Поучения старца иеромонаха Дионисия (Игната)

II

Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей. Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Старец отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира.

Будут большие перемены. Ты что, думаешь, что Европейское сообщество — по Богу? Оно изменит всех, изменит в них ум. Это изменение в погибель, а не к созиданию.

Что вы думаете, что этот туризм, который теперь ринулся на Святую Гору, послужит укреплению монашества? Нет. Он — для его разрушения. При таком количестве приходящих людей, особенно из любопытства, как можно исполнить свои монашеские обязанности и иметь терпение? Мы живем в восьмом веке, и должно наступить то, о чем предрекли святые отцы. Отнята у людей благодать Духа Святого, и поэтому все неспокойны и не имеют мира в душе. Мы же будем почитать то, что говорит Церковь, святые отцы, и что знаем, то будем стараться исполнять и чтить.

Сегодняшние люди изменились. Теперь, стоит только обронить слово, тебе этого не забудут и будут копать тебе яму, а раньше люди, даже если поругаются между собой, тут же становились лучшими друзьями и зло не копили в душе.

Тем, у кого изначально нет любви, тяжелее, а она, любовь, добывается смирением, которое противится возношению ума и злобе.

Бог дал человеку великий дар. Он свободен выбирать: если хочет, входит в рай, если не хочет, нет. Бог не загоняет туда насильно. Если взываешь к Богу, Он помогает тебе, если не взываешь, нет. Нужно непрестанно просить, в каждое мгновение, Его помощи, Его милости, чтобы смириться. Бог постоянно зовет нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные грехами», — но насильно не загоняет нас в рай.

Спрашивайте мнения духовника [совета] в каждой проблеме, с верой и смирением, и благодать Духа Святого просветит его ответить на любую проблему, как бы тяжела она ни была и как бы прост и несовершен он ни был как человек.

Священник — это апостол Церкви, апостол народа, апостол нации. Сегодня некоторые говорят: «Что, разве облачение спасет меня?!» Конечно, облачение спасает тебя, потому что оно благословлено. Священническое облачение хранит тебя от многого.

Мы говорим: «Доброй ночи». Но будет так, как Бог хочет. Станем же говорить: «Дай Бог доброй ночи!»

Надо усиливаться иметь любовь. Даже если она у нас не идет от души, надо стараться хотя бы проявлять ее. Так учит нас Церковь, так заповедует Истина. Конечно, когда у тебя в сердце нет любви, проявлять ее по отношению к другому кажется притворством, каким-то политесом, дипломатией, но так нужно — хоть у нас ее и нет в сердце, стараться выказывать ее как следует.

Благодать Святого Духа помогает, но это если мы мужественны; а если мы сразу же сникаем при искушении, тогда что делать? А искушений у нас не меряно, потому что искуситель — дух, он большой ловкач и обманывает нас с великой легкостью.

Многие не знают и не понимают, что Брак — это Божие Таинство и его нельзя разрывать, кому когда захочется. Только в случае прелюбодеяния одного из супругов Церковь благословляет разойтись; но и тогда если супруги прощают друг друга, то и Господь прощает. То есть Бог более радуется сохранению брака, чем расторжению, даже по причинам, благословляемым, скажем так, Церковью. Супругам нужно иметь много терпения, смиренномудрия и советоваться друг с другом, чтобы пройти через искушения совместной жизни. Ведь это нелегко. Это крест. Это крест, а крест каким может быть? Нелегким.

Есть много больших подвижников, серьезных монахов, но очень жаль, что у них нет смиренномудрия, и когда приходит искушение, они не смиряются для того, чтобы спросить.

Если у тебя есть смиренномудрие, благодать Духа Святого сходит, и даже самые большие враги твои любят тебя, сами того не желая. А когда в тебе эгоизм, то и самые хорошие друзья убегают от тебя.

Если ты совершаешь послушание и отсечение воли некоторое время, с духовной искренностью, тогда сходит благодать Духа Святого в сердце твое и в ум со смиренномудрием, и если оно (смиренномудрие) у тебя есть, то только тогда ты можешь вступать в рукопашную с силами диавольскими. А до этого что?

Всегда надо прислушиваться и к самому малому, слабому, к последнему. Слушать его — это смирение, и тогда сходит благодать Духа Святого, а если Он поведет тебя, тогда ты не дашь маху на пути своем.

Если мы не можем быть как Ангелы — не падать, то хотя бы не будем как бесы — не каяться.

Самая большая опасность, угрожающая нам, — это неотсечение своей воли, то есть закоснение в своих желаниях, а отсюда эгоизм — это самое сильное оружие сатаны, самое разрушительное, безотказное, «атомное оружие». Если в тебе есть эгоизм, разве ты можешь исправиться? Едва ли, потому что для этого необходимо смиренномудрие. А так, в эгоизме своем, ты говоришь: «Я один знаю. Что я считаю, то и хорошо».

Если нет любви, то там нет Бога. Особенно если ты монах, ты не можешь сказать: «Да ну его, этого… Не пойду я к нему, потому что он такой-то, он сказал мне то-то!» Если мы, монахи, так поступаем, то что же тогда сказать о мирянах? Если мы поступаем так, то явно, что мы не следуем Церкви, заповедям Божиим и советам святых отцов. Только в своем эгоизме мы не видим, что дела у нас идут плохо.

У всех сегодня высокое образование, все ученые и говорят: «Как, чтобы я, со своим образованием, слушал какого-то простого и невежественного человека?» Но их не осеняет благодать Духа Святого. А мы благодаря смиренномудрию можем дерзать на милость благого Отца Небесного.

Осознаем, что мы немощны, и смиримся пред Богом. Будем просить с дерзновением у Бога, у святых Его, чтобы Он помиловал нас по Своей благости. Надо знать, как просить, что просить и зачем просить. «Непрестанно молитесь, всегда благодарите», — то есть никогда не будем терять надежды.

Мы видим, сколько благ даровал нам Бог теперь, только бы нам иметь меж собою любовь, потому что любовь покрывает множество грехов.

Терпение нужно везде, где бы ты ни был, потому что терпение никогда не посрамляет, и с терпением у нас остается надежда, что исполнится наше желание спастись.

Всякая молитва хороша — и «Господи Иисусе», и Псалтирь, хорошо и руки воздевать на несколько минут, прося милости Божией. Но все дело в том, чтобы иметь покой и мир в душе, которые ты обретешь, только если в душе твоей укоренится смиренномудрие. И всегда, когда мы молимся, будем делать это (молиться) с сокрушением, то есть будем знать, что мы недостойны пред Богом и даже сама молитва наша недостойна того, чтобы быть услышанной.

Как совершать духовное делание? То есть как хранить себя на правом пути? Почитать наставления Церкви.

Человека, пребывающего подле Бога, то есть того, чей ум приближен к Богу, покрывает благодать Божия, и ум его все время собран и нерассеян.

Благодать Божия непостижима умом человеческим. На Святой Литургии или панихиде может поминаться много имен, и это неважно. Та же благодать действует и ради одного, и ради многих.

Если мы стараемся строго выполнять свое правило и епитимию, тогда Бог не попустит врагу сеять нас, как ему захочется. В противном случае не дай Бог! Мы своими глазами видим, что происходит сегодня в монашестве.

Надо иметь терпение, носить бремена и немощи друг друга, и так мы спасемся.

Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот еще невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов. Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Всё вокруг — Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума.

По материалам сайта www.pravoslavie.ru