ОСОБЫЙ ГОЛОД

Голод – это беда. Голод – это наказание. Для людей, знающих, что Бог есть, и что Он, а не случай, правит миром, голод – это знак Божьего гнева. В каком-то очень неправильном образе мысли и действия нужно закоснеть людям, чтобы в некий момент было сказано: «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою» (Ис. 3:1)

Если люди сделают из своей гордыни стены и укроются за ними от лица Божия, если Бога люди сделают для себя врагом, и над словами Его будут посмеиваться, то голод стает стенобитным орудием, от которого падут богоборные стены. Об этом сказано: «Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши. Хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас…» (Лев. 26:23-25) Стоит ли ворошить недавние архивы, вспоминать о блокадном Ленинграде, об искусственном голоде на Украине и в Поволжье, чтобы развить эту тему? Неужели не ясно, что будь то голод природный, рожденный отказом земли рожать, будь то голод искусственный, рожденный злой человеческой волей, мы имеем дело с бедой, – с великой бедой и, скорее всего, с наказанием.

Но есть и особый вид голода. О нем говорит пророк: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба и не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8:11-12)

Нам, «родившимся в СССР», легче легкого понимать эти слова, как исполнившиеся в нашем недалеком прошлом. Удивительна наша Родина. Если любить ее, то (прав Лермонтов) – «странною любовью». Страна, победившая и искоренившая безграмотность, страна, посадившая всех своих граждан за парты, стоявшая в очередях за хлебом в дни войны и за книгами в дни мира, эта страна забрала у своих умеющих читать граждан Библию. И действительно скитались люди в поисках Живых Слов. И садились в тюрьму люди за чтение и хранение Книги. И переписывали от руки Книгу, превращаясь невольно в царей Израильских, которым Закон вменял в обязанность переписать Тору и поучаться в ней. Кто из людей старшего поколения не помнит о том едком литературном мусоре, который назывался «Забавная Библия», «Смешная Библия» и т.д.? «Там», на Западе, Господа попытались сделать «притчей во острых и ядовитых языцех» такие персонажи, как Шоу или Твен. У нас же на безблагодатной ниве обливались потом труженики помельче. Но отсутствие таланта восполнял Госзаказ, и книжонки эти паскудненькие пылились на многих полках. И вот как может быть связан голод слышания слов Господних с эпохой публичного печатного осмеяния Господа Бога!

Один старенький и видавший виды священник рассказывал о самодельных «молитвенниках» Советской поры. Это были скорее цитатники чем молитвенники, и состояли они из бережно вырезанных Священных цитат, ради смеха и критики размещенных в атеистических книжонках. В них атеист смеялся больным пролетарским смехом над сотворением мира, над обрядами книги Левит, над Непорочным зачатием, над насыщением пяти тысяч пятью хлебами. Смеялся и… приводил цитаты. Вот эти-то цитаты бережно вырезали верующие и делали из них меленькие книжечки. Это же через что надо было людям многим пройти, что надо было передумать и перечувствовать, какие сомненья побороть, какими вздохами грудь измучить, чтобы пройти сквозь красную эпоху и веру сохранить! Выжил народ, перетерпев различные голодовки, и вот наконец вступил в эпоху, богатую всем, в том числе и доступом к информации. Здесь мы плавно подходим к теме голода не как к наказанию, а как к признаку здоровья. Больной организм отворачивается от пищи. Здоровый человек хочет есть. В этом смысле понимаем повеление Христа об исцеленной Им дочери Иаира: «Она тотчас встала, и Он велел дать ей есть» (Лук. 8:55) Это значит, что девочка не только жива, но и здорова. Если здоровый организм хочет еды, то здоровая душа хочет слова Божия, помня, что одним лишь хлебом жива не будет.

Нам сегодня вернули Библию. Но теперь мы ее не хотим. Она лежит у многих на полке, как ржавое оружие у пьяного дезертира, и редко человеческие пальцы осторожно прикасаются к ней. Стоит повторить несколько мыслей, иначе есть риск запутаться. Человек жив двояко и от двух видов хлеба – земного и небесного. Любой голод ужасен, как голод хлеба, так и голод Божественных слов. И тот, и другой приводят к людоедству. Отнюдь не образному, а самому настоящему. В книге Левит так и сказано: «Будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лев. 26:29) История наша столь полна доказательствами – фотографиями, документами, рассказами очевидцев, что пускаться в доказательства – тратить слова. Народ наш «во время оно» отвратился от здоровой пищи и возжелал питаться только пирожными, ихже ему испечет светлое будущее. В результате пришлось долго мешать хлеб то с опилками, то с хвоей, то с отрубями. Причем это касается «обоих хлебов» (См. выше о цитатниках, вырезанных из книг по атеистической пропаганде)

