Поучения афонского старца Ефрема Филофейского

IV

Вообще нужно следить за своим языком: когда и что говорить, ведь мы люди малодуховные и потому постоянно ошибаемся. Говорят, что лучше упасть на острые камни, чем пострадать от острого языка. И впрямь: лучше упасть на камни, разбить себе голову или сломать ноги; и ноги, и голова — это телесные члены и могут быть вылечены. Но язык! Через язык совершаются страшные вещи: одним-единственным словом можно довести человека даже до самоубийства! Осуждая и унижая человека, можно довести его до отчаяния, а можно одним словом и подвигнуть на путь греха. А потом мы оправдываемся: «Я ведь просто сказал». Посмотрите-ка, каковы последствия!

Как-то в монастырь Симонопетра приехал один бесноватый. После всенощной он вместе с братией вышел из храма на балкон. Диавол, желая искусить одного монаха, доброго подвижника, проводившего строгую жизнь в Катунаках, сделал следующее. Этот бесноватый подошёл к монаху и сказал: «Помысел побуждает меня прыгнуть с балкона вниз». Монах принял это за шутку и ответил: «Так чего же ты ждёшь?» А тот взял и прыгнул, и разбился насмерть. Монах думал, что бесноватый шутит, но тот говорил серьёзно. И потом многие годы помысел мучил монаха. Диавол так и так довёл бы бесноватого до смерти, но он увлёк ещё и монаха-подвижника, чтобы мучить его потом всю оставшуюся жизнь. Одно слово, а сколько мучений!

Так часто бывает и с женщинами, которые намереваются сделать аборт. Они идут за советом к подругам, а подруги говорят: «Да зачем тебе надо рожать? Вон и так у тебя сколько детей!» Женщина и сама уже наполовину решилась, а вторую половину ей добавила подруга. И вот она идёт и делает аборт — совершает убийство. Несомненно: половина ответственности за это убийство лежит на той подруге.

Так и некоторые мамаши, у которых немного ума в голове: если случится дочке оступиться, они приступают с советами: «Не позорь себя и нас, сделай аборт и всё». Девушка идёт и убивает своего ребёнка. На ком тут лежит ответственность? На матери, которая дала ей такой совет. Видите, сколько одно слово может принести вреда? Поэтому нужно очень внимательно следить за своими словами. Диавол только и смотрит, как бы создать нам препятствия.

К тем, кто занимается духовным окормлением, иногда приходят люди за советом в очень сложных ситуациях. Как тут приходится взвешивать каждое слово! Скажешь лишнее — и все поймут сказанное иначе, а потом «ищи ветра в поле». Всем нам требуется быть очень и очень внимательными.

Также необходимо следить за тем, чтобы с пользой проводить время; богатеть во Христе для вечной жизни. Если время тратится зря, не принося духовной пользы, то мы уйдём из этой жизни с пустыми руками. Перед тобой брат, который подвизается, использует время с пользой, духовно обогащается, а ты, несчастный, сидишь сложа руки и не хочешь сдвинуться с места, чтобы сделать что-то доброе. И к тебе, и к нему придёт смерть, но брат уйдёт с полными коробами, а ты — с пустой котомкой; и всё, чем ты сможешь похвастаться, — так это злобой и грехами! А потому во всё время жизни, что нам даровал Христос, будем стараться каждый день делать что-то хорошее. Например, великую духовную пользу приносим себе, исполняя советы своего духовного отца, который учит нас так: «Чадо, по утрам молись, делай поклоны, читай Евангелие, после обеда читай молебный канон, вечером опять молись, твори поклоны; держи в уме твоём Бога, твори молитву и отгоняй злые помыслы». Если исполняешь эти наставления, то каждый день жизни приносит тебе пользу. Но, если ты не ищешь совета духовника, который подчинил бы твою жизнь некоему распорядку, то при исходе окажешься практически полностью наг. Послушание духовнику наполняет жизнь человека. Он приносит плоды добродетели, которые потом представит пред Богом, как дерево, ветви которого под тяжестью спелых и сочных плодов склоняются к земле.

На нас, духовниках, несомненно, лежит очень большая ответственность. Мы помогаем другим, занимаемся духовным стяжанием. Дело в том, что труд этот очень тяжёл и утомителен, исполнен скорбей и печалей. По словам Златоуста: «Руководить душами тяжелее всего». Мы, как купцы, которые пересекают материки в поисках сокровищ и возвращаются домой на судах, доверху гружёных товаром. Но бывает, что купцы становятся добычей разбойников, которые отбирают у них все вырученные ими средства, а их самих убивают. Эти купцы отправляются в путь в надежде большой наживы, а в результате лишаются всего и сами становятся добычей.

