ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

О скорбях

I

Чем укрепляться в скорбях? Как предотвратить их? Что делать, если одолевают скорби о детях? Оптинские старцы наставляли: «Берегись роптать и малодушествовать. Великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные». Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил радоваться скорбям: «В скорбях сокровенна есть милость Божия! Если объимут тя скорби – радуйся, ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оные по силе, тот и получит Царство вечное. (Если) будет, пожалуй, мало скорбей – тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы!»

Преподобный Варсонофий говорил: «Много горечи в жизни: неудачи, болезни, бедность и так далее. Но если человек верует в Бога, то Господь и горькую жизнь может усладить». Старец наставлял: «Скорби и радости тесно соединены друг с другом, так что радость несет скорбь и скорбь – радость. День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – вёдро; так и скорбь и радость сменяют одна другую».

Если мы не в силах радоваться в скорбях, то постараемся, следуя наставлению преподобного Варсонофия, не скорбеть паче меры и удерживаться от ропота: «Если же еще по немощи нашей не можем при поношении радоваться, то, по крайней мере, да не скорбим паче меры. Если же от слабости нерв не можем побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота».

Преподобный Макарий учил, что малодушие и ропот только умножают и отягчают скорби: «Будь уверена, что Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать. Великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные». Если же и от ропота не можем удержаться, то, по совету преподобного Амвросия, познаем свою немощь и смиримся: «Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу и да смирим себя пред Богом и людьми и покаемся. Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели».

Преподобный Никон напоминал, что скорбь облегчается прощением обид: «Помни, что по закону духовному прощение обид (действительное прощение) дает человеку разум истины и великие блага. Смириться надо и терпеть. А Господь тебя не оставит милостию Своею».

Как предотвратить скорби, не навлечь их на себя самому? Не взять на себя напрошенного самовольного креста? Старец Амвросий советовал: «Не будь скора в словах, а прежде внимательно обдумывай то, что нужно говорить людям, восстающим против нас, или людям великим».

Преподобный Никон советовал: «Моли Бога, чтобы отклонил от тебя всякую напасть, всякое искушение. Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей – в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою, не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим».

В скорбях, притеснениях, обидах, клевете старцы учили молиться. Преподобный Амвросий советовал прибегать к заступничеству Божией Матери и святых: «Ложь останется ложью и никогда правдою быть не может, а оклеветанные рано или поздно всячески оправданы будут. Прибегай почаще в молитвах к Царице Небесной и угоднику Божию святителю Николаю – они тебя не оставят в скорбях и обстояниях».

«Молись поусердней Царице Небесной, святителю Николаю, Иоанну Воину и священномученику Фоке. Молитвы их сильны защитить тебя от чрезмерных нападений».

Старец также советовал для утешения в скорбях чаще читать Евангелие и Псалтирь: «Выписываю тебе псалмы, которыми молился святый Давид, когда был в гонении от врагов: 3, 53, 58, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь, прочитывай 101-й псалом». «Заучай псалмы сии и читай их почаще: “Живый в помощи Вышняго”, “Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою”, “Боже, в помощь мою вонми”… Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося».

Преподобный Антоний советовал в любом огорчении и неприятности прибегать к святому имени Иисуса Христа:«Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно; при нем все неприятности утихают, беси исчезают – утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его».

Преподобный Иосиф вспоминал святого Василия Великого: «Святой Василий Великий пишет об одном языческом философе, который говорил: “Прежде я хотел, чтобы всё делалось по-моему, но, видя, что ничего не делается так, как я хочу, я стал желать, чтобы делалось всё так, как делается, и чрез это стало выходить то, что всё стало делаться так, как я хочу».

Преподобный Никон писал: «В скорби и искушении Господь помогает нам, но не отнимает их от нас, а подает силу переносить их и даже их не замечать». Старец учил в скорбях читать молитву, которая уврачует душевные раны: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя! Эту молитву советуется произносить одну за другою не спеша, заключая ум в слова молитвы. Лучше всего уединиться и, стоя или сидя, произносить эту молитву. Это – прекрасное врачевство для скорбящей души, оно помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий. Сначала, если невозможно сразу проникнуться чувствами благодарности Богу, покорности Ему, смирения перед Ним, произносить молитву всё-таки нужно хотя бы и одними устами. Постепенно придут означенные чувства, и вместе с ними мир низойдет в сердце человека».

Иногда нужно просто с терпением подождать, и скорбь отойдет сама собой. Об этом старец Амвросий напоминал забавную поговорку: «Не раз придется вспомнить поговорку: “Спросил бы зимою у гуся, не зябнут ли у него ноги”. А гусь, хотя нередко ноги, поджимая, переменяет, а всё-таки так или сяк зимы переживает. Зато уж, когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает».

А когда духовное чадо попросила у старца: «Батюшка! Научите меня терпению», – преподобный Амвросий ответил: – «Учись! И начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей». Все Оптинские старцы говорили о необходимости терпения в скорбях. Преподобный Лев наставлял: «Помните, что без скорбей спастись невозможно, – терпением и смирением всё побеждается».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал духовному чаду: «Потерпишь – и будет мир. А станешь воздавать злом за зло – то и мир отступит, и Бог оставит самосудку. Где мир – там Бог».

Преподобный Иосиф советовал: «Всё терпи, за всё благодари Бога и будешь всегда духом покойна». «Не завидуй тем, кто живет спокойно. Терпеть скорби гораздо лучше, нежели жить спокойно». «Как после сухой погоды непременно жди дождя или бури, так и в сердце человека то же бывает после душевной скорби, и наоборот. Как закваска нужна для теста, чтобы были хлебы вкусны, то же самое и терпение для спасения». «Без терпения никакая добродетель не исправляется».

Преподобный Варсонофий учил: «Скорбями испытывается наше терпение и смирение. Молись Богу о помощи и терпи. Чего Господь не попустит, того быть не может». «Надо терпеть, а за терпение Господь утешит».

По материалам сайта www.pravoslavie.ru

«Перекрестился, сладко поговорил – это еще не спасение».

«Богом не оставлены. Одет, обут, накормлен, одно благодарение Господу воссылай. Больше ничего не ищи. И больше ничего не надо будет. Благодарить Господа, что Он привел нас в церковь Божию, а то были бы в руках сатаны. Богу не служили бы в жизни. Благодарить Господа и не унывать. Уныние – еда, кормежка сатаны».

«Сейчас все брови дергают. Не надо здесь дергать, лучше язык подергать, чтоб не ворочался. Я вот когда, бывает, исповедую, моя исповедь как-будто я ругаюсь со всеми, дерусь. Не могу пробудить, чтоб она заплакала. Слеза, пролитая при исповеди, при Евангелии – послужит жертвой нашим грехам. Много мы плачем? Нет, мы не плачем. Надо ведь все разобрать в своей жизни».

«Надо серьезно отнестись ко спасению. Я своим говорю – если послушания нет – спасения не будет. Ты хоть молись, плачь день и ночь. Нет послушания отцу духовному – на точке замерзания».                                                      

Схиархимандрит Макарий (Болотов)