ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ОТЦА НИКОЛАЯ (ГУРЬЯНОВА), 1909-2002 II Старец Николай всегда напоминал, что Россия стоит молитвой. Она велика пред Богом именно святыми молитвенниками, к которым мы можем всегда обратиться и имеем счастие всегда призывать, дабы и самим приблизиться к Небу. «Подумайте только, что случилось с нами! Целое поколение прожило без Церквей и монастырей, - сокрушался отец Николай. – Монашество скрывалось в миру. Нельзя представить, как всем было трудно. Особенно тем, кто прошли лагеря и тюрьмы. Кругом безбожие… Все было оплевано… Мы бы так не страдали, если бы изменили отношение к прошлому, отношение к Царской Власти и ко всему святому…Теперь мы наказаны Богом и собираем плоды наших безбожных дел и мыслей. Злых и недобрых дел, черных мыслей». «Храните непоколебимое мужество в Вере. Никогда не бойтесь быть твердыми во всем, что касается нашего вероисповедания: прямо говорите, в Кого мы веруем и что исповедуем. Если придется пойти на муки за Господа нашего Иисуса Христа, радостно говорите, осеняя себя крестным знамением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Батюшка призвал нас к Литургии и Причастию Святых Таин как спасительному общению с Самим Христом: «Мир наш, конечно, заслужил Божие наказание. Но пока в Истине совершается Святая Литургия, пока люди приступают к Исповеди и Божественному причащению, Церковь христова стоит в Истине, несокрушима от зла безбожия… Будет ежедневная Литургия пребывающих в Истине молитвенников, священнослужителей и мирян – Господь сохранит и Церковь, и Русь…» «Только Церковь Божия Православная хранит весь мир, - говорил старец. – И ради Жертвы Великой Тела и Крови Христовой мир стоит, не исчезает. Господь исполняет прошения нашей Православной Церкви, и весь мир держится – омываемый и очищаемый Кровию Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия… Нельзя искажать святые догматы Церкви и соединяться в Вере с инославными… Православию экуменизм не нужен. Только в Православии Истина и спасение!» «Мир держится Божией Благодатию, - говорит старец. – Не оставляйте молитвы Иисусовой, никогда… Она хранит вселенную: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного… Благословляю и молитву Царского прошения: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами Святых Царственных Мучеников помилуй нас, грешных, и спаси землю русскую». Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Править народом может любой, но умереть за народ может только Царь»…. Батюшка Николай свидетельствовал, и его слово свято: «Царских останков нет! Они в свое время сожжены были». – Потом строго добавил: «Храните ту Истину, которая необходима в Вечности. Поняли? Вот это главное!» Позже разъяснил: «Царь Николай, по великой любви к России и человеку, уничижился, мучался, страдал, пошел на Крест. Он простил всех, даже мучителей извергов, окаянных убийц. Но Бог не простит нас, если мы ни во что ценим Его страдания, творим ложь и слушаем сатану-человекоубийцу. Это он вливает яд лжи в ум и сердце бедных людей…Царь наш – великий святой, Он у Господа в неизреченной Славе. Царю дана огромная власть над миром. И кто поднял руку на Царя, знайте – такой человек вступил в сговор с самим диволом. Такие будут отлучены от Любви Божией в Вечности!» О честных Царских главах старец Николай говорил так: «Они усечены были, не только Царя, а всех Мучеников, и увезены… Одно время были в Кремле. Бог весть, может даже в мавзолее.. Над ними такое творили, что сохрани Бог и говорить! Мука! Беззаконие! Окаянное издевательство сатанинское. Об этом лучше молчать и плакать… Пляски бесовские». Батюшка так говорил: «Благословляю вас на простоту. Где просто – там Ангелов со ста… Где мудрено – там ни одного!» Старец Амвросий Оптинский также очень любил и ценил простоту и часто повторял это поучение. В 2001 году батюшка сказал: «Сатана скачет вприпрыжку, кругом бесы… Надо поститься, молиться и каяться». Незадолго до смерти батюшка благословил издать любимую келейную икону, литографию «Страшный Суд Божий. Второе Пришествие Христов» и просил, чтобы она была в каждом храме. Также благословил печатать книгу «Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и Богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского», сказав: «Именно так будет проходить Страшный Суд Божий. Надо, чтоб эта книга была у каждого человека на земле». «Нет нам на