Введение во храм Пресвятой Богородицы |
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры!
Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы — один из двенадцати великих праздников церковного богослужебного года, начавшегося с 1 ст.ст. (14 н.ст.) сентября, это событие, которое входит в программу домостроительства Божия о спасении рода человеческого. Свв. Иоаким и Анна вводят Пресвятую Деву Марию в храм — исполняется обетование Божие, данное праотцам нашим Адаму и Еве при изгнании их из рая. Какой Премудрый Господь! Уход из рая сопровождался благим обетованием, что Семя Жены сотрет главу змия, принесшего смерть.
И вот родилась эта Жена — 21 сентября по новому стилю мы праздновали двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Когда Деве Марии исполнилось три года — Ее ввели во храм Иерусалимский. Это было великое торжество: девы сопровождали Ее со свечами в руках, пелись псалмы Давида и праздничные молитвословия, на пороге храма встречал шествие первосвященник со священнослужителями и левитами.
Но сколько пережили прежде, сколько плакали и рыдали родители Пресвятой Богородицы из-за своего безчадства! Если и сегодня, в наши дни, неплодие считается тяжкой скорбью и несчастьем, то что же говорить про ветхозаветные времена, когда в древнем Израиле все рожали побольше детей, надеясь, что именно из их потомства родится Мессия. Поэтому, какой позор был тем, у кого не было детей, — люди говорили: «Значит, Иоаким и Анна неугодны Богу, раз от их семени, от этой четы не может воплотиться Спаситель мира. Прожили вместе больше семидесяти лет и не нажили детей — значит, они великие грешники, поэтому и жертву от них принимать нельзя, они беззаконники». Рассуждая подобным образом, первосвященник изгнал праведных Иоакима и Анну из Иерусалимского храма вместе с жертвенным скотом. Это прообразовало то, что Ветхий Завет не примет плод богоотцев Иакима и Анны — Пресвятую Богородицу и Семя от Нее — Христа. Но сказано в Священном Писании: «Унизься — и возвышен будеши» (Мф. 23; 12). Родители Пресвятой Богородицы претерпели унижения, оскорбления, поругания — но зато потом какой чести были удостоены от Бога! А св. Иоанн Предтеча, второй после Божией Матери по святости человек, тоже был выплакан, выстрадан и вымолен своими родителями — как долго они ждали его рождения!
Итак, свершается обетование Божие — родилась Та Жена, которая сотрет главу змия, родилась для того, чтобы вместить в Себя Бога — дать миру его Спасителя. Можно привести такую аналогию: если в какой-либо семье рождается талантливый человек — врач, генерал, министр, или даже царь, — то на каком положении оказывается такая семья. Мы не можем сложить цены родителям, которые дали миру царя или великого человека. Но что может быть выше — святые Иоаким и Анна родили Пресвятую Деву Марию, Которая родила Царя Небесного — Бога. Какова была у них вера! Ибо для того, чтобы возвыситься, надо сперва унизиться, т.к. счастье дается после страданий. И после скорбей этой земной жизни наступит будущее наше вечное счастье в Царстве Небесном. Оно дается не просто, не за «красивые глаза», как говорится, а его надо выстрадать. Если земную пенсию мы зарабатываем трудом, мозолями, потом, а может быть, даже и кровью, чтобы потом в 60-летнем возрасте подойти к кассе и получить деньги, то для того, чтобы заработать пенсию Небесную, тоже надо потрудиться, и труд этот духовный — молитва и терпение болезней и скорбей.
Так выстрадали на земле родители Пресвятой Богородицы. Страдал и весь род человеческий от изгнания из рая и до пришествия Самого Христа. Был всемирный потоп, египетский и вавилонский плен, войны, голод, был посылаем Илия-пророк и другие пророки, которые били и наказывали еврейский народ для того, чтобы привести их через покаяние к вечному счастью. Для того чтобы встретиться, соединиться с Богом, надо Ему уподобиться. Если человек хочет быть здоровым и счастливым — надо стараться быть таким, каким является Податель благ и здоровья — Бог. Надо веровать в Него, исповедовать грехи, которые делаем чаще, чем дышим, — каяться в них, приступать к таинствам церковным — источникам благодати, совершенствоваться и работать над собой.
Даже мысленно невозможно себе представить, какую подготовку должна была пройти Пресвятая Дева для того, чтобы родить Бога — Спасителя мира. Двенадцать лет жила Божия Матерь при Иерусалимском храме, незримо подготавливалась к тому, чтобы стать достойной вместить в Себя Бога. Не в семье она была подготовлена к этому, хотя как благочестивы были Ее родители! И сейчас, спустя 2000 лет, мы можем сказать, что лучше и богоугоднее, чем супруги Иоаким и Анна, не было и не будет, ибо только им было дано родить Божию Матерь. Это дает нам основание делать им такую характеристику — они были первые, образцовые, лучшие супруги всех времен и народов, с которыми никто не может сравниться.
