ПОУЧЕНИЯ СХИМОНАХИНИ СЕПФОРЫ (ШНЯКИНОЙ), 1896-1997

III

По соседству с Клыково Калужской области, где последние свои годы провела Схимонахиня Сепфора, находится Шамординский женский монастырь. Среди сестер обители было много чад матушки, они частенько к ней бегали. Вот однажды примчались с надеждой получить ее одобрение: задумали сбежать от несправедливой, по их разумению, начальницы: «Матушка, мы уйти хотим. Совсем невмоготу стало, притесняют нас». А матушка – прозорливой же была – спрашивает: «Вы вечером чай пьете?» «Да, пьем». «А косточки моете друг другу? Матушке игуменье, другим начальницам? На послушания не ходите. Так это?» Они переглянулись, смутившись: «Да, есть такой грех». «Какую ж вам игуменью надо, чтобы вас таких «загнала» в Царствие Небесное? Только такую. И я не благословляю вас никуда. Выполнять послушания и терпеть все надо…» Их поразило, конечно, и матушкино всеведение, и то, как она говорила. Не гневаясь, не теряя мирности духа, показала все язвы. И так же спокойно сказала, как лечить. Всегда мы так: начальники только у нас плохие. Она же, как по писаному, читала: «А ты вот это делаешь? А это? И при этом хочешь спастись?» Человек сразу начинал думать и говорить не о других – о себе. Начинал понимать, какой он «дерматин».

Однажды у матушки брали благословение монахи с Афонского подворья. Дьякон стоит, смущается, никак не может к ней подойти. Она тогда: «А как вас зовут?» Тот важно так: «Иеродиакон такой-то». Матушка ослышалась якобы: «Послушник такой-то». «Иеродиакон такой-то!» Она опять за свое: «А послушник такой-то…» И так трижды. Он тогда в сердцах отошел и смотрит на матушку. А матушка – даром что незрячая – поворачивается к нему и спокойно так: «Да-да. Я старая, грязная кукла». Он на секунду замешкался. А потом – хлоп! – на колени. Пронзило его. Все разом понял – и про себя, и про матушку… Она всегда искала Божьего. Не своего, не человеческого. А ведь сейчас многие приходят в церковь за чем-нибудь. И очень мало людей, которые хотят Богу послужить. Как мы молимся? «Господи, дай!» Он у нас старик Хоттабыч. «Дай то и это, а еще хорошую машину не забудь». А что ты сделал для того, чтобы эту машину иметь?

Схимонахиня Сепфора знала, как нуждался в духовном окормлении послушник Оптиной путстыни Сергий, и велела приезжать к ней каждые три дня. Он усомнился, всегда ли это будет возможно: «Матушка, а если машину не найду? До Клыково 12 километров все же». Она и говорит: «Тогда я пришлю». Однажды Сергий по храму дежурил. И вдруг вспомнил: третий день к закату клонится. А машин-то нет, никто не прислал. Только подумать успел, а тут о. Киприан подходит: «Ты знаешь, врачи приехали. Они хотят к матушке. А на дворе вечер уже – сами дорогу не найдут. Может, отвезешь?» Сергий только ахнул про себя: зовет-таки матушка. Не сразу, но зато на всю оставшуюся жизнь усвоил он, как важно следовать послушанию. А уж если старица или старец сказал – умри, но сделай… Особенно запомнился Сергию один матушкин урок. Она не раз ему повторяла: «В пост никуда не езди». Вроде и запомнил, рад бы исполнить, но отец эконом настоял: «Нельзя откладывать, давай езжай». Делать нечего, собрался – и в путь. Но проехали только часть пути. Было это зимой, они с водителем положили матрас на мотор, чтобы быстрее согрелся, а тот возьми да вспыхни! Такой пожар полыхнул, еле потушили. А везли они на Украину лампадное масло и книги. Чудом машина не сгорела. Потери были бы – страшно подумать какие. «МАЗ» десять тонн да груженый прицеп десять тонн. Вернулись в монастырь. Сергий к отцу эконому: «Матушка не благословляла выезжать в пост…» «Нет, езжай!» Дал им новенький «ЗИЛ». И опять Сергий вынужден был пуститься в путь. Доезжаем почти до того же места, и «зилок» наш «закипает» - мотор перегрелся. Короче, назад еле дотащили. Сели на третью машину. Доехали до Киреевска, где тогда еще жила матушка до переезда в Клыково, зашли к матушке – пообедали, посидели, молитвы почитали (до конца поста три дня осталось). И вот вышли они к машине. Матушка с ними. Смотрит и улыбается. Водитель к прицепу подходит и видит: «косынка» у прицепа лопнула. Если бы поехали, не заметив, в какой-то момент прицеп оказался бы не управляем и все бочки с лампадным маслом – в бочках по двести литров было – просто на дорогу бы повылетали. Случись это на трассе, не миновать бы страшной катастрофы. Четыре дня занимались машиной. Пост закончился, и ремонт – тоже. Получили благословение и поехали, наконец, без приключений.

Однажды Сергий поехал на родину – в Мариуполь. Хотел повидать сына и поэтому пришел в дом, где был уже чужим. У ребенка появился второй отец. Но особенно больно было другое. Он увидел, что мальчик растет взбалмошным, капризным, что при том воспитании, которое он получает, ничего доброго из него не выйдет. Посмотрел на это, схватился за голову: как быть? что делать? С бедой своей пришел к матушке. Встали на молитву вдвоем. Сергий вспоминает: «Я свечку зажег. А у матушки была чудотворная икона Пресвятой Богородицы, и она разговаривала с ней, вот как мы с вами: «Он же неплохой, Матушка! Приехал со скорбями своими». А потом затихла и уже, видно, от сердца без слов молилась Пресвятой Богородице. С полчаса так продолжалось. А потом ко мне поворачивается и говорит: «Ну вот, Матушка, Царица Небесная, благословила тебе сына. Будет с тобой жить в монастыре. Обращайся с ним, как с монахом». А я смотрю на матушку и думаю: «При всей твоей любви ко мне быть такого не может. Ведь там крепкая семья и все у них ладно». С этими мыслями и ушел. А через три года, когда снова поехал в Мариуполь, случилось нечто совсем неожиданное. Захожу, а мне говорят: «Забирай его, вези в монастырь на исправление. Совсем слушаться перестал». Я ушам своим не поверил… Меж тем сказано было всерьез. Мальчишке тогда девять лет исполнилось. Он вдруг стал из дома убегать, все наперекор делать. Словом, забрал его к себе». Десять лет мальчик жил в монастыре, даже послушания имел. Учился, ходил вместе с отцом в храм. А после школы поступил Володя в семинарию. Ему, одному из немногих, хорошо давался китайский язык. И вот Патриархия направила его учиться в Китай. Сергий поясняет: «Володя в монастыре жил, знает все пророчества о Китае, что он вторгнется в наши пределы. Да, собственно, Китай уже тут. Он уже всюду – к востоку от Урала. Так вот, Володя, живет сейчас в Китае, учится в университете и, конечно, остается православным».

Духовное чадо матушки Алла С. живет подле монастыря Оптина пустынь. А была прежде горожанкой. Думать не думала, что когда-нибудь извилистые дорожки приведут ее под монастырские стены. По совету верующих людей приехала ненадолго – измученная и смертельно больная, ни во что не веря, ни на что особенно не надеясь. Казалось тогда, что и часы ее сочтены. Но именно тут, в Оптиной, время потекло вспять. Тут она встретила матушку и поняла, всем сердцем почувствовала, что каждый совет ее – на вес золота. Алла могла сделать блистательную карьеру и удачную во всех отношениях партию: молода, хороша собою, образована, знала языки. Победно смотрела в будущее вся ее семья, полагала, как и многие в среде интеллигенции, что птица-счастья с постсоветского пространства должна перенести ее на Запад. Однако Алла заболела неизвестной болезнью головы, ее мучили страшные боли, врачи не могли поставить точный диагноз и назначить лечение, болезнь прогрессировала. Врачи обнаружили быстро развивающееся поражение клеток головного мозга, не поддающееся лечению. Приступы участились. К их дому каждую ночь подъезжала «скорая». Любимая дочка таяла на глазах. Перестала спать, горстями глотала таблетки, принимала уколы. Однажды знакомые, собираясь в паломническую поездку, позвали с собой Аллу. Предполагалось, что вернется она через месяц. Но случилось иначе. Она осталась там насовсем. Вот уже 13 лет живет в поселке, ходит на каждую монастырскую службу. Через дочь к вере пришли и ее родители. Свои первые шаги ко Господу Алла делала под присмотром старицы. Матушка Сепфора велела ей приезжать в Клыково еженедельно. Вначале казалось, что это невозможно. Ведь регулярного автобусного сообщения нет. Тем не менее, матушкиными молитвами, Алла приезжала в Клыково каждую неделю. В первую встречу матушка сказала нечто совершенно неожиданное для Аллы и показавшееся почти невозможным: «Ты в миру погибнешь. У тебя сил не хватит жить, будешь еле-еле ходить. И не вылечишься. За ворота монастыря не выходи. Из Оптины – ни шагу». Итак, матушка велела ей держаться за монастырь, из поселка не уезжать, она послушалась. Старается исполнять молитвенное правило, которое дала ей матушка: Богородице 150 раз, Евангелие, пятисотницу, Псалтирь. Однажды расслабилась, перестала читать 150 «Богородиц». Вскоре совсем остыла к молитве. Напало давящее уныние. Матушка сразу спросила: «Ты почему не молишься?» Прямо с порога стала приводить в чувства. А еще матушка дала понять, что есть вещи, которые она скрывала от своего духовно отца. Стыдилась рассказывать. Матушка Сепфора учила, что надо говорить все, с самого донышка доставать, ничего не скрывая. Духовник Аллы игумен Пафнутий велел выбросить все таблетки и уколы. Каждый день она стала ходить на источник Пафнутия Боровского. Часто ездила к матушке, старалась бывать в храме и утром, и вечером. Вначале отстоять службу было очень трудно: иногда держалась за стенку, просто подползала к иконе, но помнила слова матушки: «Только молитва тебя спасет». И болезнь отступала. Стала спать, стала поправляться, оживать. Подруга из Липецка отдала свою квартиру, работает на кухне.

По книге «Умягчи, Господи, сердце мое...» Старица Сепфора (Шнякина)», Тула, 2014 г.