земле Помощника, подобного Богу, и те, кто стучатся с усердием, получают просимое». Сам блаженный старец имел постоянную молитву и постоянную память о Боге, и был жилищем Духа Святого Божия. Батюшка часто огорчался: «Должно быть послушание, послушание Слову… А мое слово, видно, - ни во что… Теперь требуют поступать только по их воле, а Богу это не угодно». Батюшка согревал, оттаивал дыханием молитвы мертвый мир, это завороженное и застывшее царство… Он призывал на помощь Духа Святого, но говорил, что без воли самого человека – помочь не в силах никто. Он напоминал всем, не взирая на сан, что краеугольный камень духовной жизни – смирение… Говорил, что гордый человек, даже имеющий много добродетелей, неприятен Богу и не спасается. Потому смиряться спасительно, смирение исцеляет самые великие душевные болезни. Батюшка духовно врачевал людей, но его врачевство не всегда желали принимать. Мы все попадаем во вражии сети. Каждый желает настоять только на своем, и если что-то происходит помимо нашей воли, мгновенно теряем душевный мир. Если бы все держались правила батюшки – общаться в простоте сердца, не входить безцеремонно в чужие дела, не судить никого и не хозяйничать в чужих душах – то, что он так ждал от нас – многим бы ныне не было вины. Когда отец Николай провидел гордыню и самоуверенность, он смирял… И смирял, спасая нас всех: «Ведь сердце без смирения и сокрушения – ничто, пустое… Надо гнать от себя этого беса – гордыню, а то он утащит… Гнать Именем Иисусовым!» Батюшка любил монашество и говорил, что истинное монашество приносит великую духовную пользу душе. «Это – подвижничество ради Господа. Молчаливая проповедь Христа… В ином мире радуются и Ангелы, и все Святые Божии, и души усопших предков. Монах может вымолить до семи поколений своих близких и вывести их души из ада…Так покаянное монашество велико пред Господом». Также он говорил, что постриги в миру будут совершаться до самого конца, пока существует земная Церковь, потому что монашество – это основа духовной жизни. Если иссякнет оно – оскудеет все и наступит конец миру». Батюшка часто утешал: «Если человека всячески злословят, то Господь приближается к нам, и грехи – отлетают в сторонку». Батюшка проводил через ловушки мира, упреждая, где нельзя ступать, а где дозволено, отсекал безжалостно суету: «Не надо терять на это время! Это прельщение от мира, обман!» Батюшка нес на себе людские искушения, часто повторял: «Если Благодать Божия не посетит человека, слова не спасут». «На земле у всех святых – изгнание, - говорил старец, - а Там – наша истинная Отчизна». Батюшка предупреждал, что в наше время много появилось якобы православных сочинителей: «Верующий человек любвеобильно относится к миру. Скромно и кротко… И кто пишет?!. Они наносят вред Матери-Церкви, возмущают дух других людей, берутся говорить о церковных вопросах, ничего в них не понимая. Оправдывают свою злобу тем, что должны обличить то, что происходит в Церкви, а это им грешно… Они позорят и марают Церковь. Это сатана их толкает против нашей Веры». Преподобный Исаак Сирин писал о такой «ревности», скрывающейся под личиною праведности: «Ты, человек, обнаруживаешь ревность свою против чужих недугов. А в действительности, свою душу лишил здравия. Поэтому, потрудись лучше над оздоровлением своей души… А ты себя ввергаешь в тяжкую мучительную болезнь. Ревность в людях признается не одним из видов мудрости, но одним из душевных недугов, и именно – она есть ограниченность в образе мыслей и великое неведение». Старец Паисий Святогорец писал: «Те, кто безрассудно обличают других, пребывают в духовном помрачении и злобе. Люди им представляются чурбанами, и они безжалостно обтесывают их, несмотря на страдания…Большую ценность имеет одно слово смиренного человека с духовным опытом, произнесенное с сочувствием из самых глубин сердца, чем неудержимое многословие внешнего человека, быстро слетающее с его образованного языка, но не убеждающее души людей, потому что являются плотию, а не огненным языком Святой Пятидесятницы». Для укрепления духа батюшка говорил: «Во всякой скорби, беде или радости – пойте Акафист Иисусу Сладчайшему, Спасителю мира. Он защитит вашу душу и вселит в неё радость и упование спасения. Если бы вы знали, как Господь любит всех, то никогда бы не отчаивались и не грешили». По книге схимонахини Николаи «Царственная Птица взывает к Богу», Москва, 2009 г. |