О, молитве, искушениях и безстрастии. Из бесед с арх.Софианом |
Из бесед с архимандритом Софианом (Богиу; 1912–2002), одним из самых почитаемых румынских духовников, 100 лет со дня рождения которого исполняется в этом году. – Иногда сердце хочет петь славу или благодарение Богу своими словами. И можно ли молиться вдвоем или небольшой группой и как? – Молитва, возносимая совместно, очень угодна Богу. Я уже говорил вам об этом, что в тот момент, когда святой Петр был арестован и, закованный в цепи, брошен в темницу, где-то, в каком-то доме всего несколько людей возносили молитвы о нем. У всех было одно желание, одно чаяние, одна молитва. Все молились об одном – чтобы святой Петр был избавлен от смерти, ибо на следующий день его должны были вывести и казнить на глазах у всех иерусалимлян, и апостол должен был умереть. И поскольку все молились в одном желании, с одной мыслью, Бог услышал их молитву. Молитва индивидуальная лучше, как мне кажется, потому что, когда я начинаю блуждать умом и становлюсь невнимателен к тому, что произнес, я возвращаюсь назад и повторяю молитву. Я внимаю, каюсь и задерживаюсь на некоторых местах или фрагментах молитвы. Я совершаю ее сам, один. А когда со мной несколько человек, я не могу всех остановить, чтобы заново начать молитву с того самого места, где я начал блуждать умом. – Однако общая молитва крайне необходима в храме: богослужение вечерни, утрени, святой литургии не может совершать каждый человек по отдельности. Оно должно совершаться в каком-то особом доме – в доме Божием – публично. Один служит, а остальные внимают тому, что говорится в алтаре, на солее или клиросе. И тогда тоже необходимо внимание, потому что и во время богослужения в церкви находятся такие люди, которые мешают другим. Они могут задавать вопросы, даже когда в святом алтаре поют: «Тебе поем, Тебе благословим…», то есть в самый священный момент святой литургии, – вопросы, ну, например, о том, как надо… варить варенье, или о чем-нибудь еще из области быта, из домоводства. И прерывают молящегося, потому что он слушает, о чем его спрашивает ближний, и лишается благодати молитвы, этой стрелы, которая всегда должна быть нацелена к Богу, присутствующему на святом престоле. А тогда ведь освящаются святые тайны, дары, приносимые верующими, прелагаются в Тело и Кровь Спасителя – это самый священный момент святой литургии. Бывает, что и в другие моменты службы тоже задевают тебя, спрашивают о чем-то или рассказывают такие вещи, о которых ты мог бы и попозже узнать или не знать вообще. Если бы не узнал об этом, ты нисколько не пострадал бы, тебя только отвлекают от молитвы. – Как достичь бесстрастия? – Избегая страстей! То есть надо принять решение, что мы будем меняться. Так говорит святой апостол Павел: «Кто крал, вперед не кради». Чтобы избавиться от страстей, необходима молитва. Молись, кайся, пробуй, повторяй снова. Необходима исповедь и после этого епитимия, то есть чтобы ты делал что-то, чтобы мог искупить или уничтожить это зло. Епитимия нужна потому, что ты сотрудничал со злом до этого, и тебе надо решиться более не повторять зла и мало-помалу отрываться от него и войти в ту зону, что насыщена духовным озоном. Бесы становятся очень ревнивы, видя, что ты приступаешь к молитве. Ты избавился от них, а они хотят, чтобы ты принадлежал им. Нужно, чтобы тебя всегда сопровождала молитва – так ты сможешь уберечься от искушения. Они действуют втайне, и так же втайне действует Тот, Кто защищает тебя, то есть Бог, применяющий Свои средства. Избавиться от страстей за один день невозможно. То есть так, чтобы после одной исповеди я уже стал святым – и всё. Избавление от страстей – это процесс очищения, который небезболезнен. Например, преподобная Мария Египетская, бывшая большой грешницей в Египте, с помощью Божией попала в Палестинскую пустыню и взяла там на себя очень суровые аскетические подвиги. Когда она оказалась в пустыне, она начала борьбу с самой собой и с тем, что вокруг нее. В Египте у нее были всякие яства, музыка, молодежь, банкеты, всякие разные грехи. В пустыне у нее не было ничего: у нее был один только песок, камни да голубое небо над головой. Ночью было холодно, а днем обжигал горячий воздух, ей нечего было есть, и она мучилась так столько же времени, сколько предавалась страстям. 