ГРАЖДАНСКИЙ НОВЫЙ ГОД

Обычай отмечать гражданский новый год происходит с языческих времен. Римляне праздновали 1 января и проводили этот день в безчинных шумных играх с переодеваниями, в безумном весели и мерзком распутстве, вследствие этого христиане долго не святили этот день как день новолетия, и днями новолетия у них были 1 марта, 1 сентября, 25 декабря. В 1594 г. французский король Карл IX установил начинать год с 1 января, в России начинать гражданский год с 1 января повелено указом Петра I.

По верованиям римлян-язычников, первый момент нового года имел роковое влияние на весь годовой период времени: кто весело встретит и проведет первый день нового года, тот в течение целого года будет жить весело, отсюда и возник обычай встречать и проводить 1-й день нового года как можно веселее и разгульнее. Само название месяца Январь происходит от имени языческого божества Януса, изображавшегося с двумя лицами - спереди (молодым) и сзади (старым) – в знак того, что он стоит на распутии времен. Язычники провожают старый год и встречают молодой, т.е. новый, с новым лицом.

Накануне нового года ещё до Рождества Христова мужчины и женщины собирались в частных домах и в гостиницах для того, чтобы в обществе встретить новый год. Быть пьяным в этот день считалось необходимым даже для тех, кто не любил упиваться вином. Шум, крик, песни, пляски, рукоплескания оглашали улицы и здания в продолжение всей ночи. Мужчины наряжались по-женски, в свою очередь и женщины не отставали от мужчин в искусстве маскироваться. Некоторые по свидетельству блаженного Августина, наряжались в животных, надевали шкуры баранов, приделывали себе головы коров, оленей, псов и др. животных; иные наряжались даже демонами или принимали на себя образы своих языческих богов и богинь. Замаскированные ходили по городу, из дома в дом, с шумом, песнями и плясками. Разного рода чародеи, предсказатели и авгуры, гадавшие всевозможными способами о будущем, никогда, быть может, не имели так много посетителей, как в эту ночь – накануне нового года. С наступлением утра все спешили друг к другу с поздравлениями, благожеланиями и подарками по случаю нового года; вечер дня проводили в пирах и увеселениях.

Святитель Иоанн Златоуст (V 407) в его слове на новый год обличал: «Дьявольское гулянье, продолжающееся сегодня во всю ночь, смех, злословие, ночные пляски и смешное шутовство взяли наш город в плен… Более всего огорчают меня игры, происходящие сегодня в гостиницах, исполненные невоздержания и великого нечестия, - нечестия потому, что занимающиеся ими наблюдают дни, гадают и думают, что если 1-й день этого месяца они проведут в удовольствии и весели, то и весь год будут проводить также, а невоздержания потому, что на рассвете женщины и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются без всякой меры… Если ты хочешь получить пользу и от перваго дня этого месяца, то поступай так: когда ты увидишь конец года, то возблагодари Владыку, что Он ввел тебя в такое круговращение годов, сокрушись сердцем, исчисли время твоей жизни, скажи самому себе: дни текут и проходят, годы оканчиваются…, а что сделали мы добраго?... Так любомудрствуй при начале месяцев, об этом вспоминай при круговращении годов… Наблюдать дни – дело не христианского любомудрия, но языческого заблуждения»…Действительно, странно и непростительно христианину ожидать особенного благополучия от того, как он встретит новый год, позабывая, что истинное счастие и благополучие зависят не от круговращения времени, а от воли Божией и от характера нашей деятельности, непростительно предварять наступление нового года шумным пиршеством с вечера до полуночи, творить обычаи чисто языческие и для истинного христианства зазорные…Встреча подобных дней, как день нового года, различными непотребствами и безобразиями не только свидетельствует об отсутствии благочестия, но и составляет противление христианству и Церкви.

Весьма отрадно отметить обычай совершать молебствие в храмах в полночь под новый год. Иногда молебен служится 1 января после литургии, особенно это благотворно в городах, где под новый год царит разгул, т.к. молитвенное бодрствование идет в противовес греховному бодрствованию в эту ночь. Многие вовлекаются в разгул под новый год по своей слабости и легкомыслию и таковым особенно необходимо протянуть руку помощи, противопоставив грязным и шумным всплескам житейского безобразия торжественные призывы церковных колоколов.

