Поучения афонского старца Ефрема Филофейского

V

Христос громогласно возглашает, обращаясь ко всем нам в Священном Евангелии: «Тот, кто раб Мой, который крестился во имя Мое и остался верен, кто исповедует Меня перед людьми, кто мужественный поборник имени Моего и проповедует Меня, Бога истинного, во плоти пришедшего, распятого и воскресшего ради любви к человеку, того и Я исповедую пред Ангелами Отца Моего на Небесах». Блажен и счастлив человек, православный христианин, который исповедует Божество Христа перед мучителями, безбожниками, материалистами и рационалистами. Церковь наша верует и исповедует, что до самых последних времён, до самого скончания века не иссякнут святые и она будет являть людей, достойных венцов на Небесах. Святые последних времён — это те, кто исповедуют и возвещают, что Христос есть истинный Бог, воплотившийся ради человека. Это исповедание и увенчает их венцом святости.

Сегодня у нас нет добродетели, мы мало понуждаем себя — оттого-то в нас добродетель практически отсутствует. Повсюду тьма, повсюду прелесть, повсюду погибель. Повсюду, во всех слоях человеческого общества грех и тьма. Эта тьма неверия и безнравственности чем ближе к концу, тем всё больше будет сгущаться. Потому даже малая добродетель, даже небольшой духовный подвиг станет неизмеримо более ценен пред Богом.

Раньше христиане помогали друг другу в духовном совершенствовании, теперь один чуть ли не толкает другого на путь зла и духовного разложения. Люди друг с другом только и говорят, что о разных грехах, и самые излюбленные — это грехи плоти. Диавол, благодаря своему искусству, злобе, лукавству и упорству, возобладал над мыслью и пожеланиями человека.

«Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Кто сказал, что Бога нет? Безумный. Безумец, тот, у кого плохо работает рассудок, у кого ум нездоров. Только поэтому человек и может сказать, что нет Бога. Самая большая глупость, какую может произнести человек, — это сказать, что Бога нет. Бог продолжает жить в нём, в его душе, но это сам он становится чужд Бога, с Которым у него теперь нет никакой связи. Диавол и грех воздвигли стену разделения и разногласия.

Сегодня самая главная брань — назовём это именно так: «брань» (а не «поражение») — это брань плотская. Диавол старается осквернить нашу мысль и пять чувств, как телесных, так и душевных, чтобы Святой Дух не мог обитать в нас, чтобы мы не смогли проникнуться Благодатью и принять огонь любви Божией, возрождающей и оживляющей нас, дающей силы перенести все жизненные испытания. Мы должны постараться очистить себя, очистить и внутри и снаружи, и особенно свой помысел, так как от помысла начинается всё зло, как в сердце, так и в теле. Зло обнаруживает себя вовне через тело, после того как разум и ум поддадутся греху. Пчёлы не садятся на цветки, где нет пыльцы, но садятся туда, где она есть, собирают пыльцу и производят такой прекрасный мёд. Так и Святой Дух наблюдает и, если увидит ум чистый, незамутнённый, спокойный, то осеняет человека, и тот приносит плод. Таким образом, чтобы воспринять Святой Дух, Который даёт силы к исповеданию Божества Христа, необходимо подвизаться в очищении души и тела и затем воспринять венец.

Расскажу вам об одном мученике по имени Иоанн. Он исповедовал Христа перед кбдишем, турецким судьёй, говоря: «Христос — Бог, а Магомет — прелестник и лжепророк». Судья мучил его и бросил в темницу; приближалась Страстная Седмица. Мученик Иоанн просил Бога, чтобы ему принять смерть в самый день Святой Пасхи. Молитва его была услышана и в день Воскресения Христова судья вызвал его на очередной допрос.

Когда солдаты вели его в суд, святой весь пылал огнём божественной любви и пасхальной радости воскресения. По дороге он в радостном безумии пел «Христос воскресе!» Турки кричали: «Ты что, с ума сошёл? Замолчи!» А он всё пел: «Христос воскресе! Христос воскресе!..» В конце концов, его приговорили к смерти через отсечение головы; солдаты взяли его и повели на площадь, чтобы там казнить на глазах всего народа. Христиане же молились и просили Христа даровать мученику победу в посрамление диавола и мусульман. Так и случилось. Идя к месту казни, святой так торопился преклонить главу свою под меч и перейти на Небо, что стал наступать на ноги ведшим его турецким стражникам.

— Куда бежишь, гяур? На праздник торопишься? — говорили они.

— Откуда вам знать, куда я спешу? — ответил мученик.

Когда пришли на место казни, он сказал одному из турецких солдат:

— Ну, паликар, давай-ка одним ударом. Можешь?

Смотрите, сколько мужества и красоты! Турок тут же вспыхнул:

— Ещё как могу!..

Взмахнул саблей — и голова долой.