17 лет она прожила в страстях в Египте, и 17 лет ей потребовалось для того, чтобы освободиться от страстей. Когда в пустыню пришел некто посланный Богом – старец Зосима, священноинок, – и заговорил с ней, то святая Мария Египетская, отвечая ему, поднималась над землей на 2 локтя (1 метр) – так она была преображена. Продолжалось это ее освобождение от страстей долгое время, равное тому, сколько она провела в страстях. Благодать действует очень быстро, мгновенно, однако необходимо время для освобождения от страстей, нужна внутренняя борьба, борьба с собой, со страстями, со страстями внешними и духами нечистыми. – Батюшка, не хотели бы вы рассказать нам о христианской мистике? – Человек, который освобождается от страстей, входит в эту чистую зону, духовную, однако и здесь он встретит некоторые искушения. В монастыре Сучевица на северной стене изображена лестница преподобного Иоанна Лествичника. Справа от лестницы изображены ангелы (52–54 ангела) с венцами в руках. Слева – бесы с трезубцами и разными крючьями. А вверх по лестнице поднимаются аскеты; одни доходят до верха (там, в серо-голубой вышине, стоит Иисус Христос, и с Ним ангелы), и там есть дверь – врата небесные. Кто поднимется, тех ангелы увенчивают венцом, и их принимают в этой небесной горнице в вышних. С другой стороны (слева) бесы тянут их крючьями вниз, и есть некоторые, кто уже почти дошел до врат небесных, но обрушивается в пропасть. То есть имеются всяческие искушения, такие лукавые, что могут одолеть тебя. Вот тут у меня житие святого Макария Великого, и в нем рассказывается об одном случае. Некий человек, весьма обученный христианской жизни, мистической, совершал путешествие, с ним были святой Макарий и еще какие-то люди. И этот гражданин, отправившийся в достаточно длинный путь, этот христианин (ведь он был христианином) все время цитировал на память огромные тексты из Священного Писания, из Ветхого и Нового Завета, из Деяний апостольских, из житий святого апостола Павла и других святых, так что всех привел в изумление своей памятью и рвением. Потом они пришли в один город, там распрощались, и этот гражданин, столь прекрасно осведомленный, впал в какие-то очень гнусные страсти. Все те знания, которые были у него в уме, не смогли ему помочь, потому что христианская жизнь в очень большой степени есть жизнь опытная, проживаемая не только интеллектуально, но и сердцем, всем твоим существом. Он был человеком с прекрасной памятью, обладал обширными познаниями и, должно быть, прошел через страсть возношения, гордости, ведь он знал очень много. Гордость и привела его к тому, что он пал. Так и на этой лестнице святого Иоанна в Сучевице: эти люди поднимаются вверх блистательно, идя очень светлым путем, но из-за гордости отрываются от Бога и падают. Так что еще в самом начале своей духовной жизни сделай очень серьезный упор на смирение. Спаситель говорит так: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», то есть если у тебя есть смирение, сочетающееся с подвигом твоим, тогда ты победишь, а если у тебя нет смирения, ты всегда бываешь подвержен падению. Это и есть жизнь духовная, мистическая, проживаемая в Духе Святом, – жизнь в борьбе, в великом внимании, в истинном смирении. Есть люди и очень грешные, тебе кажется, что они очень смиренные, но они полны гордости внутри. Смирение должно быть смирением сердца, внутренним; это очень много значит в нашей духовной жизни – если оно у тебя есть, ты достигнешь вершины лестницы из монастыря Сучевица, если же его нет, ты упадешь в пропасть. – Как обрести сердце чистое, мир в сердце? – Стараясь быть искренним, всегда быть честным с самим собой, иметь сердце чистое, искреннее, без загрязнений, признавать свои грехи, как говорит псалмопевец в 50-м псалме: «Грех мой предо мною есть выну». Когда ты осознаёшь грех в себе и не забываешь его (ведь если ты его забудешь чуточку, то тут же начнешь гордиться), если ты не забываешь его, то держишь себя в смирении, а смирение помогает тебе сохранять свое сердце чистым. И не скрывайся, не защищайся, когда ты грешен, и кайся чисто, а не так, для одного виду, на самом же деле оставаясь другим. Святой апостол Павел был большим гонителем Церкви, но после своего обращения был исполнен духовных даров, вознесен до третьего неба, говорил с Духом Святым. Он был наделен великими дарами, и все же именно от него у нас пошло это слово: «из грешников я первый». Несмотря на то, что он был прощен, он не забывал об этом. Если мы соблюдем этот обычай, то соблюдем и это смирение, а также чистоту и мир сердца. По материалам сайта www.pravoslavie.ru |