«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Самоанализ

Покаяние и самоанализ чистят сердце. Смирение – от плача о содеянном и о своем бессилии без благодати Божией, при никого неосуждении и постоянном внимании себе, - приведет к плодам покаяния.

 

Самогрызение

Самогрызение не имеет ничего общего с духом сокрушенным и смиренным, молитвенным хождением! Оно не даст никакой радости и пользы, не наладит молитву, мирность. Самогрызение – это покаяние бесовское… От своего гордого «я» он упрекает и укоряет себя, думая, что он виноват в том-то, что он может что угодно сделать: мог себя заставить, и мог себя не заставить… Бывает часто, что это попускается Богом: что ему пришлось искуситься или упасть, или потерять мирность… Надо никого не винить: ни демона, ни человека. И не корить себя: зачем, почему я пошел. Человек не имеет власти не пойти и не встретить, скажем, искушение, да? Нам дано право только через способность протестовать и оберегать себя от греха, не поддаваться искушению, при помощи Божией, оберегая себя молитвенным строем, через смирение. А когда мы себя грызем: зачем я пошел и т.д., - это покаяние бесовское, от гордости. Как будто бы я имел право не пойти… Это – попущение Божие, что я пошел, да?... Если же я знал, что пойду на злое и не остановил себя, все-таки заставил себя пойти – это, конечно подлежит не бесовскому самоосуждению, а плачу. Мы заставляем себя пойти – от самоуверенности, что не будем поддаваться, да?.. Я буду сильнее зла… И, конечно, мы падаем и согрешаем! Все мешает: и костюм, и пуговицы, окружающая среда, наши уши, наши глаза, наша праздность, наша бездеятельность, наша несобранность, наша ненастороженность.

 

Самолюбие

Самолюбие – причина всем бедам, от которого зависит Вечная Вечность и вечное спасение. Вот почему святые отцы говорят: «Нет смирения – нет спасения». Потребуйте нашему брату смирить свое поганое самолюбие… У-у-у, поганка такая, что беда!.. Самый, знаете, лютый враг наш кто?.. Лень и самолюбие!.. Вы знаете, как нам трудно одолеть двух врагов?.. Ни плоть, ни что-нибудь другое, ни жертвенное отношение к пище – нет, это не так важно, хотя тоже свинская страсть и смертный грех! Надо на стенке написать: «Лень и самолюбие». Это поганки, которые сидят у нас, а мы их ублажаем! Попробуйте этих зверьков задеть!.. Эти зверьки, они нас грызут, вот почему и характерно наше отношение к Богу – по этим двум зверькам: как мы, значит оплакиваем себя, то есть молимся. Вычитываем, или мы жалуемся, выпрашиваем помощи и прощения, или мы только вычитываем, когда читаем утренние молитвы, на сон и т.д.

Самолюбие да будет попрано самоосуждением, смирением сердца и милосердием! А уныние – трудами молитв и воздыханий, и верою во всесильную силу Божию над насилием демонов!.. Самолюбие заставляет страдать больше, чем страх Божий. Потребность христианина – иметь страх и стыд пред Богом, а о людях он даже забывает… Все дело в гордости, в самолюбии. Оно заставляет страдать пред людьми, забывая страх Божий.

Самолюбование

Самолюбование – это хорошая удочка у беса. Даже литургисающий священник, проливающий не слезы, а «водичку», приступает к Евхаристии подавленным, потому что он пролил эту «водичку» не Богу, а диаволу, чувственно! Настроил себя чувственно, он любовался собой или теребил свою нервную систему… Литургисать – это очень сложная, большая работа… Мне кажется, что легче перенести десять мешков по 15 кг, чем совершать литургию, потому что литургию служить очень трудно. Это огромная духовная и незримая работа! Вот почему литургисающий священник бывает в изнеможении: он меняет белье, меняет подризник, он совершенно мокрый… Ведь это какое напряжение – предстояние Богу! Обхаживают его стрелы бесовские чрез Царские двери…

 

Своеволие

Раз и навсегда заучи: все, что идет от своего «я» - гниль и угождение диаволу! Понять это, и будет всегда легко, как бы голова от злого, гордого сердца ни бунтовала! И, вспомнив это (все, что идет от своего «я» - гниль и угождение диаволу), успокоишься и будешь мирной! Или – иди в мир и живи по своей воле, но пойдешь горьким путем, опасным, над пропастью геенны… бесы будут увлекать до погибели.

Священник

Священнику надо быть очень большим знатоком молитвы и благочестия, чтобы по себе знать, какое лекарство прописывать! Страшно, когда человек соглашается добровольно быть священником: не за послушание, а когда он сам добивается быть священником. За послушание – это другое дело… Начальство, по внушению Божию, приказывает быть священником. Это воля Божия: чрез человеков, чрез начальство Господь избирает людей. А когда он своими путями добивается сана священника – это уже другое. Ведь священник – это не только тот, кто имеет право совершать Таинство. Он воспитывает, учит… А не «исполняющий» или «обслуживающий религиозные нужды», как говорят… Извольте знать, почему так мало спасающихся священников, и умирают – неоправданные, скоропостижной смертью. Обычно это бывает в наше время. И почему-то священник – скоропостижною смертью… Ну, и что же? Потому, что не оправдался! Только «обслуживал», но не был пастырем. А у нас вина: мы его не просили!.. Вы часто говорите, что: «Нам неудобно сделать замечание». Священнику можно ведь в деликатной форме задавать вопросы, правда? Можно. И приучить его…

 

Себяжаление

Это состояние человеческое, чувственное – себяжаление. Когда у нас бывает физическая боль, и нам бывает физически очень тяжело, у нас появляется естественная потребность плакать. Это я сам на себе испытал. Да и на днях было такое, настолько мне было тяжело!...

 

Семья

Необходимо упорядочить весь быт семьи. Все животное, человеческое – на второй план. На первое место – страх Божий, присутствие Божие (так как все записывается и демоном, и Ангелом Хранителем). Хорошо бы постепенно отравить вкус ко всему животному. Напоминайте на разный лад (постепенно убеждайтесь) о никчемности, временности, глупости удовольствий. От пустяковый мыслей и желаний теряется страх Божий и ясно слышишь свою отверженность от Лица Божия.

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.

Протоиерей Геннадий Заридзе

БОЖИЙ СВЕТ                                                   СУЕТЛИВЫЙ РАЗУМ

 

Свете Тихий – незлобивый, кроткий                    Суетливый разум не имел покоя,

От сознанья Благого Творца,                               Не имел поддержки сердца и ума

В нашей временной жизни короткой                            Суетливый разум радует земное,

В вечный мир призывает сердца                        Только смерть пугает и тревожит тьма.

 

Кто услышит Его – отзовется,                              Суетливый разум курицей хлопочет

В руки Божии вверит судьбу,                              И считает лучшим то, что приобрел.

Светом Тихим душою зажжется,                         Небо он не видит, в Небо он не хочет -

Светом Тихим наполнит мольбу.                          В Небо не затащишь дом, ковер и стол.

 

Божий Свет красоту небосвода                                     Суетливый разум рад животным чувствам

Озаряет небесным крылом,                                 Логикой не может осознать любви,

От заката горит до восхода,                                Радуется лести, допускает буйство,

Окормляя и город. И дом.                                    По-мещански ценит ценности свои.

 

Не испачкает злоба палитру,                               Суетливый разум – символ новой эры,

Радость радуги, вечность любви,                         Ни уму, ни сердцу не дает дышать.

От бессилия сделала митру                                 Суетливый разум хочет жить без веры

Их терновых венцов на крови.                                      И не понимает слово «благодать».

31 декабря 2010 г.

 

По книге «Странник», Воронеж, 2011 (www.strannik-music.ru)