Видим теплоту веры новомучеников! По времени они не так далеки от нас, но страсть к исповеданию у них такая же, как у древних, и венчаются наградой они, как увенчаны древние великомученики. Бог и вчера, и сегодня, и завтра Тот же! Тот же и Святой Дух: как Он укреплял прежних мучеников, так укрепит Он и нас, когда любовь и благоутробие Божии изволят и удостоят нас принести доброе исповедание перед безбожниками и нечестивцами и принять мученическую кончину. Дела наши лукавы, грехи бесчисленны, страсти неистовствуют, словно дикие звери; так что только мученичество да исповедничество могут спасти нас. Святые последних времён прославятся исповедничеством, когда исповедуют, как мы сказали в начале, Христа истинным Богом, «во Плоти пришедша».

Вот красота мученичества! Если в наше время христианин исповедует перед нечестивыми Божество Христа, Божество Святой Троицы, то Ангелы принимают душу его, воспевая перед победителем торжественную хвалебную песнь!

Все мы, и я первый, говорим так: «Как же нам идти на мученичество, когда мы не можем вытерпеть даже простой зубной боли?» Мы ведь плачем от боли, даже уколовшись иголкой, и торопимся скорее помазать ранку йодом. Чуть что — бежим к врачу, пьём таблетки. А ведь мученические страдания — это гораздо больнее. Как же тогда быть? В нас, конечно, есть благорасположение к мученичеству, но, как говорится: дух бодр, плоть же немощна; плоть наша заранее боится боли и страданий.

Расскажу об одном мученике, юноше, пострадавшем в древние времена, и вы увидите, какие страдания может вытерпеть человек и что Бог подаёт «со искушением и избытие». Бог призывает человека к мученичеству, и тот, кто раньше был робок и нерешителен, становится смелым как лев. Как такое возможно? А вот послушайте.

Некий правитель собирался на войну и, как было принято, пошёл к оракулу, чтобы узнать у демона, победит он в войне или нет. И оракул, бес, сказал так: «Я отвечу тебе, если ты вынесешь из города мощи мученика Вавилы и трёх отроков». Правитель тут же повелевает христианам взять святые мощи и вынести их вон из города. Христиане взяли честные мощи и понесли их из города, воспевая псалом: «Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих… очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат… подобни им да будут творящии я». Эти слова услышал правитель и вскричал: «Да они издеваются над нами!» Он посылает солдат и некоторых из христиан арестовывает.

Среди тех, кого арестовали солдаты, был и один восемнадцатилетний юноша по имени Феодор. Его привязали к столбу, раздели и стали железными крючьями строгать его тело; кровь лилась рекой. С живого с него сдирали кожу, а открытые раны поливали уксусом и посыпали солью; тело его стало похоже на тушу убитого на бойне животного. С утра до вечера, сменяя друг друга, солдаты мучили его и замучили, практически, до смерти. Увидев, что юноша чуть жив, его сняли со столба и отдали родным. Родственники отнесли мученика домой и постарались оказать ему помощь. Когда юноша открыл глаза, родители стали его спрашивать:

— Чадо Феодоре, откуда такое терпение? Как ты не возроптал? Как не закричал от боли?

— Я вам отвечу. Когда меня повесили на столбе и солдаты стали строгать моё тело острыми железными когтями, мне было так больно, что боль доходила до самого сердца. И я сказал себе: «Несчастный Феодор, терпи эту боль, чтобы тебе избежать вечных адских мук!» Утвердив таким образом ум на мысли об адских мучениях, я решил: «Буду терпеть», — и когда ум мой укрепился в этой мысли и я намеревался твёрдо терпеть, то увидел, что ко мне приближаются трое прекрасных юношей. У одного в руках был сосуд с Небесным миром. У другого — небольшие полотенца. Третий, взяв одно полотенце, обмакнул его в сосуд с миром и положил мне не лицо. От благоухания святого мира я перестал чувствовать боль и скорбь. Я ощущал блаженство и был как Ангел; мне было так хорошо, что лучше бы меня никогда не снимали с того столба, ведь, как только меня сняли, Ангелы тут же удалились. Пусть бы меня годы так строгали, я был бы счастлив!

Будем верить, что если Бог и определит нам пострадать, то придёт Сам Христос, пошлёт Святого Духа, низведёт с Неба огнь, распалит нас Им и даст нам силу перенести страдания. Мы видим, как развиваются события в мире, знаем из пророческого откровения Церкви, что настают тяжкие времена, так что, возможно, мы уже находимся внутри круга, и чем дальше, тем ближе будем приближаться к его центру — и тогда, главное, о чём мы должны позаботиться, это о «едином на потребу». Будем приготовляться духовно, готовить душу, очищать себя от всякого греха, каяться в грехах содеянных или в тех, что, возможно, мы ещё не раз совершим, дабы как можно лучше приготовиться к концу. Кто знает, может и нам предстоит пострадать. Родители должны позаботиться о воспитании своих детей в вере и привить детям свою Православную веру, говорить им о Господе, чтобы они верили в Бога, ведь дух неверия распространился ныне повсюду и детям трудно ему противостоять. Не имея веры, как наши дети смогут завтра противостоять антихристу? Было бы очень полезно привести доказательства бытия Божия, чтобы у детей был фундамент, ведь без фундамента дом стоять не может. Нужно, чтобы у них было твёрдое основание веры, чтобы в будущем они смогли принять на себя подвиг исповедания Божества Христа.

Старец Ефрем (Мораитис)

По материалам сайта www.pravoslavie.ru