«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Страсти

Все страсти побеждаются большим терпением, большими трудами. Так же, как поганая страсть тщеславия и самоценна, то есть гордость, - она побеждается только великими, большими трудами самоосуждения и плача: «Исцели и помоги!»… Если человек перестал бороться со страстями, он предал забвению свое спасение и подчинился страстям. Он уже вне спасения…

- Батюшка, в первую очередь телесные страсти исцеляются?

- Нет. Телесные страсти исцеляются по мере борьбы. Бог попускает телесные страсти для того, чтобы человека смирить, убедить его в том, что он бессильный и беспомощный, и ничтожный без благодати, силы и помощи Божией… И это попущение является высшей формой любви Божией к нам, к человеку, чтобы его держать в состоянии постоянного борения и борьбы, и плача. Как только он перестает дорожить этим плачем, он тогда зачеркивается из Книги Жизни. Он перестает быть в рабстве Христу, он падает, это бывает состояние падения. Тот, кто он страстей не отказался, душевных страстей, он не имеет права пред самим собой даже подумать: «Помилуй нас», а лишь только: «Помилуй мя, грешного». Грех, ставши навыком, привычкой и повторяющимся влечением, называется страстью, которая исходит от злого, лукавого и страстного сердца.

Страх Божий

Если ты по-настоящему трепещешь и имеешь страх Божий – этот страх Божий тебя научит каяться! И как можно подробнее и естественнее, не казенно и не сокращая ничего. То есть, потребность обесславить, обесчестить себя…Так вот, маленький грешок расскажешь так, чтобы выразить всю тяжесть вины этого греха! Дело в том, что мы не во всем виноваты. Бес виноват во всем, а люди не во всем виноваты…

Стяжание

Страсть стяжания – это плен! Хуже плотского греха…Сребролюбие и мшелоимство… Это плен, это идолослужение. Покаяние заключается в чем? Отдать! Хочешь-не хочешь, а отдать. Причем, самое дорогое, самое любимое, с этого надо начинать. А попробуйте отдать любимую книгу или икону, или тряпочку, или серьги… А когда отдаешь, начинается другая борьба: а зачем я отдал, с какой стати, а, может, мне посоветовали лихие люди, так?.. Это бес искушает! А по мере повторения двукратно, троекратно вот этого «отдать», начинается спад…

Суета

Не следует расточать свои силы и время на человекоугодничество и суетные дела… Погоня за покупками, забота об оформлении своего жилища, одежды, утвари и т.д. – это отнимает мир, молитву и собранность твою!

Суть духовной жизни

Покаяние и смирение с абсолютным послушанием – есть суть духовной жизни, есть сила, привлекающая милость Божию, основа духовной жизни.

Суть прожитого дня – мольба о христианской кончине. Если мы в течение дня забыли эту мольбу: «Удостой меня христианской кончины», «дай мне христианскую кончину», «сподоби меня христианской кончины», - то день прошел напрасно!

Суть и смысл монашества – переродить свое сердце, подчинить плоть духу. Для этого – молитвой, постом, святым послушанием и покаянным житием переродить свое поврежденное страстями сердце, сделать сердце Божиим, чтобы оно было преподобное. Это и есть смысл и суть монашества!..

Схема исповеди

Обычная схема построения исповеди, это что?.. Первое – жестокость, ложь… Она проявляется… Как проявляется?.. Не название, а факты, факты, только факты, не название… Потом: названием греха мы не каемся, мы только осознаем, да?.. Ну, а потом все формы лени: к Богу, людям и к себе… А потом – какие-нибудь вещи, слишком такие личные, интимные, которые постоянно надоедают и смущают, - и чувствую, что я не имею права читать «Достояно есть, яко воистину…». Только чистый человек имеет право читать «Достойно есть…» Как готовить исповедь? По всем ежедневным записям на исповедь, на узкую бумажку делать выборку со всех своих записей грехов, которые обязан вести каждый ежедневно: либо вечером, либо утром, либо в обед – как святое послушание! Выписываются со всех записей однородные грехи вместе: осуждения – к осуждениям, ложь ко лжи, лень к лени, зло ко злу, грязь к грязи, злоречие к злоречию, и так далее… Молитвы небрежности, нечтения – вместе.

