Поучения старца иеромонаха Дионисия (Игната)

III

Мы знаем истину — православную веру; будем же хранить ее и чтить, а у других свое. Тот факт, что я люблю ближнего, не означает, что я принимаю или одобряю его веру и его страсти. То же самое и с разделениями внутри Православия.

Будем советовать друг другу с кротостью, советованием духовным, отсечем свои нервы, и тогда сойдет на нас Дух Святой.

Смотри, вот из чего ты можешь понять, что кто оставил родной монастырь, тот в руках диавола: искуситель смешивает его мысли со своей злобой, а бедный монах этого не понимает. Он думает, что это его собственные мысли, и мало-помалу начинает мнить, будто у него все хорошо в духовной сфере, но ошибается. А что потом делает враг, когда убедит нас творить его волю и приучит нас к этому? Он стоит в сторонке и смеется над нами.

Мы ходим в храм не для того, чтобы читать, а чтобы питаться. Каждое читаемое слово мы должны «переварить», иначе зря читаем — мы не понимаем ничего и остаемся ним с чем.

Как нужно молиться? Будем произносить самую короткую и самую сильную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Будем произносить молитву с умилением, как если бы Христос стоял здесь с нами. Нужно молиться сердца, от души, от истины.

Как видно, все разделения в Церкви произошли не по мотивам непосредственно догматическим, а по причине страстей и эгоизма. И более всего — из-за первенства. Не было обсуждений, где каждый мог бы уступить со своей стороны. И лишь затем возникли догматические различия.

Мы видим, что в Православии, несмотря на все смятения, вызываемые врагом, до VII Вселенского, всемирного Собора положение дел можно было поправить, а потом это становилось все сложнее и сложнее. Враги Православия всегда искали повод к распрям, чтобы разъединить нас. Они действуют тонко (изощренно), и если ты невнимателен, то даешь маху.

Что мы говорим сегодня? «Архиереями были они, архиереи и мы тоже. Они провели Вселенские Соборы, руководясь Духом Святым; мы же сегодня можем менять это, потому что мы тоже архиереи». Но это не так. У них имелась святость и духовная простота. Есть ли у нас нечто подобное сегодня? Едва ли.

Какой великий дар дал людям Бог — свободу выбирать между добром и злом! Ты знаешь, что этот путь — тесный и скорбный, ведущий в рай, а тот — широкий, ведущий в погибель. Хочешь — спасаешься, не хочешь — не спасаешься.

Как православный врач ты должен исполнять свой долг, ибо тебя обязывает к тому слово Божие: «Болен был, и вы посетили Меня». Когда у тебя есть телесная наука и благодать Святого Духа, будет тебе преуспеяние душевное и телесное. Больному человеку ты даешь лекарства, но если скажешь ему еще что-нибудь духовное, то больше ему поможешь. Поможешь вдвойне.

Нужно иметь терпение в страданиях и скорбях. Бог не наказывает, а утешает тебя, испытывает, и тебе будет великая награда от Бога. Не думай, будто Бог наказал тебя. Бог ближе к больным, а значит, и к тебе.

Духовник, стар он или молод, не наставит тебя на плохое, потому что имеет благодать от Бога. Так учит нас Церковь. Он будет говорить тебе только для исправления твоей жизни, то, на что просветит его Бог.

Всегда нужно больше молиться. Не видишь, что сказано? «Непрестанно молитесь, всегда благодарите». И в другом месте: «Без Меня не можете делать ничего». Нужно делать больше для Бога. Чем больше мы молимся, тем больше сходит благодать Духа Святого на нас. Но страдания были всегда. Нужно иметь терпение.

Мы очень хорошо видим, что без Бога не можем сделать ничего и что все хорошее исходит только от Бога. Христианство, Православие есть Истина. Нет иной истины на лице земли, кроме Бога Иисуса Христа и Церкви.

Спаситель сошел с небес и был послушлив, работал руками, трудился, плакал. Зачем? Чтобы показать нам пример.

Православие сохраняется главным образом в монастырях. Там — оплот. В монастырях отцы подвизаются и хранят Истину, а на приходах делаются всякого рода изменения.

Колдовство — средоточие всех бесовских страстей. Какая связь между тьмою и Светом? Колдовство — чисто бесовское дело. Какое бы зло мы ни терпели, будем близки к Церкви, к Истине. Чего христианам искать у колдунов? Стыдно нам, румынам, народу, родившемуся христианским, оставлять Истину и идти к сатане. Сатана, как бы мы ни угождали ему, никогда не пожелает нам добра.

Не осуждайте, если кто будет преуспевать духовно, действуя с лукавством. Он будет преуспевать в какой-то момент, по действию сатаны, а потом… Святые апостолы, пророки очень хорошо указали нам путь, по которому мы должны идти, мы это знаем прекрасно; но поскольку только читаем целый день, а сами не печемся…

В любой ситуации, сколько бы скорбей на нас ни обрушилось, надо возлагать надежду на Бога, а самим пребывать в мире (изо всех сил стараться сохранять мир в душе), быть добрыми и спокойными, ибо нервы — это нехорошо. Нервное раздражение губит человека и душевно, и телесно. Есть такие ситуации, когда мы вроде бы имеем полное право волноваться, ведь за ними стоит действие сатаны, но мы будем сохранять спокойствие, с терпением и любовью к ближнему.

Кто отдаляется от Церкви, тот отдаляется от всего своего блага, и душевного и телесного. Это Истина. Истина есть Церковь, Православие.

За грехи наши, всего человечества, за беззакония, которые творятся вокруг, боюсь, что отнята благодать Святого Духа и от продуктов, фруктов и овощей. Кладешь их в рот, а они не хотят опуститься в желудок, потому что невкусны. И вкус продуктов — тоже дар от Бога, но теперь всё пресно.

Древние отцы много работали, но никто из них не роптал. Ты зря трудишься, если ропщешь. Каждый из них стремился сделать как можно больше, и они не смотрели на то, что другие не работают, это их не интересовало. Они радовались, что могут потрудиться как можно больше для Господа. Посмотри на эконома монастыря святого Иоанна Лествичника — когда он отошел ко Господу, из его стоп потекло благоуханное миро. Это было воздаяние за его угодный Богу труд на пользу братства.

По материалам сайта www.pravoslavie.ru

Житие свт. Иоасафа Белгородского

У богобоязненных родителей Андрея и Марии Горленко в 1705 г. родился сын Иоаким. Семи лет мальчик Иоаким был отдан для обучения разным наукам в лучшее по тому времени училище, — в Киевскую академию. У Иоакима уже к одиннадцати годам созрело решение уединиться в одном из Киевских монастырей, в иночестве он был наречен Иларионом. Недолго пробыл Иларион в Межигорском монастыре. Как выдающийся духовным опытом и умом, Иларион сначала был назначен учителем в Киевскую академию. Здесь, по принятии полного монашеского пострига, он был назван Иоасафом и после был рукоположен иеродиаконом и иеромонахом. Затем мы видим Иоасафа игуменом в Мгарском Лубенском монастыре, за восемь лет игуменства он благоустроил этот бедный монастырь. Игумен Иоасаф по указанию императрицы Елизаветы Петровны был возведен в сан архимандрита и почти одновременно с этим был назначен наместником Троице-Сергиевской Лавры. Незадолго до приезда в Лавру, во время сильного пожара, в ней выгорели многие здания, обрушилась часть каменных построек. И архимандрит Иоасаф снова отдался делу устроения Сергиевской обители. И доселе еще в Троицкой Лавре гудит благовестный колокол весом в 4000 пудов. Этот колокол вылит был при святом Иоасафе. При нем же было перестроено несколько башен, настоятельские покои, братские келии, выстроена Смоленская церковь и точно уходящая в голубое небо Лаврская колокольня. Он был скоро назначен епископом Белгородским. Въехав в Белгород, святитель действительно увидел здесь мерзость и запустение. Любя своих близких, святитель не забывал и обездоленных судьбой. Для последних он был тайным благотворителем. Он узнавал, бывало, также, где дрогнут от холода, и, скупая дрова на базаре, сам колол их и отправлял к нуждающимся. Святитель Иоасаф почил о Бозе 10 декабря 1754 года. Два с половиной месяца тело святителя оставалось непогребенным, так как назначенный для его погребения архиерей был задержан весенним половодьем. И за это время тела святителя не коснулось тление. Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Святителю молятся об исцелении в болезнях и при трудностях в строительстве.