ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

АРХИМАНДРИТА ИППОЛИТА (ХАЛИНА), 1928-2002

IV

Архимандрит Ипполит (Халин) был настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря в Курской епархии, это был старец, к которому за духовным советом ехали люди со всей России. В чем загадка отца Ипполита? Духовные наставления к народу были у батюшки скупые, больший упор он делал на личную беседу. Говорил просто, без витиеватостей, пользуясь обычными выражениями. Рассуждения его также были простые, безхитростные, но при этом чувствовался от них свет любви, ощущалась благодать. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». И вот эти тысячи душ находили спасение около батюшки Ипполита, который преобильно стяжал мирный дух, благодать Божию.

В связи с этим хотелось бы рассказать историю обращения к Богу выпускника отделения ядерной физики Московского инженерно-физического института (МИФИ) Максима Савельева. Когда Максим еще только поступил в МИФИ, мама повезла его к отцу Ипполиту. В то время Максим, можно сказать, искал веру в Бога. Он постоянно анализировал, зачем вообще мы существуем, в чем смысл жизни? Эти мысли его сильно тревожили. Тем более, у него был рационалистический склад ума, и он склонялся к тому убеждению, что все мы состоим из атомов, и смысла в существовании в принципе – нет. Все равно все развалится. И Максим поэтому старался найти опору в жизни. Но такие общие слова о православной вере, как, допустим, Бог есть, потому что мир красив, его конечно же не могли устроить. Прежде чем попасть к отцу Ипполиту, мама его водила к разным другим батюшкам. Привела она его к одному высокообразованному священнику, который, кстати, тоже закончил МИФИ. Этот батюшка имел дар слова, говорил хорошо, интересно и Максиму понравился. Но после беседы с ним юноша говорит своей маме: «Странно, такой умный – и священник! У него что, карьера лопнула? Или личная жизнь не сложилась?» В общем, убедить Максима в существовании Бога этот образованный батюшка не смог. И вот он у старца Ипполита. «Я решил задать батюшке только один вопрос, - вспоминает Максим, - хотя мне было все равно, как он ответит. Но я хотел услышать его ответ. И задал ему свой вопрос, а он сказал мне всего одно лишь только слово: «Терпи», и дал иконочку Спасителя. И надо сказать, что в то время, как он мне это говорил, ведь сказал он всего-навсего одно слово…А меня охватило такое необычное чувство, которое я испытывал впервые в жизни. Это чувство необычайной радости, легкости. Его сложно с чем-либо сравнить, такого я больше не ощущал и вряд ли еще когда-либо буду испытывать. Наверное, только в Раю это будет испытано, но в этой жизни – не знаю. И это чувство меня охватило. И когда я его испытал, то подумал, что если есть такое в Православии, в христианстве, то, значит, люди не зря верят в Бога, и я тоже буду верить в Бога. И это было такое маленькое обращение к Богу. Конечно же, потом были этапы дальнейшего обращения, но это был первый толчок. Батюшка обладал таким вот даром открытия пути к Богу, даром открытия Бога, если так можно выразиться. Батюшка смог показать существование Бога без каких-нибудь физических примеров, умственный доказательств. Эта благодать, которая в батюшке присутствовала, без слов вела людей, даже очень заблудших, к Богу. Я считаю, что эта благодать является самым сильным средством и доказательством при ведении человека к Богу, чем любые другие доказательства». Вот слова, которые говорит сегодня человек, для которого еще вчера все люди состояли из атомов. Сила старца – не в словах, а в молитве.

Рыльский инок Григорий Пенкнович вспоминает: «Я знал, наверное, более ста представителей организованных преступных группировок Северного Кавказа из Ростова, Владикавказа и Ставрополя, которые были у отца Ипполита. И подавляющее большинство из них уже оставили свое преступное занятие. Они ничего особенного от батюшки не услышали, но та благодать Божия, которая почивала в этих людях, производила такое внутреннее преображающее действие, что они круто изменяли свою жизнь».

