Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Земле Российской просиявших

Показав в себе первый и великий плод Духа – любовь, сбрось с себя угрюмость человека гневного, прими же в сердце радость, мир с единодушными братьями, ревность и попечительность о продолжении Церквей Господних.

Святитель Василий Великий

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Святая Русь! Это имя подобно неугасимой лампаде в сердце нашего народа. Память о благочестивых предках, чья жизнь была хождением перед Господом, согревает душу народа православного верой и надеждой. Святая Русь! Сам облик древнерусского города говорил об устремлении его жителей не к земному, а к горнему. Невысоки, неказисты были домишки бедняков и даже хоромы купцов и князей, но над всем в красоте и благолепии возвышался храм Божий. По закону «Русской правды» ни одно строение в городе не могло быть выше церкви. И в жилище древнерусского человека самая лучшая, самая украшенная и богато убранная комната не предназначалась для чужих глаз, в нее не допускались посторонние, здесь стояли святые иконы, сюда хозяин со своей семьей приходил молиться Богу Всевышнему.

«Красным солнышком» назвал народ равноапостольного великого князя Владимира, потому что возжег он над окоемом отечества зарю веры Христовой. И сколько светильников духа воссияло на просторах российских! Кажется, нет духовного поприща, на котором не добивались бы венцов подвижники земли нашей. Их жития – кладези сокровищ Божественной благодати. Князья-мученики Борис и Глеб, указавшие пример истинно христианской кончины... Родоначальники русского монашества преподобные Антоний и Феодосий, преобразившие киевские пещеры в чертог Духа Святого... Всероссийский игумен Сергий Радонежский – ему изумлялись и в самом Царьграде, откуда пришла к нам вера: как такой светильник мог воссиять в краю новопросвещенном? Доблестные воины Христовы благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской... Облеченный в ризу небесного смирения преподобный Александр Свирский, удостоившийся видения Пресвятой Троицы... Мудрые устроители Церкви митрополиты Петр и Алексий... Спаситель отечества в годину Смутного времени священномученик Патриарх Ермоген... Христа ради юродивые, сиявшие святостью сквозь лохмотья одежд, – Василий Блаженный, Никола Салос, Ксения Петербургская... Духоносные богословы святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов)... Стяжатель Духа Святого преподобный старец Серафим Саровский, приветствовавший каждого приходившего к нему: «Радость моя, Христос воскресе!» Просветители народов святители Иннокентий Иркутский и Николай Японский... «Сладчайший батюшка» праведный Иоанн Кронштадтский, от чьих проповедей прозревали очи духовных слепцов и оживали окамененные сердца... Таковы были святые подвижники, цвет и венец Русской Православной Церкви.

Святая Русь – это имя вовсе не означало, что весь народ свят и непорочен. Российское общество порой страдало тягчайшими нравственными недугами, в истории отечества нашего много страшных вех, окрашенных кровью, отмеченных печатью греха и позора. Слова «Святая Русь» не были превознесением над другими народами, они означали лишь, что идеалом народной души было не богатство, мудрость, мирская слава, но святость. Из этого источника проистекали высшие проявления русского духа, из этого корня произрастало на Руси подвижничество во имя Христово. Идеал Святой Руси прикровенно жил в глубинах народной души и во времена Российской Империи, уповаем, что жив он и сейчас.

В нынешнем столетии Русская Православная Церковь воссияла новым светом – сиянием исповедничества и мученичества. Тысячи мужественных священнослужителей и мирян, ныне славящих Спасителя в Царстве Небесном, претерпели жестокие гонения и даже смерть за веру Христову. Накал богоборческого безумия, воцарившегося в стране, ослабел лишь в годы войны. Но Церковь Российская, с оковами на руках и ногах и с кляпом во рту, все же сумела соблюсти святость канонов и чистоту веры.

Только совершенно не знающий нашей жизни может говорить о каком-то благоволении к Церкви со стороны тоталитарного государства. Нас только терпели ради демонстрации остальному миру фальшивой гуманности и ложных свобод, терпели, ненавидя и всячески утесняя, обрекая Церковь на медленное угасание. Но силен Бог, не попустивший угаснуть светочу Церкви Российской.

Дорогие о Господе братья и сестры!

Вы должны знать: гонения на Русскую Православную Церковь не прекратились, ныне они приобрели изощренное обличье наветов и клеветы, этим оружием в некоторых органах московской и зарубежной печати силы тьмы пытаются отвратить вас от Матери-Церкви, все эти тяжкие десятилетия остававшейся со своим народом, поруганной, но сохраняющей чистоту, распятой, но воскресающей. Замкните слух свой, возлюбленные, когда воздвигают на Святую Церковь хулы, да не впадете во искушение и не отпадете от вечного спасения. Да укрепимся мы в братолюбивом единстве молитвами всех святых, которых якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, Земля Российская приносит Ти, Господи. Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

Содержание

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, о заботах житейских

Ищите же прежде Царства Божия...и это все приложится Вам.

Мф. 6, 33

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

У каждого времени свой грех, свои соблазны, свои искушения. Враг рода человеческого, враг нашего спасения не дремлет. Духовное омертвение минувших десятилетий сменилось ныне днями, несущими в себе новые тяготы и новое лукавство.

Дорожает пища и одежда, оскудевает достаток множества семейств. Даже в сердца тех, кто прежде мало заботился о земных благах, вселяется страх: «Чем я завтра буду кормить моих близких? Во что одену детей?» Еще далеко до настоящей нужды, а быт уже разъедает душу, пелена уныния затмевает нам очи и не дает воззреть на Небо.