Теперь же у нас есть и еда на столе, и Библия на журнальном столике. В самый раз изголодаться по слову Божию и читать его, читать, затверживая наизусть, делая выписки и заметки, доискиваясь смысла, заполняя сердечную пустоту. Как древние отцы Синайских, Палестинских и прочих пустынь, нужно при встрече делиться словами о том, что прочел, во что проник, что прочувствовал из божественных Писаний. Это – здоровый голод, то есть голод, свидетельствующий о здоровье души. И этот голод – не наказание, а благословение. «Если это есть в нас и умножается, то мы не останемся без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (См. 2 Петр. 1:8) Если же этого нет в нас, а еще хуже – не хотим мы этого и не интересно оно нам, то и не знаю что сказать. Если Сладчайший Иисус народу не сладок и Небесный хлеб народу не вкусен, то как знать, не исчезнем ли мы вскоре, как пар, и не скажет ли случайный прохожий: «Здесь когда-то жили люди»  И если родителям можно часто говорить: «Отберите у детей жвачки и шоколадные батончики. Научите их чувствовать вкус простого хлеба», то стоит также и всем, от кого это зависит напоминать: «Приучите народ к Божьему слову. Народу гибель без слова Божия». Последнее, кажется, прямая цитата из Достоевского.

Протоиерей Андрей Ткачев, 15 сентября 2011 года

Печатается с сокращениями по материалам сайта: www.pravoslavie.ru

ИЗ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ СХИАРХИМАНДРИТА ВИТАЛИЯ (СИДОРЕНКО)

Пища у отца Виталия всегда была самой простой. «Больше трех блюд на столе – и с трапезы уходит Ангел Хранитель», - говорил он. Иногда Батюшка сам готовил пищу и говорил: «Что вы суетитесь вокруг еды? Я когда готовлю, кладу что есть: есть капуста – капусту, есть конфетка – конфетку, есть селедка – селедку. Всего положу – и все вкусно». Весь секрет заключался не в кулинарном мастерстве, а в молитве Батюшки. И гости у него насыщались, съев всего несколько ложек. «Хотя мы ели у Батюшки простую картошку, я никогда не сравню эту трапезу ни с какой другой. Такая была вокруг чистота и теплота – на земле не найти», - вспоминает его духовная дочь. Отец Виталий учил, что пищу надо готовить с молитвой Иисусовой или «Богородице Дево радуйся», - иначе еда будет не на пользу. Когда женщины, несшие послушание на кухне, отвлекались на разговоры и забывали о непрестанной молитве, Батюшка чувствовал это и спрашивал: «Кто варил? Почему молитву не творили, не крестили пищу?» И часто искренне недоумевал, о чем еще можно разговаривать, кроме как: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас, грешных!»

И еще Батюшка не позволял выбрасывать продукты даже испорченные. Иногда пытались тайком от него вынести на помойку пищевые отходы, но он тут же появлялся: «Что это ты несешь? Разве это нельзя есть?»  Как-то раз он показал одной своей духовной дочери, кого радует наша расточительность: он держал тремя пальцами недоеденные кем-то кусочки хлеба, а между ними вертелся нечистый с рожками. После того, как Батюшка дунул, тот исчез. Тогда отец Виталий перекрестил хлеб и съел. Так он показал, как привлекает врага этот грех, и многих отучил оставлять что-либо недоеденное на тарелках, а тем более выбрасывать. Во-первых, батюшка смирял свою плоть, ибо считал для себя полезным не вкушать хорошей пищи, а отдавать ее другим, а во-вторых, приучал своих чад не попирать Божий дар. Ибо все, что давала земля человеку, все, чем он пользовался, отец Виталий называл милостыней Бога человеку и Божиим даром, благодаря которым и жив человек, а потому и сам он так рачительно относился ко всему. Батюшка ничего не выбрасывал, берег каждый пригодный клочок бумаги, каждую старую вещь – всему находил применение. Он говорил, что за все это придется потом дать ответ Богу: и за выброшенные продукты, и за напрасно текущую из крана воду. Он хранил свою совесть не только по отношению к Богу и ближнему, но и по отношению к вещам. Также боролся отец Виталий и с малейшими проявлениями стяжания у своих чад, говорил, что надо раздавать вещи: «Хорошо иметь две одежды: одну рабочую, а другую для храма».

По книге «О жизни схиархимандрита Виталия», Москва, Новоспасский монастырь, 2008 г.