Так вот и нам, чтобы соединиться с Богом, т.е. получить благодать, быть богоугодными, добропорядочными христианами, надо начинать дело спасения с детства, с младенчества. Это должны начинать сами родители — так было до революции, в добрые старые времена. А как сейчас обстоит дело? Мамы приводят, спихивают своего ребенка в садик или ясли, а сами бегут на базар, на работу или на праздник, бросают детей на кого попало, не думая о том, что ребенок может заразиться и заболеть духовно. Невоцерковленный ребенок не имеет благодатного иммунитета, познания веры. Он не может сам познать Бога, обратиться к Нему, веровать в Него, чтоб защититься от воздействия сатаны, и заражается с младенчества духом мира сего. А Пресвятая Богородица была введена в Иерусалимский храм, где изобиловала благодать, кормил Ее Архангел Гавриил, подготавливал Ее к соединению с Богом.
И сегодня каждому из нас надо принимать Бога в сердце, надо настраивать себя, воспитывать на духовный лад с самого детства. Нельзя давать захватить этот материал, глину, т.е. чистую младенческую душу в руки злого скульптора — беса. А нужно, чтобы из этой глины, т.е. младенца, Церковь слепила богоугодный сосуд, обиталище для Святаго Духа. Ведь в Священном Писании человек в переносном смысле называется сосудом. Как сатана все делает лукаво и хитро — в советское время устроил так, что зарплаты одного мужа, главы семьи, не хватает для содержания и прокормления детей, недодают ему половину зарплаты для того, чтобы и жена пошла работать, а ребенок в таком случае остался на руках у чужих неверующих, а стало быть, порочных людей в яслях, детском садике, школе. Но в старину такого, конечно же, не было: все вырастали на руках у благочестивых верующих мам и бабушек, поэтому и дети были такими же — люди-ангелы. А мы бросали своих детей на кого угодно, как кукушка: снесла яичко и подбросила в гнездо кому попало — корми! И эти кукушкины яйца сатана насидел и выкормил их своей бесовской пищей. Безбожная сатанинская школа воспитала из нас и из наших детей антропоидов, т.е. человекоподобных существ. Сейчас мы хватаемся за голову, глядя на то, кем становятся наши дети и внуки, но поздно — время для воспитания уже упущено, раствор застыл. Надо работать с раствором пока он мягкий, т.е. воспитывать детей в благочестии с детства, с пеленок, даже с утробы матери, лепить из этой податливой глины образ христианина. А когда ребенку уже 16-18 лет и мы бьемся, плачем, скорбим — но все напрасно, из этой глины сатана уже слепил себе сосуд. Поэтому так трудно сейчас прийти в храм, так тяжело происходит воцерковление народа.
Итак, Божия Матерь жила с детства, с 3 до 15 лет, в Иерусалимском храме, питалась пищей Небесной, Божественной. Еще не было дано Причастие, Господь еще не воплотился, не было Его искупительной смерти на Голгофе, а с неба приходил Архангел Гавриил и причащал Деву Марию, т.е. питал Ее пищей богоподобной, духовной. Она просвещалась и освящалась ею, возрастая духовно и телесно. Поэтому и мы, если хотим быть счастливыми мамами и папами, бабушками и дедушками — своего ребеночка даже не с 3-летнего, а с раннего грудного возраста должны окрестить и носить в храм причащать, водить в церковь и не допускать, чтобы ребенок общался с сатанинским миром. Посмотрите, как оберегалась Пресвятая Богородица: в Иерусалимском храме Она ни с кем не общалась, пребывала во Святая Святых — в алтаре, помогала перевязывать раны, кормила голодающих, молилась при умирающих, а потом была в 15-летнем возрасте обручена с праведным Иосифом, который был избран Богом на это служение чудесным образом. Когда во Святая Святых внесли жезлы нескольких праведных старцев, чтобы Господь явил, кому из них можно отдать Деву Марию для хранения Ее девства, — жезл св.прав. Иосифа Обручника процвел. Он был благочестивейший человек, его Сам Бог поставил охранителем и покровителем Святой семьи.
То, как Божия Матерь жила при Иерусалимском храме, прообразовало монашескую жизнь. Она была первой Монахиней и является Игуменией всего православного монашества. Ведь Дева Мария первая в истории всего ветхозаветного мира дала обет девства — Сама Себя уневестила Богу. Введение Пресвятой Богородицы во храм считается еще и сугубо монашеским праздником, т.к. прообразует собой уход из мира в монастырь, как и Дева Мария была отдана, посвящена своими родителями на служение Богу с самого детства. Поэтому монашествующие должны особенно молиться Ей, как Своей Заступнице и Покровительнице. Многим святым Она являлась в черном монашеском облачении, игуменской мантии, с жезлом власти в руках, окруженная сонмом инокинь-черноризиц.
