ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СТАРЦА ОТЦА НИКОЛАЯ (ГУРЬЯНОВА), 1909-2002
Последний завет отца Николая всем: «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!» В этих словах – все житие Батюшки и его высокое богословие. Отец Кирилл (Павлов) так отзывался об отце Николае: «В наши последние времена старец Николай – светильник, подобный Серафиму Саровскому… Святой, несомненно, святой жизни человек», «Никто не знает, кто он!», «Оберегайте и помогайте ему всемерно, отец Николай очень нужен Церкви! Жизнь его драгоценна для нас». Митрофорный протоиерей Николай (Алексеевич Гурьянов) родился 24 мая 1909 г. в с. Чудские Заходы Гдовского уезда Петербургской губернии. С детства прислуживал в Алтаре, пел на клиросе. «В детстве, - открывал старец, - благодать посетила наше жилище… Царица Небесная и Спаситель явились мне, недостойному… Я зрел Господа, осязал Его… Господь крепко взял меня за руку – и держит ее и поныне…» В восемь лет тайно принял иночество от Митрополита Вениамина Петроградского в 1917 г., который благословил ему свой Архиерейский Крест. С 1924 г. – некоторое время послушник в Почаевской лавре. С наступлением советского времени мужественно защищал святыни и свободу Церкви, никогда не шел на соглашательства, исповедовал святость Царя-мученика и его семьи и богоустановленность Царской власти. В двадцатые годы получил средне-педагогическое образование, служил псаломщиком. В 1929 г. – арестован как «крайне опасный церковно-монархический элемент», отправлен в ссылку, которую отбывал на Украине, где в 1931 г. вторично арестован за церковно-монархическую деятельность и переведен в «Кресты». Затем – ИТЛ, Сыктывкар, высылка в Северный край с поражением прав. Будучи верным сыном Церкви, шел по стопам древних Мучеников, исповедуя «Источник Власти Бог на Небе, Помазанник Божий – на земле». В советские годы отец Николай тайно принимает архиерейский сан. Время и место этого рукоположения доподлинно не известно. «В моем роду был еще архиерей, - сказал старец, - он меня и вымолил на этот труд», однако по благословению старцев на открытое епископское служение не выходит. Позднее тайно принимает схиму с именем Нектарий и свершает Богослужение иерейским чином. В те годы было произведено много тайных архиерейских хиротоний, святая Церковь-Мать сохраняла свою каноническую преемственность и догматическую чистоту. Сам Святейший Патриарх Тихон уже в начале 20-х годов совершает тайные поставления и епископские хиротонии, благословляя своих единомышленных архиереев на это Божие дело. Также было множество тайных постригов, которые совершались на домах, в квартирах или тайно в храмах при закрытых дверях. Никаких «ставленых грамот» и прочих справок не выдавалось, потому что при обыске наличие таковых документов грозило бы если не смертным приговором, то тюрьмой точно. «Вот нам было испытание в лагере, - описывал отец Николай, - когда принуждали от Веры отречься: загнали всех верующих – и батюшек, и епископов, и мирских в холодную студеную воду… На Севере это было. Раздетые все… И так оставили на трескучем морозе, и стражу поставили с собаками. Стража менялась, а мы стояли и тихо молились. Господь помогал, я умственно совершал Иисусову молитву. Только ее и Обрадование Богородице держал непрестанно в памяти, и мне внезапно стало даже огненно горячо. Все старались поближе прижаться друг к другу, но где там!... Понимали, знали, что скоро отойдем ко Господу. Кто-то совершал мысленно Псалтирь. Но устами не могли – дышать нечем, все сковывала стужа лютая. Со временем, стали коченеть и тонуть в ледяной воде. Головки, как цветочки от мороза, никнут-никнут… потом всхлипнут только, последние судороги пробегут по всему телу – и души отлетали прямо ко Престолу Божию – мученики все… Никто от Господа не отрекся! Ангелы спускались и забирали их… А мне Царица Небесная показалась и сказала: «Не оставляй молитву, она тебя сохранит и исцелит. Я просила Господа задержать тебя на земле, это нужно для крепости Божией Церкви. Благодать Моя и Сына Моего пребудет с тобою вовеки». – Матерь Божия окутала меня таким Светом и огненным теплом, что я стоял под Ее Покровом невредимый и остался один в живых». «Матерь Божия! Царица Небесная! Господи! Что они со всеми нами делали!... Мы все были изнуренные, едва живые, для жилья копали в снегу ямки, делали шалашики, урывали, кто чем – ветками хвои… Жевали их, сосеночки – хоть какая-то еда… Вот ведь какое испытание нашей Веры послал Господь!» - делился воспоминаниями батюшка. «Царица Небесная, - говорил батюшка, - моя Заступница. Это Она умолила