НАСТАВЛЕНИЯ СХИАРХИМАНДРИТА ИОАННА (МАСЛОВА), 1932-1991

VI

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) сочетал в себе два высоких призвания: как духовник огромной паствы - старческое и как магистр Московской Духовной Академии - богословское. В своих проповедях и наставлениях отец Иоанн часто повторял: «Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца». Старец как бы за руку вел человека по ступеням лестницы духовно-нравственного совершенствования. Сначала учил замечать помыслы (что очень непросто для новоначальных), открывать их духовнику, и, наконец, бороться с ними. Он называл внимание первым средством для очищения души: «Что касается духовной жизни и очищения души от греховного мусора, то первым средством в этом деле является бодрствование духа». В  письмах старец также часто писал своим чадам о внимании: «Будем внимать себе!»; «Будь повнимательнее к себе самой»; «Желаю тебе быть лучше и обратить особое внимание на свою бессмертную душу»; «Будь внимательным к своей жизни и побеждай все плотские пожелания, вопиющие против бессмертной души, страхом Божиим и страхом вечных мучений за гробом». Отец Иоанн показывает, какое важное значение имеет внимание в деле спасения. Он пишет: «Наше спасение заключается в том, чтобы мы смотрели за собой повнимательнее». «Будем почаще испытывать самих себя, где мы находимся, и с помощью Божией удаляться от всего греховного и порочного».

По учению святых отцов, поставив ум в трезвенное состояние, мы должны внимательно смотреть на нападающие помыслы и отвергать их при самом появлении, не принимая их и не позволяя им проникнуть в наше сердце. Батюшка очень образно учил этому. Его духовная дочь как-то сказала: «Батюшка, мне от этих мыслей [тщеславия] никуда не деться». – «Вот выдумала. Если дверь закрыта, то никто не войдет. Не принимать этих мыслей. Безобразие». Это образное выражение, что дверь надо держать закрытой, батюшка часто использовал. Когда батюшке говорили об унынии, тоске, он отвечал, что «это бывает, когда дверь [души] открыта, то есть впускаешь лукавые помыслы, они понемногу расхищают все, что накопилось в душе, все дары молитвы. Нужно дверь закрыть, помыслы гнать, богатство копить. Тогда в душе будет теплота, сокровища и благодать». Поясняя эту мысль молодой девушке, с которой он говорил в храме, батюшка добавлял: «Вот видишь, сколько здесь всего: облачения, книги, иконы. А если я дверь не буду закрывать – все растащат. Так и ты – закрывай дверь [души]». Еще говорил: «Душу держишь всему открытой, все впускаешь, а надо дверь на замок от дурных помыслов и дел». Тем, кто был отягощен помыслами, батюшка мягко говорил: «Помыслов у кого не бывает, но их надо сразу отгонять; с помыслами бороться, и с плотью, и с врагом». Вообще, когда ему исповедовали греховную мысль или пожелание, он часто отвечал: «Это отогнать». Как приказ давал. Еще говорил: «Раз сразу не отсек мысль, а разговариваешь с ней, значит, не возненавидел [греховную мысль]».

Батюшка образно говорил: «Если зверя посадить в ящик и не давать есть и пить, он обязательно умрет. Так и мысли и воспоминания. Если не давать им пищи (отражать), они умрут». В одном из своих писем старец так раскрыл суть своего учения о борьбе с помыслами: «Безусловно, от помыслов никто не бывает свободен, и они всякого человека влекут к чему-то дурному, но от нас в полной мере зависит не соглашаться с ними и не вступать в беседу, и тогда они постепенно начнут удаляться от человека. Но здесь необходима борьба, только после которой наступает постоянное благодатное пребывание души в Боге». Батюшка пишет: «Подвиг отсечения помыслов предстоит всем христианам без исключения и непрестанно».

«Важно в жизни, что извлекаешь из обстоятельств. Паук из цветка яд берет, а пчела – мед. Вот, например, идешь, услышишь музыку, песни, а ты сразу мысль переключай: «А как же Ангелы на небесах поют?» Мыслей греховных не допускай. Сразу переключайся на другое. Думай, например, о смерти, о Страшном суде». Другим батюшка советовал переключать ум на работу.

О том, как опасно принимать греховные мысли, свидетельствует такой случай. Один человек рассказал батюшке о мыслях, какие у него были летом, когда он не мог видеть старца. Батюшка сказал: «Да, плохо дело, натворил дел, большой грех. Телом не согрешил, но душой, теперь годы нужны, чтобы скверну эту омыть, чтобы душу к прежнему состоянию привести». Вот один из примеров, как батюшка учил бороться с мыслями. Женщина говорит: «Батюшка, мне муж неприятен». Батюшка отвечает: «Враг не дурак, он знает, как действовать, ему только и надо разорвать таинство и выбросить. Если бы ты видела, кто все это шепчет, только по грехам нашим закрыты глаза наши. Когда ты венчалась, этого не было. С помыслами надо бороться. Когда назревает ссора, сказать себе: «Батюшка мне этого не велел». Когда враг начнет шептать, что муж плохой, неприятный, - ответить: «Нет, он хороший», - и все сразу исчезнет, и он действительно хороший…»

Батюшка учил замечать в душе пристрастие к кому-либо или чему-либо. Он говорил: «И малая вещь может погубить человека, если он будет относиться к ней с пристрастием». Батюшка наставлял бороться с помыслами молитвой. Он говорил: «Надо гнать вражьи мысли, заменять их молитвой». Некоторым советовал, когда в голову «лезут» плохие мысли или ненужные воспоминания, читать молитву: «Пресвятая Владычице моя Богородице…» И еще говорил: «Если будешь делом да молитвой занят, враг не подступит».

Батюшка учил, что бороться с греховными помыслами нужно и покаянием. Вот одна из его бесед с духовным сыном: «Ну, что у там у тебя?» - «Тяжело на сердце, батюшка, грехи мучают». – «Что согрешил?» - «Не знаю, наверно, мыслью». – «Мысли – все равно, что дела». – «Пусто на душе». – «Пустота, она всегда от помысла, когда плохую мысль принимаешь. Не молишься, не борешься». – «Как подогреть себя?» - «Борись. Сразу проверяй: что согрешил, что принял, раз тяжело душе. Кайся и дальше иди». Еще старец мог постучать пальцем по голове человека, или когда благословлял, слегка ударял по голове, - и все мучившие плохие мысли исчезали. Многие просили: «Батюшка, постучите», но старец не любил, когда просили.

Духовные чада отца Иоанна отчетливо помнят, как он, поднося палец по очереди к глазам, уху и устам, весомо, проникновенно говорил: «Глаза, уши, язык», то есть «ограждай глаза, уши, язык». Казалось, что батюшка налагал на органы чувств какую-то узду. Давая такое наставление, батюшка как бы передавал человеку состояние внутренней собранности, контроля над собой. Такое состояние продолжалось некоторое время после беседы со старцем. Потом человек, уже опытно познав его, должен был своим трудом и молитвой сам воспитывать в себе внутреннюю собранность, без которой духовная жизнь невозможна.

Батюшка приводил много разных примеров того, как надо быть внимательным к зрению: «Засмотрелся на книгу с пристрастием, пожелал – уже грех. Надо сознавать». Один человек сказал: «А я часто езжу в транспорте и даже не обращаю внимания на то, что могу посмотреть или прочесть то, что люди рядом со мной читают (газеты, журналы)». Батюшка строго укорил его за этот грех и сказал, что это недопустимо: «Удерживай глаза». Батюшка приводил слова Антония Великого о языке: «Блюдись, человек, возьми власть над языком своим и не умножай слов, чтобы не умножить грехов». Своих чад он наставлял: «Больше надо молчать. Много говорит пустой человек. Если будешь мало говорить, к твоему слову будут прислушиваться. Когда говорят старшие – все выслушать, не перебивать, потом вежливо, кротко ответить». Духовная дочь жаловалась на себя: «На работе много говорю, потом душа болит». Батюшка тихо отвечал: «Не надо, надо молиться, возьми тропарик и читай». Воспоминания, по слову батюшке, также могут повредить душе.

О снах старец говорил: «Встал – забыл». «С нашей стороны требуется постоянный контроль за нашими действиями, поступками и мыслями. Такого внимательного человека Бог никогда не отринет, и, более того, Он будет всегда помогать ему в преодолении всевозможных искушений». «Жизнь нам дается один раз, можно нажить столько врагов, что и по земле стыдно будет ходить, а можно приобрести столько друзей, что всегда помощь будет. Будь внимателен!» Строго говорил: «Бегай, как огня, всего ненужного». С большой осторожностью приучал старец относиться к чтению книг. Новоначальным обычно говорил: «Надо осторожно читать. Читай то, что проверено: «Жития святых», «Жизнеописания подвижников благочестия», авву Дорофея, Оптинских старцев».  Однажды одна девушка спрашивала у батюшки разрешения поехать на Рождество в деревню. «Зачем тебе?»  -«Батюшка, там тихо». Старец внимательно посмотрел на нее и сказал, что надо внутрь себя углубляться – там великая тишина. И как бы передал ей это внутреннее состояние.

Речь старца изобиловала духовной силой и выразительностью: «Кто не кается, тот мертв». «Ум покаявшегося думает по-другому». «У нас сердце каменное, где плод не растет». «Бес свил в нашей душе гнездо». «Осуждая ближнего, досаждаешь Богу». «Что в душе отпечатлелось за время жизни, с тем она и предстанет на Суд». «Кто Церковь не слушает, тот не Христов». «Безнравственный человек есть посмешище злого духа».

По книге «Благодатный старец», Москва,  2006 г.