Неделя о слепом

В это воскресение мы совершали Богослужение, в честь праздника об исцелении слепорожденного. Господь уврачевал слепоту людей как физический недуг. Сейчас, к нашему счастью, на земле небольшой процент слепых, но самая главная слепота, которой поражен почти весь род человеческий, - духовная: неверие и отсутствие христианского сознания. Если человек неверующий и не знает Бога – это слепец! И если такие люди учат других каким-то житейским мудростям, а тем более если они еретики, сектанты или сатанисты – это еще страшнее. Так вот, смысл сегодняшнего праздника, что Господь отверз очи неверующему роду человеческому в лице Вартимея, сына Тимеева из Иерусалима. Господь знал, кому дать зрение и этот слепой исповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим, как и апостол Петр. Вот что самое главное, от нас требуется исповедовать Христа Сыном Божиим, веровать в Него, исполнять святую волю Божию и жить по Евангелию. Врачевание слепоты – это был один из последних аккордов мессианства Господа Бога нашего Иисуса Христа на земле. Не столько страшна слепота телесная, сколько слепота духовная: когда человеку 70, аще 80 лет, а он не знает, для чего живет! А мы, православнее христиане, должны знать и верить, что находимся здесь и идем по пути, ведущему в Царствие Божие, и наш компас – Евангелие, по которому мы должны ориентироваться, чтобы через веру прийти ко Христу. Многие из здесь стоящих часто задаются вопросом: почему у меня не получается исцеление, не клеится дело, не ладится в жизни и т.п. А это потому, что твои внуки и правнуки сейчас пьют и ходят по сатанинским стезям. Этим самым они обличают и обвиняют тебя, что ты не научил их жить по воле Христа Бога, не привил с детства Православную веру и не сделал из них людей, т.е. христиан. Вот за это мы все и страдаем. В Ветхом Завете было так, что за грехи прадедов наказывались правнуки и так продолжалось, пока Христос не уврачевал людей от греха. Конечно, до пришествия Господа были праведники: праведный Симеон Богоприимец, пророчица Анна, праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, и другие. Были считанные люди, ожидавшие Христа Бога, который должен прийти на землю, воплотиться и пострадать за весь род человеческий. Тогда на земле было не шесть миллиардов народонаселения, как сейчас, а несколько сотен миллионов, которые не знали воли Божией, не подозревали о должном воплощении Сына Божия и были слепы отсутствием Божественного мышления и веры.

Посмотрите, в чем архиереи-фарисеи упрекали Христа, они Его выгнали из синагоги как исповедника истины. Прочему же они не уверовали в Мессию? Потому что их чаяния души, весь настрой жизни был на материальное! Это они были первые марксисты-материалисты, хотевшие построить рай Божий на земле! Они ждали Христа, как царя земного: с мечом на белом коне, который бы пришел к ним и сказал: «Ну, братья фарисеи и саддукеи, пойдемте на Рим! Мы им головы посечем и сделаемся владыками мира». Вот к чему они стремились еще с тех давних времен и до сих пор, потому что жили только жаждой этой мирской жизни и не обращали свои взоры к Богу, не молились и не стремились к стяжанию благодати Духа Святаго, которая просвещает и наставляет на всякую истину. Вот эти первосвященники и книжники ослепли духовно, до прихода Христа на землю они совершенно исчерпали свой харизматический потенциал, т.е духовные возможности для просвещения Израиля, богоизбранного народа, и тем более – для язычников. Они уже стали слепыми вождями, как явствует из сегодняшнего евангельского повествования, поэтому и не распознали Сына Божия.

Как Господь мудро все устроил: родился в Вифлееме, а явился из Назарета! Назарет скрыл Его Божество. Было все прикровенно и сокрыто для того, чтобы сами люди не глазами и знанием библейской истории, а своим сердцем и духом, очами веры узрели, что это Сын Божий, познали Бога по его делам! Ибо сами простецы говорили: «От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену» (Ин. 9, 32) и «Никогда челвоек не говорил так, как Сей Человек» (Ин. 7, 46). Кажется, вот эти свидетельства должны открыть слепоту израильским вождям, но нет, этого было недостаточно, и они посылали арестовать его. А Господь делал всё, чтобы размягчить их окаменелые сердца и открыть их духовные очи: проповедовал, исцелял, был мучим и распят, воскрес и вознесся на виду  у всего израильского народа – а воз и ныне там. Вот что такое материализм, братья  и сестры, вот что такое увлечение мамоной! Именно эта причина привела к духовной слепоте книжников и вождей  израильского народа. Они поэтому не могли понять, что суббота (в переводе с еврейского – «покой») есть отсутствие всякой заботы, т.е что тебе кушать, где жить, не выгонят ли тебя с работы, - все это суета и забота. И чаще всего это забота о нашем теле, которое требует за собой постоянного ухода. Как апостол Павел пишет: «Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» (Еф. 5; 29). А покой – это еще означает безстрастие, отсутствие гнева, злых помышлений, ненависти и презрения к ближним (кроме заботы о приобретении насущного хлеба), покой от зла, от страстей и пороков. Жизнь по нашим страстям, превышение так называемых физиологических функций человека, генерирует, т.е. творит зло, от которого страдаем мы сами и окружающие нас.

