Беседа с архиепископом Элистинским и Калмыцким Зиновием |
Многим из нас понятен смысл слов, которые мы слышим при крещении: Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Но почему мы так небрежно относимся к ним, забывая о той радости, которую они несут в себе и которую ничем не заменить? Почему после причастия нас, как лодку без весел, снова сносит течением в суету обыденной жизни и мы забываем о ее главном для христианина смысле — быть рядом со Христом? Что является ключом к Царству Небесному? Как научиться сострадать другому человеку? Об этом размышляет архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий.
— Ваше Высокопреосвященство, человек может встретить Бога в разных обстоятельствах, в радости и печали, в дни испытаний. Каким для вас было начало этого пути?
— Непростой вопрос о том, что мы подразумеваем под встречей человека с Богом и о его пути к Богу. Скорее всего, этот путь у каждого из нас свой. Для меня этот путь начался с мысли: «Вера без дел мертва». Конечно, вера в сердце у меня была всегда, и какая-то молитва была. Но вот процесс осознания того, что есть жизнь по вере, что есть путь, ведущий к Богу, признание необходимости следования этим путем пришло где-то в 18 лет. Позже мне стало понятным, что человеку нужна помощь в этом пути от Самого Бога и он должен научиться воспринимать эту помощь. Но более осмысленное отношение пришло по
сле того, когда услышал евангельские слова: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). В этих словах открывается основное содержание жизни для всех людей. Они изменили логику и характер и моей религиозной мысли. Размышляя о пути человека к Богу, я понял, что обретение Христа — это главнейшая задача для человека, без которой он не войдет вжизнь вечную. В храм на богослужения я начал ходить в 18–20 лет. Мне хотелось научиться молитве, узнать о духовном опыте святых отцов. В те далекие 1960–1970-е атеистические годы мы искали духовную литературу. Многие книги религиозного содержания были под запретом, и мы пользовались самиздатовскими источниками, перепечатанными под копирку на печатной машинке. У меня по сей день хранится библиотечка тех лет. И это тоже начало пути. Но реальный шаг в движении к духовной жизни произошел в моем первом причастии святых Христовых таин. Оно для меня было не спонтанным, а осмысленным и осознанным. Мой духовник осторожно подвел меня к нему. Для меня это стало событием, которое явилось поворотным моментом жизни.
Святые отцы раскрывают нам свой великий опыт следования за Христом в духовном пути. Все они свидетельствуют, что старались обрести в своей душе во всей полноте образ Христа, и все они были Ему верны, даже до смерти. В этом наполнении очень важна литургическая жизнь. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит о том, что нужно стремиться к тому, чтобы каждое твое слово молитвы на Литургии было живым и обращенным к Богу. И чтобы ты понимал, что предстоишь на Литургии перед любящим Богом и Создателем твоим. И тогда слова молитвы, заключенные в богослужебной жизни нашей Церкви, понемногу приоткроют свой смысл душе и наполнят ее духовным содержанием. Для того чтобы душа уподоблялась Христу, святые отцы рекомендуют поучаться в исполнении слов Христа, а также держать перед своим мысленным взором и стараться осуществлять заповеди Христовы, потому что именно исполнение заповедей Христовых меняет и преображает человека. Заповеди Христовы помогают человеку понять и немощи свои, и нищету духовную и могут привести человека к покаянному состоянию. Заповеди и плач покаянный во Христе по-настоящему приносят человеческой душе утешение. Так, заповедь блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4) говорит о том, что тот, кто сокрушается о своей духовной несостоятельности, обретает и утешение от Самого Христа. Или заповедь «блаженни чистые сердцем, яко тии
Бога узрят» говорит нам о том, что только чистое сердце начинает прозревать Христа. Поэтому нужно стараться побеждать своими усилиями и с помощью Божией всякие страстные проявления: появляющиеся издали нечистые помыслы или чувства, внимательно их отслеживать и сознательно подавлять. И тогда человек становится способным вместить то, что Христос ему подает как дары благодати. Без милости Божией, без этих даров человеку не под силу взойти в Царство Небесное. Но без нашей воли Христос нас насильно никуда не влечет. Мы должны повернуться к Богу и открыть свое сердце Христу.