Конечно, нам тяжело сейчас в монастырях. Сейчас не так, как в прошлые времена, когда был в России расцвет православного благочестия, и сознание у людей было более духовное и более нравственное. Мы приходим в монастырь, думая, что в нем ангелы, а на самом деле оказывается, что здесь тебя могут обличить, приструнить, «поставить на место», и наступает разочарование, даже озлобление. Но откуда же взяться ангелам? Ведь в монастырь ангелы с неба не сходят, а приходят спасаться такие же грешники, слепленные из одного теста, одного поля ягоды. На кого обижаться, когда нас оскорбляют, если мы все одинаковы — родились в одно время, жили в одном безбожном государстве. Если и до революции были нестроения в монастырях, то что можно говорить о современном монашестве. Как же нам ожидать от ближних ангельского поведения, если мы сами далеко не ангелы. Отсутствует терпение, смирение — и многие по малодушию не переносят искушений и убегают из монастыря. Но если в монастыре такие люди, то в миру кто, не оттуда ли черпают себе пополнение монастыри? Надо терпеть, зная, что наши братья и сестры по вере, по крови — такие же люди, пришедшие в монастырь, как и мы. Значит, надо совместно, сообща решать задачу, поставленную нам в этом месте по подготовке к Царству Небесному. Если насельники сегодняшних монастырей стерпят все это и приживутся, адаптируются к нынешнему духовному климату, если они мужественно ввергнут себя в это горнило монастырских искушений, то выйдут из него преображенными и просветленными наследниками Царства Небесного. Наше сердце, этот сосуд, заполненный гордыней, страстями и пороками надо очистить монашеским подвигом и наполнить его духом Христовым.
Итак, братья и сестры, всем нам предстоит перейти в иной мир, в иной свет. Здесь мы временные гости, а вечная жизнь будет на Небе, но как можно перейти туда, если мы не знакомы с порядками, с уставами того мира, не знаемого? Для этого и существуют православные храмы и монастыри – эти училища по подготовке насельников Царства Небесного, в которых как раз и знакомят нас с правилами поведения в том мире, готовят нас к Вечности. В православных храмах с помощью семи церковных таинств нас подготавливают к жизни на «седьмом небе».
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы является классическим примером того, как надо готовиться к Царству Небесному. Она первая вошла в монастырь, стала Монахиней, и Ей затем многие другие подражали, как об этом пророчески сказал еще св. царь Давид: «Приведутся Царю девы в след Ея» (Пс. 44; 15). Если вера в Истину богоугодна, а таковой является вера Христианская Православная, то самыми главными носителями и хранителями ее являются монастыри. Из лучших сортов винограда делают вино, из лучших сортов зерна добывают муку высшего качества, пекут деликатесы, из хорошего молока сбивают сливки. И вот эти сливки и есть монахи. Господу в жертву приносится самое лучшее.
До революции при царях, при императорских дворах были придворные — в их среду отбирались лучшие люди — они назывались сливки общества. Там были девицы-фрейлины, лучшие дамы, воспитанные в благородном обществе. Были рослые, сильные, мужественные генералы и офицеры. Эти люди были не просто красивы, они были преданы царю и Отечеству, были православного духа, русские до мозга костей. Это общество окружало и украшало царскую семью. 80 лет это было от нас сокрыто, но теперь многое мы узнаем, многое открывается. Помните, каким прекрасным человеком была фрейлина Анна Вырубова, жена морского офицера, ближайшая подруга последней императрицы! А немец, министр царского двора, который по духу был лучше русского, он несколько дней безутешно плакал после свержения Государя с трона. И если такие преданнейшие и лучшие люди служат царю земному, то каковы должны быть по духовно-нравственным качествам те, которые призваны на службу Царю Небесному?! Монахи, монашество — это и есть Его придворные. Но многие наши родные, пребывающие в богоборчестве, невежестве, богопротивности, неверии, едут за тридевять земель в монастырь, чтобы увести из него обратно в мир свою внучку, дочку или племянницу! Что можно на это сказать — ведь это открытая враждебность Христу! Монахи являются лучшими ходатаями перед Царем Небесным за свой род, за своих близких. Когда нам нужно идти, допустим, к губернатору с каким-либо прошением, хлопотать за какое-нибудь дело, мы же не идем прямо к нему в кабинет, нас туда никто не пустит. Но мы ищем знакомых, которые могли бы помочь, могли бы представить через кого-то губернатору наше дело. Просим друзей, родственников, которые «имеют связи» похлопотать за нас. Так вот и к Царю Небесному, чтобы простил Он нам наши грехи и поселил нас в райских обителях надо тоже через кого-то ходатайствовать, просить. И мы просим через монахов и священников!
Братья и сестры! Давайте сегодня, пока еще не поздно, пока есть день, возьмемся за ум-разум, обратимся к Богу. Надо жертвовать, отпускать своих дочерей, внучек, племянниц, сестер и братьев, сыновей — в монастыри, чтобы были ходатаи за наше спасение. Богу нужна не просто молитва или мозоли от поклонов на лбу. Ему нужна жертвенная любовь, которая выражается в том, что Отец Небесный послал Сына Своего на Голгофу. Если Бог пострадал, был распят, замучен на Кресте и только через это был прощен грех рода человеческого, то как же должны поступать мы сами? Если хотим продлить жизнь будущим поколениям, хотим сами спастись и спасти своих ближних — надо показывать свою любовь к Богу не на словах, а на деле — надо укреплять православное монашество! Аминь.
Архимандрит Петр (Кучер) 04.12.1997 г. |