пустая опора, а враги и недоброжелатели - ночной кошмар.

Помни мудрые слова Священного Писания: «Все суета сует...» - ими оцени все свои дела в мире и, если увидишь их иначе, можешь оставаться беззаботным. Гибельно для души подгонять Святое Евангелие под свое понимание, но спасительно развивать свое понимание до полного постижения Евангельских истин. Обличающие и порицающие — это, обыкновенно, самые несчастные люди, а те, которые помогают и советуют, всегда наслаждаются плодами своего добра. Видящий Бога сам становится богом по дару Божественной благодати, а видящий тьму сам становится тьмой по действию своего эгоизма.

Упал человек в глубокую пропасть. Лежит израненный, погибает... Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да чуть сами в нее не свалились. Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да - эх!.. - не достает она до конца! Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже - коротка веревка... Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть... Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку, ухватился за нее человек и... вылез из пропасти! - Как это тебе удалось? - удивились все. Но покаянию некогда было отвечать. Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно...