ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
О блудной страсти I Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней. Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие: «Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие – в согласии помыслов и преклонении воли». Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость: «Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою». О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы. «После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения». «Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так – что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя!» «Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу». Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял: «Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю? Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” (Пс. 6: 3). Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань. Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе». Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов: «Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”». Старец напоминал о силе крестного знамения: «Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: “Так вздумалось”». Преподобный Амвросий также предупреждал: «Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…» Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил: «Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение». «От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам». Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов: «Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают». Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом: «90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь». Преподобный Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием: Господу всё возможно: «…Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью – грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других… Господу все возможно». Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности: «Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения. И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя». Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти: «Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы». По материалам сайта www.pravoslavie.ru
Слово схиархимандрита Макария (Болотова) о преподобной Марии Египетской.
Читая житие преподобной Марии Египетской, мы видим там, как её жизнь протекала и какою впоследствии стала. Как благодать Божия осенила сердце Марии Египетской. Она распалилась любовью ко Господу Богу. Она покинула превратную беззаконную жизнь, пошла в пустыню заиорданскую и, как говорит нам житие, подвизалась около пятидесяти лет, не видя человеческого лица. Перед смертью, за год до смерти, один пустынник, ходя по пустыни во время Великого Поста ее обрел, т.е. нашел, и она поведала свою жизнь, но подвиги остались сокрыты. Там сказано, подобной беззаконницы и блудницы не было, какая была Мария, но такой подвижницы, молитвенницы не было от сотворения мира и до скончания века не будет. Не дорого начало, дорог конец. Проводите конец жития в покаянии и молитве, и Господь такой долготерпеливый, Он многомилостивый, любвеобильный Отец Небесный, Он сказал: «Будут каяться, не воспомяну прежних грехопадений их». Какое милосердие Божие! Для ума человеческого непостижно милосердие Божие. Не поздно каяться. Кайтесь до последнего своего издыхания. Мы с каждым днем, дорогие мои, приходим ближе и ближе к Суду Христову. Господь грядет судить мир, живущих на земле. Земля пропитана блудом и беззаконием. Земля пропитана неверием, враждою, злобою, гордостью и пиянством омыта. А там сказано в слове Божием, когда люди охладеют в вере, я уже неоднократно это говорил, враг будет свое делать, в сети стараться улавливать души христианские. «Изолью, - говорит, - воду, реки воды своей и буду напоять весь мир. А если можно, и избранников Божиих буду совращать в свои пути погибели». Мало кто устоит в благочестии. «Едва праведник спасется», - говорит нам слово Божие. А мы люди грешные, дорогие мои, и если мы делом не согрешили, мы согрешили мыслями. Аудиозапись, село Бурдино Воронежской области, 1977 г
«Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние» Прп. Авва Исаия «Верующий во Христа если и умрет смертию греховной, то опять оживет покаянием» Свт. Игнатий Брянчанинов «Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца» Прп. Ефрем Сирин |