Святая Церковь в молитвословиях молебного пения, положенного на новый год, объемля все существенные нужны временной и вечной человеческой жизни, благодарит Творца и Промыслителя за все благодеяния, изобильно излиянные Им на нас в прошедшем году и просит его «благословити венец наступающего лета Своею благостию». Вместе с этим св. Церковь, поставляя нас пред лицем Бога, как Источника жизни и безсмертия и Виновника всех благ, и призывая нас умолять его: «прости нам и всем людем Своим вся согрешения вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная», «отгнати от нас все душетленныя страсти и растленныя обычаи», «обновити дух правый во утробах наших», «спрешных к деланию добрых дел и исполнению всех заповедей Его сотворити», «подати мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное же строение и добродетельное житие,» - тем самым св. Церковь побуждает нас, при наступлении новаго года, к строгому самоиспытанию и обозрению всей жизни и дел прошлого года, чистосердечному раскаянию во грехах и твердой решимости в будущем, по мере сил, удаляться от всякого зла, и учить, что благополучие нашей жизни зависит от Бога, и что оно есть удел только «спешных к деланию добрых дел», т.е. истинных христиан. Только истинный христианин и может наслаждаться чистою, спокойною совестию – драгоценнейшим из всех сокровищ, только он может, с твердым упованием на Бога, переносить все бедствия и искушения, которые так многочисленны в жизни и неизбежны для всякого, только он может правильно воспользоваться благами мира для славы Божией, для спасения души своей и для благодеяния ближним, только он может быть доволен всякою участью, какую бы ни послал ему Господь, а в этом-то довольстве и состоит истинное счастье на земле. Вот этого-то счастья и должно желать при наступлении нового года и себе и ближним, о нем-то и следует возносить пламенные мольбы к Всевышнему.

С.В. Булгаков «Настольная книга священно- церковно-служителя. Часть I», 1993 (1913).

Старец Паисий Святогорец о современном мире

В нашу эпоху большинство людей образованны по-мирски и мчатся с высокой мирской скоростью. Но поскольку у них нет страха Божия – а начало премудрости – страх Господень (Пс. 110, 10), - то у них нет и тормозов. И с такой скоростью, без тормозов, они заканчивают гонку в пропасти. Люди очень озабочены трудностями и по большей части доведены до одурения. Они потеряли свой ориентир и мало-помалу идут к тому, что не могут контролировать самих себя. Если даже те, кто приезжает на Святую Гору, так сильно расстроены и запутаны, столь тревожны, то подумайте, каковы другие, отдаленные от Бога, от Церкви!

Во всех государствах видишь бурю, великое смятение! Несчастный мир – да прострет Бог Свою руку! – кипит, как скороварка. И посмотрите, что творят власть имущие! Стряпают-стряпают, бросают все в скороварку, а она уже свистит! Скоро вылетит клапан!..

Мир еще не осознал того, что диавол ринулся губить творение Божие. Он устроил панкинию (общую работу – имеется в виду всех злых сил), чтобы погубить мир, он пришел в бешенство, потому что в мире начало появляться благое беспокойство. Он разъярен, потому что знает, что действовать ему остается недолго (см.: Апок. 12, 12). Диавол разжег такой пожар, что даже если все пожарные соберутся вместе, то не смогут его потушить. Духовный пожар – не осталось ничего неповрежденного. Остается только молиться, чтобы Бог пощадил нас. Ведь когда разгорится большой пожар и пожарные не могут ничего сделать, то люди вынуждены бывают обратиться к Богу и просить Его о сильном дожде, чтобы пламя погасло. Так и с тем духовным пожаром, который раздул диавол: нужна лишь молитва, чтобы Бог помог».

«Слова старца Паисия Святогорца», Москва, Изд. Дом «Святая Гора», 2009 г.

* * *

Настоятель афонского Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем арестован и вывезен с территории Святой горы. В этом монастыре находится великая святыня – Пояс Пресвятой Богородицы. Трудами и молитвами настоятеля обители пояс был привезен в Россию впервые за последние 200 лет, где ему в течение месяца поклонились более 3 млн. человек. Уголовное дело было сфабриковано с 2008 г. Светские фигуранты якобы незаконной сделки с имуществом – на свободе, однако престарелого и тяжело больного диабетом священнослужителя сразу по возвращении в Грецию посадили в темницу. Православная общественность видит в этом мщение злой силы за добро, оказанное нашему народу. Братья и сестры, просим святых молитв о всечестнем отце Ефреме!