ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
О воскресных днях и дне ангела
Оптинские старцы часто напоминали о необходимости проводить день ангела и день рождения не в шумном и рассеянном праздновании, а в благоговении. Преподобный Антоний наставлял: «День ангела вашего желаю радостным и благоговеющим сердцем встретить вам и препроводить, ибо продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении. У нас в монастырях так и поступают, то есть день ангела своего чтут заблаговременным приготовлением к приобщению Святых Таин».
Преподобный Варсонофий предостерегал от внимания вражеским внушениям и соблазнам не посещать храм каждое воскресенье: «Святая Церковь, как мать, заботится о нашем спасении и дает нам к тому все средства, следовательно, как важно, как необходимо исполнять все церковные постановления! Враг сильно нападает на человека, желая отвлечь от исполнения заповедей. Церковь заповедует ходить в храм неопустительно каждый воскресный день и в праздник. Враг же соблазняет, внушая: “Зачем же ходить так часто?” Впрочем, он делает уступку, говоря: “Ну хоть в большой праздник пойти – это можно, а зачем же каждое воскресенье? Это совершенно лишнее!” И так во всём. Хорошо, если человек не слушает внушений вражеских».
Преподобный Никон призывал возгревать в своей душе духовную ревность: «“Исполняйтесь Духом…” (Еф. 5: 18). Что это значит? Ведь мы сподобились получить Святого Духа при крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо еще сохранить, усовершенствовать, умножить, а не зарывать. Для этого надо возгревать ревность. Как? Читать святое Писание – ведь святые книги написаны Святым Духом, от них и веет Он. Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радости, которая дается Святым Духом. Песнопения. Псалмы.
1. Внимать себе.
2. Часто участвовать в святых таинствах, через них Святой Дух сообщается человеку.
3. Часто посещать святой храм: это место особенного присутствия Святого Духа.
4. Наконец, молитва: это великое дело для получения даров Святого Духа, особенно молитва “Царю Небесный”, ее с особым благоговением надо выслушивать не только во время молитвы в церкви, но и во время работы произносить ее, испрашивая помощи Святого Духа».
Письмо святителя Николая Сербского (Велимировича)
ОБ ИЗБРАНИИ КОРОЛЕВЫ КРАСОТЫ
Вы в безумной радости сообщаете мне, что Ваша дочь избрана королевой красоты, и словно ожидаете моих поздравлений. Мне и писать об этом стыдно, и вместо поздравлений я выражаю Вам свое глубокое соболезнование.
Почему-то Вы еще пишете в письме: «Моей дочери, как образованной девушке, это очень лестно». Что сказать об образованных и необразованных в наше время? Среди множества различных кризисов современности кризис образования — один из главных. Кто знает, кого скорее можно назвать образованным: какую-нибудь городскую даму или стыдливую деревенскую пастушку? Здесь трудно будет прийти к общему мнению, пока мы не определим понятие образованности и не скажем вместе с народом, что образован тот, кто несет образ, то есть хранит честь. А кто чести не имеет, образованным быть не может, где бы он ни жил, какое бы положение ни занимал, сколько бы знаний ни скопил.
В наших сербских деревнях о красоте говорили шепотом, а о нраве — в голос. Это исходило из глубокого народного сознания, что красота — нечто преходящее и от человека не зависящее, а характер постоянен и зависит от воли человека. Слышали народную песню о девице Милице: «Я не волшебница, чтобы тучи гонять, я девица, чтобы себя охранять». Избрание королевы красоты — возрожденный обычай древних латинских народов. По сути, это не что иное, как искусно прикрытая торговля белыми рабами. Известны ли Вам судьбы таких красавиц? Они страшны! Невенчанные браки, внебрачные дети — бедные дети! — сенсационные бракоразводные процессы, самоубийства. Вот та стезя, по которой чаще всего следуют королевы красоты! Неужели и Ваша дочь… Лучше было бы дать ей прочесть о героической гибели ее отца на горе Цер, чем вывести ее на этот ярмарочный и опасный спектакль. Кто может поручиться, что Ваша радость не обернется вскоре глубокой печалью и стыдом, таким стыдом, от которого Вы при свете дня будете прятать лицо? А соседи будут злорадно насмехаться над Вами, и это еще больше будет терзать Ваше сердце.