Вот и мы стремимся приобрести души, стараемся помочь другим людям, а через то получить и для себя духовную пользу. Но порой по зависти диавола мы терпим крушение и вместо помощи приносим соблазн. Святой Исаак Сирин говорит о духовных наставниках так: «Вы, как спасательные шлюпки, которые спасают терпящих бедствие, но бывает, что и сами тонут». А потому молитесь о нас, чтобы Бог нам помогал и хранил, чтобы мы до конца своей жизни могли помогать и спасать, чтобы Бог помиловал нас, спас и простил нам наши грехи.

* * *

Дьявол как дух лукавый стремится запнуть нас в грех. Он подходит к нам с великим опытом, и очень хорошо знает искусство – как нас низложить, чтобы сделать грешниками в глазах Божиих, и приносит нам мысли, которые не есть правильные и благие. Толкает нас в различные грехи мечтанием. Мечтания приходят образами – лицами, вещами, и с помощью образов и лиц он толкает наш разум, толкает наш ум, и подвигает наше сердце, чтобы мы хотели делать то, что не нравится Богу, а нравится – только этому – мрачному и вонючему. Он зловонный и враг Богу, и таким же хочет сделать человека – врагом Богу и смрадным. Поскольку он знает, что пойдет в ад за то, что делает, так хочет, чтоб и человек делал то же самое и пошел в преисподнюю вместе с ним. Во первых, он хочет удовлетворить свою злобу, зависть, ревность, ненависть… Во-вторых – опечалить Бога и сказать ему: «Видишь, Ты стал человеком, распялся ради него, пролил кровь, но этим Ты ничего не достиг. Я забрал от Тебя этих людей!» И таким образом он хочет огорчить Благого нашего Господа.

Святые отцы характеризуют дьявола, грех как муравья. Дьявол приходит под видом малой вещи, малой мысли, малого движения, что есть – подобно муравью. Если этому муравью – мысли движению из которого делается грех посредством мечтания и переходит в телесное желание, которое атакует ум, если ему не дать развиться, то большого зла не будет. Это пока только муравей. Но если эту мысль, движение оставить в себе и не изгнать, не убить, что не составляет труда, как прихлопнуть муравья, - то этот муравей потихоньку, потихоньку беспрепятственно нас обольстит и станет, как лев, свирепый и большой. И когда мы встанем, чтоб его схватить – «ООО! Это уже не по моим силам!..» И поскольку этот муравей стал львом – брань становится очень трудна. И, как говорит прп. Исаак Сирин: «Смотри, дьявол не случайно подходит к тебе, он – не простофиля, смотри, поражай зло в его начале, чтоб оно не стало львом, иначе оно сокрушит тебе кости». Поэтому сейчас, пока оно малое, и мечтание – слабое, - выкорчевывай, изгоняй его немедленно, и возьми оружие в свои руки. Что это за оружие? – Имя Христово. «Оружием обыдет тя истина Его» (Пс. 90) Защитись именем Бога Иаковля! И имя Божие есть Христос! Итак, возьми оружие в свои руки, и бей то малое, что кажется малым, ибо если ты его не ударишь сейчас, - то будешь вынужден это делать завтра с великой болью, и тебе понадобится меч. Зачем тебе нести такие труды в будущем, когда ты сейчас можешь легко это прекратить и избавиться от дальнейшей возни. Итак, как говорят святые отцы, «Будь внимателен!» По апостолу Павлу – внимателен во всем, трезвись во всем, будь осмотрителен во всем, наблюдай за всем, не оставляй ничего, что могло бы тебя обольстить, блюди свои глаза, мысли, мечтания, движения тела, сердца. Все пусть проходит через проверку просвещения от Бога. От Бога это – или нет? Должен ли я это принимать – или нет? Оп – стоп! Бью молитвой – и конец делу. Конец, и дальше оно не продвигается. Взять, к примеру, маленький прыщик, что сегодня у женщин случается очень часто. Приходит мысль: « А, ничего, пройдет…Не буду брать в голову, а то расстроюсь…» Но этот оставленный прыщик начинает прогрессировать, и потом ты будешь вынужден делать болезненную операцию. Опасность увеличивается, и может перейти в рак. И потом мы имеем другие проблемы со здоровьем. Так что, как только увидишь, что этот прыщик появился, - сразу беги и удали его. Малый труд, малая боль – а надежда выжить становится велика.

Старец Ефрем (Мораитис)

По материалам сайта www.pravoslavie.ru