Покой – это совершенство. Можно привести такой банальных пример. В 50-х годах XX века в Киеве была международная выставка птицеводства. Обыватели подходят к венгерскому павильону и спрашивают: «А что это у вас куры валяются ножками кверху, как дохлые?» а гид им переводит, что они уже ни в чем не нуждаются, у них наступил покой – рай в клетке. Они получили концентраты, зерно, витамины, зелень и водичку, а теперь блаженствуют, чем не бройлеровский рай!? Так вот и здесь суббота – это значит покой, беззаботность. Именно в субботу для будущей небесной субботы надо делать все, чтобы человек не заботился о земном и суетном,  не думал о болезнях и болячках, не ахал и не охал. Это полное блаженное, беззаботное состояние души, а не то греховное, в каком мы сейчас находимся на земле. Беды  же нам причиняет наша злая воля или хотение: что хочу, то и ворочу, т.е это, по сути, - мятеж, революция против Бога. Вот это несогласие и война, которую мы ведем против нашего Творца, доставляют нам хлопоты, несчастья и беды в этой жизни. И кто удостоится Царства Божия и будет обитать там с ангелами и святыми, тот больше не увидит скорбей и болезней.

И вот посмотрите теперь, какое лукавство проявили родители Вартимея! Самые близкие  на земле люди стали стыдиться своего чада. Они должны были свидетельствовать за сына, прославить Бога и Иисуса Христа, Который сотворил такое чудо, заступиться за Него, сказать, что это был Пророк, т.е назвать все своими именами. Так нет  же! Они испугались фарисеев, поэтому спихнули все на сына: «Како же ныне видит не вемы, или кто отверзе ему очи, мы не вемы; сам возраст имать, самаго вопросите, сам о себе да глаголет» (Ин. 9, 21). Они побоялись быть отлученными от синагоги, но к тому времени от благодати, т.к. харизма синагоги к тому времени уже вся исчерпалась. Почему Господь и сказал: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38). А без благодати синагога уже не дом Божий, она стала просто сборищем людей, обыкновенным гражданским зданием и не более того. Но эти родители ни слова не сказали за своего сына! Тут бы ликовать, ведь сколько скорбей имели они за эту болезнь сына, позор лежал на семье, и таких людей считали грешниками. А мы, дорогие братья и сестры, как ведем себя, как защищаем свое сокровище – Православную веру? По сей день веруем в кулак: смотрим по сторонам, нет ли посторонних, можно ли перекреститься, а где-нибудь в общественных местах, так Боже упаси, как бы чего не вышло.

Так вот, погоня за материализмом привела не только фарисеев, саддукеев и первосвященников Израиля, но и великий богоизбранный русский народ, Третий Рим, к такому плачевному состоянию!  Нам было мало тех благ, какие были у нас сто лет назад, когда при царях были в обиходе золотые монеты, разводов никто не знал, люди были здоровые и сильные. Этого показалось мало, решили, что построят еще лучше. И построили то, что сегодня приходится перестраивать. И вот теперь перебирают: этот президент плохой, давай другого изберем. И этот тоже ничего не даст, ведь жизнь и благосостояние народа зависят не от правителей, а от Бога. Это Он нам не дает земных временных благ, чтобы мы не надеялись на князей и на сынов человеческих, не служили бы мамоне  и тем самым чтоб не погубили себя! Не дает Господь нам ожидаемых земных благ, т.к. наша жизнь духовно не рентабельна, не спасительна, Господь не дает земного счастья, чтобы мы не впали в еще худшее греховное состояние. Можно сказать, что это наше благо, что Господь нам не дает благ. Вот если бы мы их отталкивали от себя по своему смирению и богоугождению, тогда бы Господь, наоборот, засыпал бы нас ими. Он по Своей неизреченной любви хочет на небе, в райских обителях дать верующим в изобилии духовные блага. А здесь можно и на сухариках прожить, потому что на земле мы временные жители, путешественники, ибо сказано в Евангелии от Матфея: «Ищите прежде Царствия Божия, и правды Его, и сия вся приложится вам» (Мф. 6; 33). А мы, наоборот, умудрились переставить вторую часть сложного предложения вперед, т.е. ищем прежде то, что приложится, - материальные блага, а Царство Божие – как придется. Итак, не будем слепотствовать, дорогие братья и сестры, - такой смысл сегодняшнего Евангельского сказания. Верою, молитвою и бдениями, всеми добрыми делами будем прозревать духовно, приобретать христианское сознание и мышление Божие. Аминь.

Архимандрит Петр (Кучер), 20.05.2001 г.