— Вашими духовными наставниками были замечательные подвижники ХХ века — митрополиты Зиновий (Мажуга), Ювеналий (Тарасов), схиархимандриты Григорий (Давыдов), Серафим (Мирчук). Чему вы у них научились, что вы считаете главным
в их духовном облике?
— Оказаться с великим человеком рядом — это и великая милость Божия, и великая ответственность. Духовные люди, посвятившие себя всецело служению Богу и восприняв-
шие эстафету святых отцов в духовном опыте Церкви, старцы — это живые святые. Общение с ними всегда тайна и таинство. Любовь, что живет в их сердце, делает их учителями, друзьями, наставниками и опорой в жизни. И мой приход к ним не был исключением. Влияние на мою жизнь оказало каждое слово, услышанное из их уст. Одной из характерных черт в общении с ними является то, что все встречи и все слова важны. Разговор о старцах— это не тема в рамках одного интервью, здесь уместно лишь упоминание отдельных эпизодов, отдельных слов, отдельных имен без обобщений. Еще есть одна предостерегающая особенность: всё, что мы слышали, что считали главным у них, чему учились у них, — это лишь малое и жалкое искаженное отражение того, что было в действительности. Имена, перечисленные в вашем вопросе, принадлежат действительно
моим духовным наставникам, но мне хотелось бы назвать еще тех, с кем мне, недостойному, было даровано Господом встретиться. В период моего духовного становления были живы отцы Глинской пустыни. Мне довелось общаться и проводить в последний путь последнего настоятеля этой удивительной обители архимандрита Модеста (Гамова; †1978). По его благословению мне пришлось посетить Рижскую пустынь, где жил и подвизался глинский архимандрит Таврион (Батозский; †1978). Общение с ним ставило неизгладимый след в моей душе. Личность всероссийского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина †2006) произвела на меня впечатление излучения любви Христовой. В одной из бесед, которая длилась около трех часов в его келье, он помог мне понять многие проблемы моей жизни.
Особенным подвижником в духовной жизни 1980-х годов был схиархимандрит Макарий (Болотов). Он сумел собрать многих монашествующих на изломе советского периода и духовно укрепить. Он вместе с глинским схиархимандритом Андроником (Лукашом) постриг митрополита Зиновия (Мажугу; †1985) в схиму. О нем особый разговор. Довелось пообщаться с архимандритом Ипполитом (Халиным) и проводить его в последний путь. Афонский дух смирения, простоты и глубокой духовной мудрости отличал этого подвижника благочестия. Митрополит Зиновий (Мажуга) духовно окормлял всех ищущих духовной жизни. Схиархимандрит Серафим (Мирчук; †2005) из Ожоги был любящим отцом монашествующим. К слову, жизнь отца Серафима (Мирчука) описана вкниге «120 великих старцев XX века». Схиархимандрит Григорий (Давыдов; †1987), духовник архимандрита Серафима (Тяпочкина* †1982). Схимитрополит Ювеналий (Тарасов; †2013) был моим правящим архиереем около 20 лет. Для владыки Ювеналия очень значимым было строгое соблюдение канонов. Это был человек твердых принципов. Если он давал кому-то слово, оно было как стержень, он всегда старался его выполнить.
Схиархимандрит Григорий (Давыдов) одиннадцать лет провел в колымских лагерях. В живых остался по милости Божией. Он рассказывал, как в их лагерь приводили осужденных священников, среди которых были и архиереи, и гнали на лесоповал. И они оттуда не возвращались. Схиархимандрит Серафим (Мирчук) также говорил о том, что, если человек учится скорбеть о своих грехах, просит об этом, Господь дает ему разумение и чувство такого внутреннего плача. Но это происходит не сразу. И тогда человеку становится понятен тот глубокий священный плач Христов на кресте и приоткрывается уже истинное чувство сострадания к другим. Он жалеет других, когда те живут в неведении, забывая и не чувствуя Бога, не стремятся к Нему, хотя внешне всё хорошо. Жалеет, когда они начинают болеть, скорбеть, когда у них возникают трудности и душа впадает всмятение. И опыт этого жаления многообразен. Когда он охватывает душу пастыря, то такой пастырь становится не только молитвенником, но и печальником о своем народе. Таким был, как мы помним, Преподобный Сергий Радонежский.
Журнал Московской Патриархии, март 2014 г. |