Жизнеописание схиархимандрита Макария (Болотова)
Схарахимандрит Макарий (Болотов), многим известен также по своему имени в малой схиме – отец Власий. Родился отец Макарий в 1932 г. в Воронежской области, в семье бывших дворян. Он происходил из великого для Русской Церкви рода Болотовых. Его родственниками были профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Василий Васильевич Болотов – выдающийся русский богослов 19 в., а также первая настоятельница Шамордина, духовная дщерь оптинского старца Амвросия, схиигумения София, иконописец, написавший икону Божией Матери «Спорительница хлебов», также был родственником отца Макария. Батюшка много рассказывал своим духовным чадам о своем выдающемся роде. Недолгая жизнь о. Макария прошла в болезнях и гонениях. Свою монашескую жизнь он начал в знаменитой Глинской Пустыни – духовной сестры Оптиной. Но вскоре Глинская Пустынь была закрыта и некоторые из братии, в том числе отец Макарий, перебрались в Почаев. В Почаеве он стал участником знаменитого Почаевского противостояния. Во времена хрущевских гонений большинство монастырей было закрыто. Пришло время и Почаевской лавры. Однако, только в этом монастыре, имеющем древние традиции борьбы с униатством и польскими гонениями, монахи неожиданно для антихристианской «оттепели» оказали сопротивление бесчинству властей. Закрыв ворота, они встали на оборону монастыря. Властям пришлось уступить, но «активисты» был подвергнуты репрессиям. Их либо выгнали (как отца Макария), либо разослали по другим монастырям. Отца Макария истязали, требуя оставить Почаевский монастырь и отречься от Христа. Видя непреклонность батюшки, разгневанный следователь выбросил его из окна второго этажа, затем выстрелил, но пуля отскочила от нательного креста и оторвала указательный палец стрелявшему. Кроме этого, отцу Макарию пришлось пережить следующее мучение: дело было зимой, в лютый мороз. Его более чем на сутки поставили в емкость с холодной водой, но произошло чудо, батюшка не замерз. После Почаева о. Власий провел долгое время под духовным покровительством чудного старца, бывшего глинского монаха схимитрополита Зиновия (Мажуги) в Абхазии. Схимитрополит Зиновий стал истинным духовным наставником для отца Власия, он-то и постриг молодого еще монаха в великую схиму. Прозревая его путь долготерпения и страданий. После смерти владыки Зиновия, отец Макарий перебрался в Воронежскую епархию, поближе к родным местам. Здесь его тоже ждали скорби и гонения. Однажды он был так зверски избит, что, с трудом выхоженный своими духовными дочерьми, как-будто воскрес из мертвых. Однако здоровье старца было окончательно подорвано. Отец Макарий вспоминал, что в молодости, помогая матери, он за день лопатой вскапывал огромный огород. В конце жизни старец постоянно болел, с трудом ходил. Еще в юности, за долготерпение в страданиях отец Макарий сподобился дара прозорливости. Своей духовной матерью отец Макарий считал схимонахиню Серафиму (Белоусову) из Мичуринска Тамбовской области. Матушка Серафима задолго предсказывала молодому отцу Власию, что Оптина будет открыта, и он станет ее насельником, при этом добавила, что «если будет отец в святой обители, то будешь жить в монастыре, а если отчим – то глазам будет смотреть близко, а ногам ходить – склизко: ревность будет съедать их». Отец Макарий приобрел заброшенный дом в Нижних Прысках (через реку Жиздру от Оптиной). Этот дом ранее принадлежал священнику Прысковского храма. Сам по себе этот дом был святыней. В свое время в нем неоднократно останавливались старец Амвросий Оптинский по дороге в Шамордино, по его благословению был вырыт колодец во дворе дома, а также сам император Николай II, посещавший Оптину. Господь избрал отца Макария стать хранителем не только этой, но и многих других вещей, некогда принадлежавших старцу Амвросию. Все они (ковшик, посошок и другие) были переданы отцом Макарием в Оптину после ее открытия. Но и здесь враг рода человеческого не оставлял батюшку. «Блажени вы есте егда ижденут вы и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради», - заповедует Спаситель. И отцу Макарию полной чашей досталось вкусить и изгнание и «всяк зол глагол лжущий». Самого Спасителя иудеи обвиняли в том, что Он исцеляет силой вельзевула. Старца