Отец Ипполит будто бы совершал таинственную проповедь Слова Божия в душах людей, и люди как-то начинали чувствовать, что Господь рядом, что Он всех нас любит. Отец Паисий Святогорец говорил: «И если тебе станет за них (паломников) больно, если ты их полюбишь, то они забывают о своих проблемах, забывают даже о наркотиках, исцеляются от болезней и прекращают бесчинствовать, а после приезжают на Святую Гору уже как благоговейные паломники. Это потому, что они каким-то образом получают извещение о любви Божией».

Преподобный Серафим Саровский оставил нам такие слова: «Господь ищет сéрдца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а всё прочее Я Сам приложу тебе», - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».

Батюшка почил 17 декабря 2002 г. Во время отпевания, на престольный праздник, в день любимого святого батюшки - свт. Николая, начались посмертные чудеса старца Ипполита. Вокруг солнца была радуга, а накануне, после всенощной, был какой-то таинственный белый круг вокруг луны. На девятый день после кончины на могиле батюшки замироточил крест. Великим постом отец Ипполит приснился москвичу Алексею Терентьеву, профессиональному звонарю, прихожанину храма Воскресения Христова в Кадашах. «Почему ты больше не звонишь в колокола?» - спрашивает его во сне отец Ипполит. «А в Кадашах, батюшка, нет звонницы», - отвечает Алексей. «А ты построй». Рассказал Алексей об этом сне настоятелю протоиерею Александру Салтыкову, который тут же благословил строительство звонницы, хоть и не было для этого ни сил, ни средств. Но все произошло так быстро и чудесно, что на Пасху уже была своя звонница, свои колокола.

Совершенно удивительный случай произошел в 2004 году с одной жительницей Санкт-Петербурга. У нее появилась бесовская мысль совершить очень тяжкий грех, о котором даже писать нельзя. И является ей во сне спускающийся с небес на облаке какой-то старец. На нем были надеты священнические облачения, сиявшие подобно солнцу. Старец сказал ей немного. Но он сказал ей такие грозные слова, обличающие ее греховный помысел, что желание грешить у нее резко пропало. Через некоторое время знакомые просят ее передать фотографии отца Ипполита, которого она никогда не видела, для священника Игоря Елисеева. Посмотрела она на эти фотографии и обомлела. На них был запечатлен тот самый сияющий старец. Воистину батюшка только келью поменял! А так он остался с нами, мы обрели молитвенника перед престолом Божиим.

В завершение приведем слова самого старца Ипполита: «Пасхальные песнопения Православной Церкви очень точно передают духовное ликование человека, вновь ощутившего себя бессмертным, цельным, воссоединенным и примиренным с Вечной Жизнью, с Сущим, с Богом. В них радость обретения цели и смысла жизни – единение с Распятым и Воскресшим Христом, победа над царством греха, болезни и смерти. Человек вновь ощущает себя счастливым – скорби  и немощи, бывшие его уделом, чудесным образом претворяются Божией милостью в радость и любовь. Любовь Божия возводит человека в новое, доселе ему неведомое, духовное состояние. Человек, по почивающему на нем Духу, становится Богом…» Эти дерзновенные слова в духе учения свт. Григория Паламы отец Ипполит написал, вероятно, потому, что сам был, как и святитель Григорий, афонским монахом и опытно проходил лествицу духовной жизни.

По книге «Самый добрый батюшка на земле…», Москва, Изд-во «Луг духовный» , 2010 г.

Прп. Амвросий Оптинский: «Здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Свт. Иоанн Златоуст: «Пост тела есть пища для души». «Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало».

Прп. Серафим Саровский: «Только досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу».

Прп. Анатолий Старший Оптинский: «Самый лучший пост… есть терпеть все, что Бог пошлет».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Кто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти».