Неделя 3-я Великого поста

В третье воскресенье Великого поста, именно в его средине, Церковь предлагает верующим поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Пост этот называется Великим не по продолжительности, а по своему значению, потому что он преображает наше естество через воздержание не только в пище, но и через воздержание от греха. Мы постимся и каемся, чтобы обновленными, очищенными от греха встретить Воскресение Христово – Пасху. Этот пост прообразует всю нашу земную жизнь, и после этой жизни мы должны встретиться в вечности с Богом, с нашим Творцом и Спасителем. А для того чтобы не быть осужденными на Страшном Суде, наследовать Вечную жизнь и сесть одесную Господа и Бога нашего, мы должны стараться уподобляться Ему через веру, выполнение заповедей, приобщаться таинств церковных, причащаться, молиться, каяться во грехах и творить добрые дела.

Конечно, это занятие не из легких, и здесь проявляются все наши немощи, все наше зло всплывает на поверхность. Знаете, как волны из моря прибоем выбрасывают на берег щепки, мусор, всякие вещи, которые падают в воду с палубы кораблей, так и сейчас пост выбрасывает на поверхность все, что находится внутри нашего сердца: наши нечистоты и греховность. Поэтому сердце надо убирать и очищать через покаяние, поклоны и молитвы, которые сейчас Церковь предлагает на Богослужении. Дело очень тяжелое, ведь мы духовно болеем, и на нас лежит бремя греховное, наша страстность нас тянет к озлоблению, появляется неприязнь и раздражительность, проявляется тяга к чревоугодию и другим дурным привычкам. Если несешь с базара в руках какой-то тяжелый груз или тащишь мешок на плечах килограммов 30-50, а придя домой, сбросишь его с себя, как легко становится, не правда ли? Или если целый день физически поработаешь, то вечером после того, как умоешься и переоденешься, чувствуешь облегчение. Многие из нас испытывали такое состояние. Так и от грехов, если поисповедуемся в них, очистимся покаянием от всякой скверны, то и душа наша будет чувствовать облегчение, как будто она отрывается от земли и, как птица, тянется вверх, к Богу. Если мы достойно пройдем Великий пост, то какая радость будет в Пасхальную ночь, куда ни кинься – все такие близкие и родные. Казалась, еще вчера были врагами, а в Пасхальную ночь со всеми лобызаешься: «Христос Воскресе!» - и они становятся роднее родных! Оказывается, это грехи наши виноваты, наша скверна озлобляет нас и мешает любить друг друга. Великий пост – семь недель со страстной седмицей – это процесс преображения человека из грешника в святого христианина.

Посередине Великого поста Господь посылает верующим утешение – Крест Христов! Мы привыкли, что слово «крест» обозначает тяжесть, скорбь, часто слышим: «Ой, какой тяжелый крест у Евдокии, посмотри: мужа нет, работает днями и дети такие-сякие, она их еле-еле прокармливает». Из-за этого и говорят: тяжелый крест, т.е жизнь тяжелая. Вот так односторонне мы привыкли смотреть на крест. А Крест – это оружие на дьявола и помощь нам на жизненном пути. Крест – это томление томящих нас страстей. Три недели ведь только пропостились, победствовали, выражаясь нашим языком, без мяс и сал прожили, и Господь утешает нас крестом, помогает нам, дает подпитку, подкрепление! Каким же образом? Крест, воспет веками и тысячелетиями, освящен распятием Христа! Это символ, изображение, которое излучает Божественную энергию. Когда Господь за грехи всего человечества распинался на кресте, то освятил его Божественной силой, которая неоскудно пребывает во веки веков! Вы думаете, бесы так просто боятся креста? Они страшатся не столько самого изображения, сколько той энергии, которая исходит от креста, он испускает мощную силу, пожигающую бесов и зло. И вот эта сила сходит с креста и на нас, грешных, кающихся, молящихся, желающих спастись и встретить Пасху – Светлое Христово Воскресение. Ибо весь мир, все живое и неживое, сотворенное Богом, питается благодатной энергией – Духом Святым. И если останемся без Него даже на один час, то все превратится в  прах и гной, все вымрет. Всякая жизнь на земле погибнет без энергии Божией! Нам, верующим людям ясно, что такое сила Божия, Благодать, исходящая от креста.

Когда мы прославляем Господа и поклоняемся Животворящему Кресту, то воодушевляемся на дальнейшее прохождение поста. Господь нам как бы говорит, что мы маловерные и малодушные, попостились только три недели, а уже расклеились, все у нас болит, а тут еще недоедание, кушать хочется. А вот Господь невинно пострадал, был распят на Кресте не за Себя, а за нас. Ибо Богу не надо было распинаться – Он Всемогущий и безгрешный. Он распял на Кресте не Себя, а наше человеческое естество, т.к. по учению Православной Церкви Сын Божий Иисус Христос, наш Спаситель, имел двухсоставное естество, в Нем соединено вместе и Божественное, и человеческое, Он Богочеловек. А иначе и быть не может, и это прообразует, что мы должны вместе с Ним находиться на небе после исхода из этой жизни. Если мы сыны Божии, чада Христовы, мы и здесь на земле, невидимо пребываем вместе с Ним, если Он живет в нашем сердце. И наоборот, нам очень плохо, если в нашем сердце хозяйничает бес. Мы должны устыдиться, опустить головы и каяться: за наше нетерпение, озлобление, за то, что вспоминаем египетские котлы, хотя у нас во рту еще оскомина от мяс, которые мы только несколько недель назад прекратили есть. Надо терпеть маловерие и малодушие, находящие на нас от бесов, от страстей и скорбей. Это второе значение и смысл Креста.

Третье значение. Господь нам посылает утешение. Посмотрите, какой Он Человеколюбивый! Нам бы иметь хоть толикую частицу от Его любви! Наши прародители, Адам и Ева, согрешили, все наши предки грешили, а Иисус Христос спас от этих грехов весь род человеческий. Сам Бог распялся на Кресте! Ни с кем Господь так не нянчится, как с человеком. Он знает, кого сотворил, с какими возможностями и силами, и продолжает прощать нас, дал нам баню пакибытия – Таинство покаяния. Нам не хватает только одного – желания спасаться. Чаша весов нашей земной жизни явно склоняется в сторону угождения нашей плоти: мы носимся с ней, нянчимся, не знаем, как украсить и ублажить ее, а о душе мало заботимся. Вот таковой финал нашей жизни: мы не работаем, мы не пашем ниву духовную, пока есть возможность.

Если мы очистимся от грехов, то в наше сердце, в теперь уже чистый сосуд, войдет благодать Духа Святаго Пасхальным праздником. А если небрежно и нерадиво пройдет у нас Великий пост, то и Пасха нам мало что принесет. В грязный кувшин хозяйка не нальет молока: сначала его помоет, а потом процедит туда молоко. Или когда мы кушаем, тарелки нам подают мытые, чтобы наливать туда пищу, так и Господь только в чистую духовную посуду, в очищенное сердце, изливает Свою благодать. Таким образом, если мы на земле за свою жизнь, длительность которой каждому из нас установил Господь, очистимся постом, через веру, соблюдение заповедей и покаяние, т.е через Богоугодную жизнь на земле, то и нас Господь спасет, наденет рубахи небесные, посадит рядом с Собой в райских обителях, и там будем питаться пищей духовной.

Есть такая картина древнего художника, на которой изображены святые в Царстве Божием: сидят они за столом, накрытым скатертью, а на столе ничего нет: ни крошки хлеба, ни солонки. Неверующий человек посмотрел бы на эту картину и сказал: «Вот тебе и счастье, какое тут блаженство?! Стол-то пустой! Зачем я тут буду страдать, мучиться, приду на небо, а стол не накрыт?!» У нас сознание еще материальное, а оказывается, святые сидят за столом, а рядом с ними – Господь, и вот они смотрят на Него и питаются Им! Скажи об этом неверующему, он не поймет. А Господь, будучи на земле, сказал Своим ученикам: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6, 56). Но в Царстве Небесном нет уже Крови и Плоти, и небожители питаются Духом Святым, энергией Божественной, которую Бог испускает из Себя. И вот они сидят, смотрят с умилением на Бога и насыщаются. Как солнечные лучи исходят от солнца и не только освещают и согревают землю, но и питают всю природу, т.к. в их состав входят также ультрафиолетовые лучи, которые способствуют выработке в живых организмах витаминов и жизненно важных кислот. От солнца на землю идет непрерывный световой дождь. Так и от Бога на наши души, здесь и на Небе, тоже исходит дождь, но духовный, энергетический, который называется на церковном языке благодать Духа Святаго.

В этом смысле оправдана народная поговорка: Каждый человек – кузнец своего счастья! Свое счастье, свое спасение нужно ковать здесь, на земле, с Божией помощью через веру. Ибо на суде, когда выйдем из этой жизни и явимся на небо, никакого оправдания нам не будет. Нам дано Евангелие – учение о спасение, построены храмы, в которых совершаются таинства: хочешь креститься – крестись, хочешь причащаться – причащайся, только кайся на исповеди, если больной – пособоруйся, хочешь вступить в супружество – венчайся и получишь благодать Духа Святаго, тогда будете жить душа в душу, а не рыкать друг на друга и кулаками махать, т.к  если вступающие в брак достойно воспримут благодать Божию, то будут любить друг друга, бояться Бога, и эта благодать передается их потомству. Почему сейчас браки все разваливаются, потому что построили семьи, как сказано в Евангелии, не на камне, а на песке, т.е без Бога. А ведь камень – это Христос, вера в Него.

На этой седмице мы будем делать земные поклоны и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Будем же почаще взирать на него и не станем малодушничать, т.к. Господь пострадал за нас, и нам за себя надо хоть чуть-чуть потрудиться. Крест – это Промысл Божий о нашем спасении. Если бы мы, не уклоняясь ни вправо, ни влево, шли по жизни по ровной дорожке, по такой тропе, как шли святые (потому и называется хвалебное песнопение им «тропарь», т.к. они шли тропой Христовой на Небо), то и тяжести не было бы такой. Мы поступаем, как арестованный преступник, который стремится сорвать с себя наручники, отчего они еще туже затягиваются, или, как необъезженный конь, хотим сбросить седока – Христа, и жить по-своему. А Крест – это жизнь по воле Божией. Господь нас не конвоирует, как заключенных, и насильно на небо не ведет, он приглашает, зовет к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28), никого не принуждает: хочешь спасаться – спасайся. И все для этого есть на земле, только одного не хватает – нашего произволения, желания исполнять Волю Божию. Аминь.

Архимандрит Петр (Кучер), 14.03.1999