Из всех искушений, которые человеку надлежит преодолеть, красота — одно из самых сильных. Святые великомученицы Екатерина и Варвара, Анастасия и Параскева и многие другие преодолели его, ибо познали другую красоту, ту, что дороже физической. Но сможет ли преодолеть его Ваша дочь, которая не обладает духовным зрением, которая добровольно пошла на это торжище? Да поможет ей крепкий Господь! Но красота, как и богатство, и больше, чем богатство, ведет к надменности, а надменность — престол, с которого неминуемо срываются в адскую бездну.
Американские киноторговцы выдумали ради большей прибыли, что Иуда-предатель был самым красивым из двенадцати апостолов. Это, конечно, не доказуемо ничем, кроме смерти Иуды. Конечно, вы слышали и читали, что гибель его была подобна гибели многих современных королев и королей красоты. Этот «прекрасный» Иуда после предательства Сына Божия, бросив сребренники в храме, пошел и удавился (см.: Мф 27, 5).
Тому, кто далеко зайдет по тропе диавольской, трудно вернуться назад. Что Вам посоветовать? Как можно скорее выдайте свою дочь замуж; чем скромнее будет жених, тем лучше; выдайте за какого-нибудь пекаря или кондитера (конечно, если благочестивый человек не побоится взять на себя такую ответственность). Только в этом случае Вы можете надеяться на законных внуков и благословение Божие. Силой Своей Творец может сохранить человека от падения на скользком пути, по которому он по незнанию или по немощи следует. Да поможет Он Вам и тем, кого вы любите сильнее всех на свете, — Вашим детям!
По материалам сайта www.pravoslavie.ru
Поучения старца Схиархимандрита Макария (Болотова) о Церкви
«Обитель, церковь – это духовная врачебница. Нигде такого утешения не получишь, как в храме Божием. Переступишь порог храма, и сразу почувствуешь, что тут благодать особая. Даже бодрость в теле у человека появляется, если он с верою обращается ко Господу за помощью, Господь так его вдохновляет, что он даже бодренький становится, да радостный, да Господа любит».
«О великих испытаниях, грядущих на нас, батюшка преподобный Лаврентий Черниговский, говорил: «Если не будет испытания в конце века – Россия не воскреснет». Еще не дополнилось число ангелов, еще праведные души пойдут ко Господу. Еще будет кровопролитие. Но те, кто гнали Церковь Божию, и епископы, последовавшие им, даже после пролития крови Царствия Божия не унаследуют. Что страшно-то – кровь прольется, но искупительной она не будет, не унаследуют они Церства Божия! Ведь они сколько сот миллионов испортили людей своей мрачной жизнью!»
«Нужно знать и помнить: если у тебя есть духовный отец, то без его ведома и благословения – или молитвословие какое совершённое, или милостыня поданная – на пользу не будут. Всё равно что в навозную кучу будет выброшено такое делание. Всё должно делаться с благословения отца духовного – тогда оно будет в пользу тебе и роду твоему в благословение».
«Нам теперь, как никогда, Православие надо держать всеми силами: епископы должны креститься, поститься, молиться всеми силами, людей должны приводить к пробуждению, к покаянию, а этого –нету… Посему – мало епископов останется в России, мало, но своих Господь оставит. Я у о. Лаврентия Черниговского о сем времени спрашивал: «Батюшка, неужто не будет тогда владык?», а он мне: «Да нет, деточка, рукополагать будут, а некоторые будут столь Богоугодны, что по воде будут ходить как посуху! – избранники от чрева матери будут в сане епископском». Простецов будут поставлять, не ученых академиями, а простецов – ученых Духом Святым».
«Не надо забывать про Царицу Небесную и Ее просить – Она же наша Путеводительница, Она же наша Питательница и Матерь Божия, Она в молитвах Неусыпающая. Если мы Её просим, то никогда оставлены не будем. Матерь Божию и своего покровителя, Ангела-Хранителя просите. Ангел-Хранитель - он же о нас плачет непрестанно, когда мы грешим – далеко от нас уходит – мы сами, своим смрадом уносим его от себя».
|