«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Простота и простость

Простость – свойство чистого сердца, а простота может быть даже от грубого сердца и дерзкого сердца, и она бывает переходчива от родителей. Если родители были простые, они эту простоту предают и своим детям. Но простота не лишена гордости, и дерзости даже! Дерзкие люди, грубые люди обычно бывают простые, но не простые. Например, простость Серафимовская, она непременно является действием святости, то есть чистоты сердца и хрустальной чистоты совести, и отголоском молитвы. Значит, кто по-настоящему умеет молиться и знает, что такое молиться, тот непременно будет простым, а кто не знаком с молитвой, тот никогда не познает простость! Самолюбие и подозрительность не знают простости! Молитва у такого человека бывает не святая. Такой человек читает молитву, вычитывает, произносит молитву, просит молитвы, заставляет себя молиться, но он не владеет простостью! Между прочим, простость непременно связанна с откровенностью и материнской любовью. Кто не знает материнскую любовь, тот простым не может быть. Вот, преподобный Серафим Саровский… Разве у него не было материнской любви?.. Это свойство святых! Как он умел плакать чужими слезами, горевать чужим горем и  радоваться чужими радостями! Это свойство материнской любви, материнского сердца. Но оно постепенно ведь вырабатывается, по мере очищения от страстей и по мере усвоения чистого богопредстояния. Хотя он будет обыкновенный человек и будет в обычных грехах, но в этих грехах он будет каяться, как ребенок, исповедываться, как ребенок, и поэтому будет иметь отношения такое же с Небом, то есть, простость… Христианская чистота – целомудрие тела, сердца, ума – измеряется степенью стыдливости, и есть простость. То есть: всем верить, всем доверять, о всех думать хорошо, никого не обижать, не уметь подозревать, не доверять, не верить… Всех считать хорошими, добродетельными, лучшими во всем, чем аз.

 

Прощение

Самое страшное – именно не простить и не любить, и сердцем враждовать! Это три основных причины… Господь блудника, разбойника, вора, фарисея простит, но такой души Он не простит!... Эти наши чтения акафистов, канонов, Псалтири, Евангелия – это все дело пустое, если он нас не делает мягкими, нежными, любящими, плачущими. Это вычитывание будет нам только в осуждение…Дух сокрушенный и смиренный не умеет враждовать и не может уметь враждовать, он до дна простит, до дна извинит, и только себя будет судить, в себе будет искать бесконечные вины. Любого человека, хотя бы расстрельщика, истязателя, он извинит и простит! Бывали ужасные события в моей жизни, и с легкостью как-то все простилось! Достаточно молиться Божией Матери – и снимается… Снимается, если будешь Матерь Божию просить! Достаточно иметь непосредственный контакт сердца с Божией Матерью, и этот ужас – обиды и оскорбленности, печали и напраслин – он снимается.

 

Прощение грехов

Святые отцы дают утешение: знамение прощения грехов (раскаянных) чувством мерзостности, отвращения ко греху. Не только обещанием больше не повторять, но отвращением и мерзостностью. Это есть признак, что Небо простило! До тех пор, пока сердце сочувствует сладости греха, хотя человек сознает и исповедует сознанием своим, что это – грех, это еще не есть покаяние. Мы испрашиваем именно плоды покаяния: отвращение, страх, мерзостность ко греху.

 

Псалтирь

После Святого Евангелия, Святая Псалтирь – Книга радостей духовных, умиления и плача покаянного, и кладезь назидания! После молитвы Иисусовой и молитвы «Достойно есть» - люби, люби Святую Псалтирь! Молчание уст и никого никогда неосуждение дадут тебе усвоить сердцем Святую Псалтирь. Бесы и еретики боятся Святой Псалтири: это твоя ненасытная книжица…

Пустынножители

Пустынножители не нуждаются в храме. У них – плач, который дает силы духовные. А нам надо ходить в храм для подкрепления сил духовных, которое дает общая молитва в церкви, Таинства…Пустынножители – закаленные в борьбе с диаволом. Поэтому они не боятся темноты в лесу или пустыне, а мы боимся темноты, нервы…

Путь ко спасению

Бог дает каждому путь ко спасению: призывает, предлагает и указывает каждому. А добродетели, указанные в Отечнике, это вехи к совершенствованию любви к Богу. Основа всему: вера, смирение, страх Божий, любовь.

 

Работа

Работа есть послушание Богу, нести его надо прилежно, добросовестно и аккуратно.

 

Раболепство

Мы иногда раболепствуем начальству. Мы теряем свою совесть, понимаете?.. Надо быть очень придирчивым к себе: не был ли я лакеем сегодня? Потому что это лакейство – это есть поругание духовной личной жизни.

 

Рабство Христу

Рабство Христу есть не только крест, но и есть постоянная брань. Все совершай Божие – только втайне от всех людей, явно только Богу. Чадо! Путь рабства Христу есть всегдашняя ко всем кротость, всех извиняющая и оправдывающая, не умеющая вообще осуждать. Полное отречение от словечка «я», любовь к надоедливости и прилежности в молитве, в несении всякой скорби, растворенной покорностью и молитвой. Это очистит и приведет к радости о Господе, здесь и в вечности. Какое подлинное счастье – приобрести рабство Христу, то есть: усвоить смирение сердцем, кротость и другие добродетели. Почему это рабство Христу так отвратительно любителю жить вольно? Раскрепощенному от Христа – не быть пленником Христа!... А мы не только Его рабы, но и Его слуги, и в этом – единственное и все наше счастье, это и есть бездонная любовь к Нему нашего сердца и всего нашего сознания. И от этого – и страх Его оскорбить, чем-либо опечалить.

Радивость

Радивость – бесконечное беспокойство о том, что Бог Вездесущий смотрит на него и видит его, и что с ним будет, если он будет разлучаться с телом, что будет в той жизни. Когда прочтут разрешительную молитву и душу уведут от тела, вот тогда страшно!.. «В чем застану, в том и сужу»… И никакие условности не помогут: акафисты, каноны, поклоны, хождения в церковь – не помогут! Если сердце не участвовало!.. По-заученному ты ходил в церковь, поклоны клал механически (ты цирковой мастер). Исполнял строго посты, да?.. Потому что неприлично нарушать пост: тебя могут осудить, о тебе могут плохо подумать… Это ужасно! Это нерадение! Это ужасный приговор Божией Матери!

 

Радость

Радость наша обязательно выражается в благодарении Богу, Ему приписывая всякий успех (законный). Лучшее проявление радости – только молитвенное, духовное, христианское, с обязательным соблюдением правила святых угодников: ни слова о своем успехе людям не говорить, как бы этого ни хотелось (это от демонов)!

 

Раздражительность

Немирность и раздражительность бывают от того, что в нашем покаянии самая главная язвина не раскрыта перед нами самими. Мы слишком мало ловим себя в этой язвине, страсти и часто не в нас настоящей болезни оплакивания, страха об этой страсти, язвине – гордыне, которая выражается в самолюбии, повелительном тоне, отчасти раздражительности.

Рай

Рай начинается в нашем сердце. Переделай свое сердце! Помышляй доброе, говори доброе и делай добро! Сделай свое сердце пригодным для проживания в райском общежитии, с праведными душами.

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.