Задешево хочет диавол приобрести души человеческие. Этим тлетворным унынием силится он ввергнуть людей в геенну огненную, заставить их забыть о Боге в судорожных заботах о пропитании. Спасение наше – в памятовании слов Господа Иисуса: Не говорите что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6, 31).

В чем же корень уныния, из какого ядовитого семени произрастает этот сорняк, оплетающий сердца наши? Тягостная забота о завтрашнем дне – знак маловерия, греховного недоверия к Господу Вседержителю. Маловерами именует Спаситель тех, кто излишне печется о пище и одежде, и указывает на птиц небесных, которые всегда находят себе корм, на лилии полевые, чьи одеяния прекрасней царских нарядов. Птицы славят Творца своим пением, цветы – благоуханием. А что же мы? Мы отравляем себя и мир унынием, забывая, что человек – любимое творение Господа, что стоит только нам прибегнуть к Отцу Небесному – и Он не оставит нас.

Замыслы тех, кто силился построить на земле «рай без Бога», ныне разрушились, но обломки их учений еще заграждают людям дорогу к познанию Истины. Безбожники пытались представить не Бога, а человека властелином мира, хозяином жизни. Но как может человек быть властелином мира, который не он создал, хозяином жизни, которой не он управляет? И вот, попуская теперешнее оскудение, Господь ставит нас лицом к лицу с нашим бессилием, с нашей немощью, дабы мы наконец обратились к Истинному Миродержцу.

Предаваться страху перед будущим – занятие бесплодное и бессмысленное. Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? (Мф. 6, 27), – вопрошает Спаситель. Томясь унынием, мы не остановим увеличения дороговизны, не обезопасим себя от бед. Средство спасения и в этом мире, и в будущем – молитва и упование на Бога. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс. 36, 25), – так свидетельствует пророк Давид.

Как долго страна наша не соблюдала установленных Святой Церковью постов, не благодарила Бога за ниспосланные Им блага! Нужно не роптать, а удивляться долготерпению Правосудного Господа, медлящего с карой отступникам. Если вдуматься, то и ниспосланные нам сейчас испытания мягки и благодетельны. Мы приучаемся ценить дары Божии, которых раньше просто не замечали: кусок хлеба, крышу над головой, свет в доме, мирное небо. Отсекаются излишества в угождении плоти, и в этом слышится призыв Спасителя – вспомнить наконец о душе своей, о судьбе, которая ожидает нас в мире ином. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована от начала, а мы как будто для ядения пришли в этот мир, так все проживаем на это». Неужели и впрямь человеку дарованы свободная воля и бессмертная душа, чтобы рабствовать чреву? Да не будет!

В современном обществе появились и люди, мирское благосостояние которых не только не уменьшилось, но значительно возросло. Это так называемые деловые люди. Церковь не осуждает богатство как таковое. Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12), – говорит святой Апостол Павел. Благо тем, кто рассматривает себя лишь как распорядителя дарованных им от Господа средств и обращает их на служение добру. Русские промышленники и купечество издавна созидали храмы, основывали и содержали приюты для сирот и стариков, благотворили неимущим.

Ныне мы снова слышим доброе слово «благотворительность», в нашей епархии деловые круги также внесли пожертвования на возрождение некоторых храмов, оказывают помощь обездоленным. Но, к сожалению, еще далеко до того, чтобы благая деятельность стала законом жизни богатых людей. Здесь, как и везде в нашем обществе, утрачены заветы наших благочестивых предков.

Нет зрелища плачевнее, чем не знающий Господа богач. Вот, недавно в Москве новоявленные миллионеры устроили «бал сатаны», о подробностях которого и говорить непристойно, – и тем выдали имя своего истинного хозяина. Кто-то, может быть, позавидует их роскоши и нечистым удовольствиям. Но нет, не зависти заслуживают они, а глубокого сострадания. Обманувшиеся, обманутые своим жестоким соблазнителем, эти люди готовят себе страшный смертный час и еще более страшную загробную участь.

Преподобный авва Дорофей пишет: «Если бы ты достоверно узнал и ожидаемый покой, и будущее мучение, то хотя бы келлия твоя была полна червей, так что ты стоял бы в них по самую шею, ты терпел бы сие, не расслабевая». Так ничтожны земные блага по сравнению с вечными мучениями, так незначительны земные скорби в предчувствии небесного блаженства.

Дорогие о Господе братья и сестры!

Человек, уповающий на Бога, светло смотрит в будущее, терпеливо и мужественно претерпевает любые искушения. Да отвержемся же и мы постыдного малодушия, которое делает нас недостойными высокого звания христиан.

Нелегкие времена мы переживаем. Ни политические планы, ни экономические расчеты не возродят страну, если Господь не узрит, что народ обратился к Нему. Сейчас, во дни Петрова поста, установленного в память о приготовлении апостолов к великому служению благовествования, вспомним о том, что спасло Россию в тяжелую годину Смутного времени. Тогда отечество тоже впало в нищету, но люди не предавались житейским заботам. По призыву святого Патриарха Ермогена совершилось всероссийское покаяние, был установлен трехдневный пост – да такой, что матери не давали молока грудным младенцам, хозяева не кормили домашних животных. И омытый от грехов слезами покаяния народ восстал на подвиг, изгнал захватившие страну силы зла, и Россия возродилась из руин, хотя и казалось это невозможным. Но у Господа нет невозможного для тех, кто верует, надеется и любит.

И если все мы с вами, бедные и богатые, простые и ученые, немощные и сильные, сумеем сплотиться в подобном едином духовном порыве, Вседержитель властен явить новое чудо, и отечеству нашему сбудется по слову пророка ко Господу: Венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук, источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостию; луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом; восклицают и поют (Пс. 64, 12–14). Аминь.