На исповеди говорится: «Согрешил (согрешила) осуждением: однажды было так… Другой случай, еще случай, еще случай… Грех такой, вот еще, а вот еще – одни только осуждения… Согрешил ложью: было так, было так – одни только грехи лжи. Согрешил ленью: было так, было так… при записях пишется: осуждение от нелюбви (описывается факт), от высокоумия, гордости, от праздности своей, от непрощения, от зависти было… То есть, точно и кратко анализируя всегда факт греха, не механически перечисляя».

Счастье

Запомни: только молитва есть основа счастья и совести: тогда будешь невозмутима, ликующая, в радости! На земле только одно счастье для всех (без исключенья, всех): жить с Богом, быть рабом Господа Христа Иисуса. Счастье есть рабство Христу. Все, мешающее этому, есть вражда на Бога и на самого себя.

Схимничество

Схима есть беспрестанное хождение в присутствии Божием и, следовательно, мольба в тихости и радости, мирности сердца. Кротость ангельская, послушание детское и абсолютное молчание уст – от занятости Иисусовыми воплями…Неумение кого-либо осуждать и вообще не замечать чужого – от блаженной мирности, смирения сердца. Это начало бесстрастия. Схима как раз и есть выражение бесстрастия: к пострижению в схиму может допускаться только достигший бесстрастия! Возраст совершенно ни при чем: мы знаем, что бывали схимники двадцати пяти лет, восемнадцати лет даже…Мы знаем схимников в возрасте восьмидесяти лет и больше, но не оставивших свои страсти: и по смерти они оказались не в схиме! А послушник, который и не думал о том, что он будет монахом, на нем оказалась великая схима, потому что великая схима и есть именно образ бесстрастия – Херувима!          Схимник не умеет осуждать, злословить, пересуждать, гневаться, помнить зла, о себе что-либо сказать хорошее, плохое или бывшее в его прошлой жизни. Память смертная, как и молитва – всегда с ним. Вот почему монах не может просить пострижения в схиму, а когда начальство монастыря предложит – подчиниться за святое послушание.

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.

Протоиерей Геннадий Заридзе

ЛЕНЬ

Когда ты можешь помогать,

Но не желаешь утруждаться,

Ты начинаешь приземляться,

И ты теряешь благодать.

Когда замкнешься на себя

И мнишь себя достойным Неба,

Ты от Божественного Хлеба

Не обретешь в душе огня.

Когда украдкой о былом

Сознанье мыслить начинает

И вновь страстям себя вверяет,

Ты вновь становишься ослом.

Неутомим житейский бег,

Когда растеряны границы.

Как важно сердцем не лениться

И знать, что ты ничтожней всех.

НЕРАСКАЯННОСТЬ

Кто-то тихо вплетает нехитрую подлость,

Кто-то тихо подкрался и делает зло,

Кто-то думает так, что духовную область

Можно в жизни не трогать, добившись всего.

Кто-то смысл поменяет на внешнюю форму,

Кто-то лестью на правду закроет глаза,

Кто-то хочет в сознанье устроить реформу,

Чтоб, довлея деньгами, забыть «тормоза».

Кто-то мнит, что он судьбы вселенной решает,

Кто-то страстно лелеет сокрытый порок,

Кто-то всем и во всем постоянно мешает,

Кто в иллюзии жизни азартный игрок.

Но приблизится смерть леденящим дыханьем

И расставит прошедшую жизнь по местам,

Но с какою душою и с каким оправданьем

Перед Богом предстал нераскаянный Хам?

По книге «Странник», Воронеж, 2011 (www.strannik-music.ru)