обвинили, что дары, данные ему Богом, - прелесть и колдовство. В Оптиной стала распространяться дурная слава о «впавшем в прелесть старце-колдуне». Старцу запретили появляться на территории Оптиной пустыни и Шамординского монастыря, и этот запрет он ни разу не нарушил, памятуя слова псалма: «Уйди от зла и сотвори благо». Вновь отцу Макарию пришлось переселиться в прысковский дом. Соблазнились о нем и многие из его духовных чад. Наиболее «старцепослушные» ездили на остров к отцу Николаю Гурьянову. «Можно пользоваться духовными советами отца Макария, - ответил отец Николай, - старца оболгали». Своих духовных чад батюшка поучал безропотно нести ношу, которую Господь дал. «Волю Божию надо исполнять не трясясь, и не боясь, чтобы мы были носителями воли Божией». «Главное, - говорил батюшка, - не быть отторгнутым от Господа, а от человека быть отторгнутым – это всё человеческое, всё земное. Люты страдания, да сладок рай». «Здесь временное, скоропреходящее ради вечной жизни претерпеть». К личным врагам отец Макарий призывал оказывать христианские чувства – молиться за них, не важно молятся ли они за нас или нет. Постсоветское время принесло отцу Макарию не только оптинские скорби, но и великую духовную радость. Он смог несколько раз побывать на Святой Земле, в том числе у мощей святой великомученицы Елизаветы в Свято-Магдалиновской пустыни, одной из первых насельниц которой была прабабушка старца. Старец говорил, что «сейчас русские люди, Россия-матушка испытывают тягчайшие испытания, страдания, но мы не малодушествуем, а уповаем на Господа и ждем этой благодатной минуты, когда воспрянет Россия от сна духовного. Воскреснет Россия. Как говорили святые старцы, мы не доживем, а вы доживете. Уж такая радость будет!». К старцу приезжали его духовные чада и всех встречал он с любовью. Каждому старцем подавалась не только духовная, но и физическая пища. Всех сажал он за стол и обильно кормил, сам прислуживая всем. Но болезни брали свое. Последнее время отец Макарий с трудом передвигался, принимал людей в основном лежа, а советы давал иногда лишь по телефону. Но духом был всегда бодр и радовался посылаемым скорбям. Отец Макарий часто повторял слова святых старцев: «Не унывайте, не скорбите, а боле молитесь, а когда будете молиться, то и в скорбях будете радоваться». Батюшка наставлял уповать всегда на волю Божию: «А что мне гориться (т.е. горевать)? В Небесной канцелярии всё принято за меня, готово – исполняется. А если я что терплю – через свои грехи, я грешный человек. Возьмите за грехи лучше здесь потерпеть, нежели там, в будущем веце». 26 мая, после продолжительной болезни схиархимандрит Макарий мирно скончался в ясном сознании в военном госпитале им. Вишневского в городе Красногорске. Перед кончиной он причастился Святых Христовых Таин. Старец смиренно просил у всех прощения и сам прощал всех. Батюшка повторял, что желал бы умереть как и святитель Иоанн Златоуст, со словами «Слава Богу за всё». Старец погребен на кладбище в Нижних Прысках, и на его могиле многие получают благодатную помощь.
Схиархимандрит Макарий (Болотов) об унынии. Да разве нам можно унывать? Пусть унывают магометане, пусть унывают католики, что они отступили от Истины все, а мы – Православные христиане, Кафолической Церкви, истинной, Соборной, апостольской, неповредимой и непогрешимой Церкви, мы – чада, - как мы должны радоваться! Как Господа должны благодарить! Я всегда на историю нашу гляжу, да думаю: если б не было святого князя Владимира, что б мы делали? – мы б в язычестве померли. А князь Владимир познал истинную Веру, и эту истинность насадил в народе своем. Какая ж у него была любовь – был язычник, многожёнец, а Господа как познал, как он Его полюбил, и Россия – матушка просветилась, освятилась, почему она – Святая Русь называется. Вся усеяна куполами храмов, святых обителей. А по вере в людях какая была простота! Ведь наши первые христиане, которые при князе Владимире крещение получили, ведь они все святые были – они крещение когда получили, они чистые как алмазики были, а мы сейчас обгадились страстями, пороками, да ещё недовольны на Господа, жизнью недовольны, сами не знаем – что мы делаем… вот будем молиться, вот будем просить Господа, - мы ясней тогда сами себя увидим. |