«АПОСТОЛОВ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНИЦЫИ ВСЕЛЕННЫЕ УЧИТЕЛИЕ»


Двух светлейших лиц, двух великих христианских подвижников - горящего верой Петра и славного мудростью Павла - представляет нам сегодня св. Церковь, именуя их «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие».
Первопрестольными Апостолов они названы не потому, что якобы получили верховную власть над всеми Апостолами. Нет, для подобных утверждений не находим свидетельств ни в св. Евангелии, ни в апостольской истории. Что касается ответа Христа Спасителя на исповедание веры ап. Петром - «ты - Петр, и на сем камне создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18), то здесь под камнем следует разуметь не саму личность Апостола, а его исповедание, его твёрдую веру в Христа, Сына Бога Живого (Мф. 16, 16). Господь как бы так говорил: ты, Симон, первый из Апостолов назвал Меня, Сына Человеческого, Сыном Божиим. Одобряю твою веру, и отныне ты будешь носить имя Петр, т. е. камень, ибо твоя вера тверда как скала. Вслед за св. Петром и прочие Апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь, ибо, по слову известнейшего отца западной Церкви св. Киприана Карфагенского, «и прочие Апостолы были тоже, что и Петр, - имели равное с ним достоинство и власть». Нельзя не вспомнить здесь, что краеугольный камень Церкви есть Сам Господь наш Иисус Христос (Еф. 2, 20). Значит, апостолы Петр и Павел именуются первопрестольными не за преимущество перед другими Апостолами по власти, а лишь по чести. Но за что же им такая честь? - За их великие труды. Все святые Апостолы понесли много трудов в благовестии Христова учения, а эта двоица потрудилась больше их (I Кор. 15, 10). Переходя из одного града в другой, из веси в весь, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося на своих путях разные невзгоды. «Я, - говорит о себе сам св. ап. Павел, - был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти... Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение... Много раз был в путешествиях, в опасности на реках, в опасности от разбойников...» и т. д. (2 Кор. 11, 23-32). Вот за эти великие труды апостолы Петр и Павел названы первопрестольными. За эти же труды они прославляются и как учители Вселенной.
Господь повелел всем Апостолам идти к народам, учить их и крестить (Мф. 28,19-20). Несомненно, святые Апостолы свято исполнили эту заповедь своего Божественного Наставника, но больше всех прославились благовестием святые Петр и Павел. В тогдашний мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытных стяжаний и злобы они понесли небесную истину и Божественный свет, царство правды, мира и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17). Тысячи людей привели они ко Христу Распятому и Воскресшему.
Но свв. Апостолы не только благовествовали, а и утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их посещали, для постоянного руководства ими ставили епископов и пресвитеров, писали к ним веро- и нравоучительные послания. Св. Петр оставил таких - ко всем Церквам - два послания, а св. Павел - к отдельным Церквам - четырнадцать, из них тринадцать направил к христианам из язычников. И с тех пор эти священные писания неизменно читаются и в храмах и дома, ибо в них заключены истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе, в них обретается всё нужное нам к правильному понятию смысла нашего земного призвания, к утверждению нас на пути в Царствие Божие.
Чтобы изложить содержание посланий святых апостолов Петра и Павла понадобилось бы много времени. В рамках нашей беседы мы, дорогие отцы, братья и сестры, вспомним для собственного назидания лишь учение св. ап. Павла о христианской любви.
«Любовь, - по утверждению св. Апостола, - долготерпит, милосердствует», потому что знает слабости человеческие; «не завидует», ибо служит счастию других; «не превозносится, не гордится «, ибо ей присуще смирение; «не бесчинствует «, потому что спокойна; «не ищет своего», ибо заботится о ближнем; «не раздражается, не мыслит зла «, потому что кротка и великодушна; «не радуется неправде», ибо «сорадуется истине». Любовь «все покрывает, всему верит», ибо она искрения; «всего надеется, все переносит», ибо желает блага и мира. «Любовь никогда не перестает «…и это потому, что Бог христиан есть Бог Любви» (I Кор. 13, 4-8).
Так мыслили и учили святые Апостолы. Истинность проповедуемой ими Божественной Правды они показали и в своей св. жизни.
Велика была и награда Первоверховным Апостолам ещё во время их земной жизни. Св. ап. Петр был удостоен стать свидетелем важнейших событий в жизни Христа Спасителя - Гефсиманской молитвы (Мф. 26,37...) и Божественной славы на горе Преображения. А св. ап. Павлу было дано быть восхищённым «до третьего неба» - в рай и слышать там «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).
Дорогие отцы, братья и сестры! Богодухновенные глаголы святых Первоверховных Апостолов и ныне оглашают наш слух и поучают нас в храмах Божиих, и будут оглашать и поучать до конца времен. Их творения вечны, как вечен Бог, как бессмертна человеческая душа. Это такое духовное сокровище, которое никогда не устареет и никогда не иссякнет, не взирая на всё величие и новизну завоеваний человеческого разума. А образы их св. жизни, их духовные опыты бережно сохраняются в церковных сказаниях и будут с любовью передаваться из рода в род.
Будем же просить святых Первоверховных Апостолов и Вселенной Учителей, чтобы они помогли нам принять их наставления умом и сердцем и ниспослали нам небесную помощь свято исполнять их в нашей жизни!
Аминь.

К.Е.Скурат