ПОУЧЕНИЕ СХИИГУМЕНА ИЕРОНИМА (ВЕРЕНДЯКИНА), 1931-2001
II
Жизнь схиигумена Иеронима Санаксарского с раннего детства и до последнего вздоха – ярчайший пример того, как надо жить по совести. Достичь чистоты жизни в наше безнравственное и бездуховное время – величайший подвиг. Сам старец не раз сокрушался: «Вот вы ко мне сто человек пришли, и только один спросил – как душу спасти? Остальным –телесное здравие подавай да мирское благополучие…»
Одна прихожанка из города Саранска пригласила батюшку к умирающему отцу: «У меня отец умирающий, - говорю, - ему бы исповедоваться, причаститься». Батюшка быстро собрал всё необходимое, на троллейбусе поехали. Исповедовал он больного, причастил Святых Христовых Тайн и сидит тихонько у постели. Сам больной впоследствии так рассказал о случившимся с ним: «После Причастия так хорошо мне стало, тихо, спокойно, боли нет. Чувствую – засыпаю, и слышу беседу. Первый говорит: «Что делать будем? Беда с легкими». Второй голос отвечает: «А мы снизу окутаем, и сверху вот так прикроем». Заснул и ничего не помню. А как проснулся, сразу на поправку пошел и вскоре выздоровел…»
Рассказ рабы Божией М.: «У меня сын погиб. Смерть страшная – сам себя убил. Нет теперь никакой отрады сердцу моему. Боль, отчаяние, тьма непроглядная. В таком состоянии обратилась я к батюшке, выслушал он меня терпеливо – ведь слово скажу, потом плачу. Батюшка со мной плачет и потом говорит: «Какое горе, какое горе! Помоги, Господи, пережить тебе это горе. Молись, молись, сестра. Молитва матери из ада душу вызволит, со дна моря достанет. И я за тебя молиться буду». «Батюшка, - говорю ему, - а поминки нельзя по нему…» Отец Иероним помолчал и сказал: «Собери столик». «Батюшка, так ведь певчие не придут! Нельзя им». На это батюшка ответил: «Передай им от моего имени – пусть дурака не валяют! Что их молитва может разрешить, кроме успокоения больного сердца».
Однажды батюшка Иероним, видя вспыльчивый и нетерпеливый характер одной из своих чад, дал предельно простой совет, как победить себя: «Если гневаешься на кого, помни, ни одного бранного, обидного слова не должно выйти из твоих уст, православные так не поступают: Ты вот что сделай, - батюшка показал, как поясок туго-туго завязывают, перетягивая себя, - и … промолчи. Даже если права, говори спокойно».
Сколько можно привести случаев, когда схимник брал на себя боль людей, обратившихся к нему за помощью! Одну рабу Божию батюшка Иероним благословил на роды. «Когда роды начались, я одна в доме оказалась, муж на работе был в ночь. Телефона нет. Но все быстро само собой устроилось – отпросился с работы супруг. Успел. Ни боли, ни страха не ощущала! Муж вел себя как заправский медработник – ничего не понимая и не зная, все сделал как надо! Опомнились – ребеночек уже запеленатый лежит. Дочка. Ее батюшка Иероним потом крестил». От начала до конца родов схиигумен Иероним, по рассказам келейника, метался по своей келье, как раненый лев, не зная, куда себя деть от нестерпимой боли. Уж настолько терпелив был, и никогда не показывал, что ему плохо! Сколько времени прошло для него, молящегося за молодых супругов и взявшего на себя всю ответственность за роды, всю боль, весь страх? Для них – секунды. А для схимника?
К батюшке Иерониму всегда тянулись люди, батюшка помогал всем, кто обращался к нему, всем его любви хватало. Однажды пришли к нему за советом люди из местных. Мягко говоря, пьющие. Старец пригласил их в свою келью, не знал куда усадить, чем потчевать. При этом сиял весь такой неподдельной радостью, что келейник не выдержал, прошептал на ухо: «Батюшка, ты, что не знаешь, не видишь, кто к тебе пришел?!» В ответ прозвучало: «Знаю, вижу. Потому и радуюсь, что ко мне пришли, а не в кабак…»
Батюшка говорил: «Придет время, много будет священников, много батюшек, а вот бегать будете, искать батюшку – и не найдете…»
Обращавшихся к нему за духовным советом батюшка наставлял: «Хочешь стать настоящим православным человеком, настоящим монахом – беги от человекоугодия, пустословия, празднословия. Если что порочащее услышишь, пусть в тебе и умрет». Доносчиков, ябедников батюшка не терпел. Лучше сто раз на себя вину брата или сестры взять, чем указать начальству на согрешившего. Помолись за брата, чтобы Господь помог ему, упавшему, подняться. Не суди его. Тем более – не доноси.
Собирала я деньги на строительство храма в нашем приходе. Но понадобилась как-то небольшая сумма – старушке нуждающейся. Не устояла, взяла деньги с мыслью: свои будут - вложу обратно, хотя помнила строгий наказ старца: «Трать деньги только на то, на что благословили!» И что вы думаете? Не успела внести деньги – потребовали у меня отчета, обнаружили недостачу (рублей семьдесят). Такой скандал разыгрался! Сколько раз, грешница, убеждалась, как опасно ослушиваться старца. Еще строго настрого батюшка наказывал – никогда не покушаться на монастырское имущество! Ни гвоздика не брать! А если, по нерадению и халатности твоей, ущерб нанесен имуществу монастыря – это большой грех.
Учил батюшка тщательно исследовать свою совесть – нет ли на кого обиды. Если сердце ожесточилось на обидчика, ушла любовь, то старайся не озлобиться. Относись к нему, как к дереву, но только чтобы зла не было и желания отомстить. И все время проси Бога, чтобы размягчилось сердце, отлегло от души, читай ежедневно «Канон покаянный». Часто-часто батюшка повторял: «Молитва – огромная сила. Все дается по вере. Верь Богу». Молиться учил, не торопясь, лучше вслух, вполголоса, вдумываясь в каждое слово, откладывая его в сердце. Не раз повторял: «Евангелие – это разговор с Богом, а Псалтирь – самоотчитка. Псалтирь в руки берешь – солнышко просыпается! Если Псалтирь на земле читать перестанут, солнышко не взойдет…» Еще батюшка чтение Псалтири с лестницей в небо сравнивал – каждая кафизма – ступенька. Если пропустишь один день, убирается одна ступенька, если два – две ступеньки, а если неделю, месяц – сколько ступенек уберется? Как тогда до верхних допрыгнуть? Благословлял читать неусыпаемую псалтирь.
И еще говорил, что самая сильная молитва – ночная. С 12 до 2 час. 30 мин. ночи открыто Небо, и Господь с ангелами служит (золото). С 2 час. 30 мин. до 5 утра – служба Божией Матери (бронза). А с 5 утра до 7 утра – медь. Спать батюшка благословлял не более шести часов в сутки и не менее. Часто-часто приговаривал: «Сонливость и леность – путь к погибели. Не позволяй себе расслабляться, не валяйся в постели, как проснешься». Часто, обличая нас, нерадивых, старец говорил: «Вот лежу я, полеживаю и слышу голос: «Полежи, полежи, Иеронимушка, полежи. Устал ведь, милый, полежи». – Ну, нет! – отвечаю этому голосу, сладенькому такому, вкрадчивому – нечего валяться! Вставай, Иероним, вставай! Как легко и свободно становится, когда лень свою переборешь!
Учил батюшка волю воспитывать, дух укреплять: «Относись к телу как к тряпке. Это только ветхая одежда твоей безсмертной души. Не потакай плоти, ее желаниям. Хочешь сладкого, ешь соленое. Хочешь соленого, ешь горькое». Кстати, о сладком: не советовал употреблять в пищу сахар: «Мед кушайте, он – от всех болезней». Был такой случай: благословил старец искупаться в святом источнике своих чад: «Купайтесь смело… Что она, плоть? – тряпка и есть тряпка, макай ее, макай».
Очень строго относился старец к епитимьям и взыскивал с тех, кто отлынивал. Особое внимание обращал на поклоны, говоря: «Поклоны – смирение перед Богом. Будто землю распахиваешь, поле пашешь. Устал – на поклоны. Голова болит – на поклоны. Спина болит – на поклоны. Ноги болят? – на поклоны». «Ночные поклоны – дорогие, - говорил батюшка, - золотые, - один поклон в церкви равен десяти дома или в келье…»
Строго относился старец к соблюдению постов и учил поблажек себе не делать. Учил понимать истинный смысл православного поста – как средство, данное для очищения от греха. Одна раба Божия сказала старцу: «Я, батюшка, в Великий пост первую и последнюю неделю пощусь». «Ну, правильно, ты берешь змею – голову и хвост оставляешь, а всю змею съедаешь».
Однажды в пост старушка дала трехлетней девочке конфету. Но девочка взглянула на нее и говорит: «Как тебе не стыдно! Спаситель страдает, а ты не постишься». Женщина признавалась: «Тут меня как дубинкой ударили! И правда не постилась…» А девочка снова говорит: «Ведь ты умрешь скоро, а не постишься!» Через полгода старушка эта стала умирать. Позвала меня и сказала, что благодаря девочке стала поститься, чище жить. Перед смертью она исповедовала свои грехи и причастилась.
Старец наказывал всем службу в храме Божием посещать и не пропускать, ни под каким предлогом, все воскресные и праздничные дни, кроме самых чрезвычайных обстоятельств. Предупреждал старец, что приближается время, когда не в каждый храм можно будет ходить, особенно Новоначальным, духовно неокрепшим. Один молодой человек жаловался старцу: «Чем сильнее я начинаю верить в Бога, тем больше на меня всяких нападок от людей и всяких напастей». «Не бросай!»
По книге «Иероним, чудотворец Санаксарский. Свидетельства духовных чад и воспоминания верных», Владимир, «Собор», 2014 г. |