Господа, чтобы Он сохранил мне жизнь в лагерях, на лесоповале. Притиснули меня к стене – и толкнули груженую вагонетку. Расплющило всего, ребра переломало – и душа вышла из тела… Отцы отслужили на мне Святую Литургию… Я Столиком (Престолом) был… И милостивый Господь вернул мою душу обратно в тело»…. Отец Николай так описывал годы после освобождения: «В Питер – нельзя… Домой – тоже… Мама очень переживала, что на меня опять донесут в особый отдел – и я снова поеду далече…Я ведь никогда не скрывал своей Веры и убеждений… Как только вернулся из ссылки - сразу в храм, в обитель… Потом поехал в Заходы, она не знала. Спрятался тихонечко. Мамушка вернулась домой, а я вышел к ней неожиданно – как она, бедная радовалась и плакала. Иногда, конечно, приходилось скрываться, странничал, учился, где мог. Сдал экстерном экзамены в Любанском техникуме. В 1940 году поступил на заочное отделение пединститута..., учительствовал в Тосненском районе в начальной школе. Так что я и по профессии педагог… Потом – немцы. Господь все управил по Его Святой Воле. В армию меня не призвали, здоровье мое было такое, что удивились, как я еще живой, получил белый военный билет, что не годен по состоянию здоровья. Потом нас угнали все население в Прибалтику – там началось мое служение в Свято-Духовой обители Вильно. Там все было крепкое и духовное… Во всей моей жизни – величайшая Милость Божия». В тридцатые годы батюшка был в молитвенном общении со многими пустынниками Кавказа, подолгу жил в Малороссии, преподобный старец Кукша Одесский предрек ему скорбный – но благодатный путь: «Твоя жизнь будет полна лишений и скорбей, но она благодатная, ибо ты со Христом!». В те же годы батюшка виделся несколько раз в Киеве с замечательным подвижником и духовным писателем Сергеем Александровичем Нилусом, о котором сказал: «Угодник Божий. Наследовал Царствие Небесное». 1943 г. – заканчивает пастырско-богословские курсы в Вильно. В 1949 -51 гг. заочно учится в Санкт-Петеребургской Духовной семинарии и на первом курсе Академии. В 1958 г. – по личной просьбе, за послушание матери, переводится в Псковскую Епархию, Никольский храм Острова Талабск (Залита) на Псковском озере, где и прослужил Господу 44 года до праведного успения 24 августа 2002 г. В начале служения батюшки на острове его хотели опять отправить в тюрьму по ложному доносу. Батюшка так рассказывал об этом: «Когда я приехал на остров, в 1958 году, волосы у меня были темные, как у Вас. А потом в одну ночь поседел, стал белым, как лунь… Вы ведь знаете мою жизнь, сколько я в санаториях-то за Господа отбыл, сколько нас гнали и мучили красные за Веру. Ведь сатана с самого детства меня умертвить хотел. Все было, и людей подсылал, чтобы меня убили. В лагере – так мучили, что сохрани Бог! Только Матерь Божия всегда спасала. И на Острове враг так восстал, что снова меня хотели в тюрьму запихнуть и всего лишить. Даже священства. Божие дело всегда притесняется теми, кто возделывает плевелы и душит Слово – Спасителя нашего Иисуса Христа». Отец Николай был сомолитвенником и близким другом Валаамских Старцев, вернувшихся из Финляндии в Псково-Печерский монастырь после войны. Святая схима отца Николая хранилась у преподобного старца Симеона (Желнина). На острове, по благословению Царицы Небесной отец Николай выходит на старческое служение и открыт миру как старец-утешитель, молитвенник и прозорливец, к которому тысячи людей притекали за советом и наставлением. Еще при жизни почитался чудотворцем, молитву которого слышит Господь. По смерти прославлен Самим Богом благоуханием и нетлением тела и многими исцелениями. Во время облачения перед погребением сам взял Крест и Евангелие, подобно Благоверному Князю Александру Невскому, взявшему при отпевании из рук епископа разрешительную молитву. При прощании со старцем к его телу и гробу прикладывались с глубокой верой и надеждою: приносили недужных, освящали различные вещи. Народ Божий свято чтит его за благодатные труды и жизнь, обращаясь к старцу как к праведнику и несомненному угоднику Христову. Засвидетельствовано множество чудес по молитвам к старцу Николаю. Когда в 2003 г. духовные чада батюшки обратились к другу и сомолитвеннику отца Николая старцу архимандирту Предиславу из Виленского мужского монастыря с вопросом был или отец Николай облечен в схиму и каково его монашеское имя, мудрый старец ответил: «А ты молись ему как Александру Невскому… Ведь мы обращаемся к нему по имени Александр, хотя он в схиме мы Алексий… Так точно и с отцом Николаем!» По книге схимонахини Николаи «Царственная Птица взывает к Богу», Москва, 2009 г. |