СТАРЦЫ И ПОДВИЖНИКИ XX-XXI СТОЛЕТИЙ СХИАРХИМАНДРИТ ИОНА (ИГНАТЕНКО), 1925-2012 Отец Иона (в миру Владимир Афанасьевич Игнатенко) родился в самом центре Украины, на Елисаветградской земле. Его матери Пелагеи было сорок пять лет, когда родился девятый ребенок, Владимир. Отец Иона часто рассказывал своим духовным чадам о тяжелом крестьянском труде и крестьянском благочестии. «Мать отцу и отец матери никогда не изменяли, потому что были с Богом, нас воспитывали в труде и молитве, - рассказывал отец Иона. – Жили очень бедно, но радостно, с Богом, под Покровом Пресвятой Богородицы». В 1930-х годах семью раскулачили: в семье была лошадь и две коровы. Как вспоминал отец Иона: «Новая власть пришла нас раскуркуливать. Семью из одиннадцати человек! Какие же мы кулаки? Одна из причин раскулачивания была в том, что мы не скрывали своей веры в Бога, посещали церковь». О своем детстве отец Иона рассказывал: «Мне в тридцать шестом году было одиннадцать лет, я был младшим, девятым в семье. В школе нам говорят: зачем молиться, мы сделаем машины, сделаем Днепрогэс и будет коммунизм, все будут равны, все в достатке… Я прихожу домой и говорю: «Мама, в школе говорят: не надо молиться, они сделают рай». Она: «Дети, не слушайте безбожников, надо молиться! Рая на земле не будет… Труд и молитва спасают человека…» «Эти слова матери помогают мне и сейчас», - добавлял старец. В 1937 году Владимир Игнатенко заканчивает четырехлетнюю школу, и с этого времени уже не учится, а начинает трудиться, чтобы семья могла выжить в трудные и голодные времена. Во время Великой Отечественной войны его вместе с оборонным предприятием вывезли в тыл. После войны был трактористом, шахтёром, работал на нефтяных промыслах в Грузии. Услышав, что в Абхазии живут монахи-отшельники, святые подвижники, Владимир Игнатенко пешком, по Военно-Грузинской дороге, ушел на Кавказ, и год жил в горах с монахами. А потом ему стала часто сниться мать. Один из старцев сказал отцу Ионе, что это она молится о сыне, тоскует, ищет. И благословил вернуться домой. Впервые Владимир Игнатенко пришел в Одесский Свято-Успенский патриарший мужской монастырь в 1964 году. Год этот для обители особенный: 24 декабря 1964 года преставился преподобный Кукша Одесский. Почитатели старца Ионы видят в этом промысел Божий – на смену одному старцу пришел другой. Правда, в монастырь его сперва не взяли (продолжались гонения на Церковь, и Одесский монастырь находился под угрозой закрытия). Но Владимир не уехал из Одессы. Он вырыл пещеру в глиняных обрывах на берегу моря и ночевал там в охапках листьев. Когда богоборческие власти оставили монастырь без электричества, монахам пришлось установить дизель-генератор военного образца, для обслуживания которого требовался опытный дизелист. Так Владимир, бывший тракторист, стал трудником в обители, и пятнадцать лет прожил в ней как простой рабочий, выполняя самую тяжелую работу (кроме электростанции, работал на коровнике, на покосах). Только в 1991 году Владимир Игнатенко был принят в число братии, а 8 апреля 1979 года был пострижен в монашество наместником Свято-Успенского монастыря архимандритом Поликарпом в честь святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. 22 февраля 1990 года отец Иона был посвящен в священнический сан, в 1993 году становится игуменом и одним из духовников обители. Любовь, кротость, смирение, всепрощение, незлобие, непамятозлобие, неосуждение, необидчивость – все это с Божией помощью приобрел старец за годы пребывания в обители. Он исповедовал тысячи людей. Когда батюшка шел в храм, его сопровождали толпы в двести-триста человек, выстраиваясь коридором на его пути. Тысячи людей считали его духовным отцом. И еще тысячи устремлялись к дверям его кельи, чтобы узнать волю Божию у истинного старца, получить от него исцеление и духовный совет. И всех, кто обращался к нему, отец Иона наставлял, принимал, вразумлял, вымаливал, учил жить всегда с Богом, благодарить Бога и за скорбь, и за радость. Будучи уже на смертном одре за неделю до кончины, отец Иона продолжал прием духовных чад. Митрополит Агафангел говорил ему: «Поберегите себя, батюшка. Вы ведь только подлечились, а люди сильно вас утомляют». А отец Иона отвечал: «А зачем же я лечился? Я ведь для того и послан сюда, чтобы молитвами своими помогать людям!» Отец Иона стал опорой и совестью Православия на Украине, особенно в Одессе. Подражая пророку Ионе, он всю жизнь проповедовал: покайтесь, чтобы отвратить гнев Божий, который навис над оголтелой в грехах землей. Старец свято верил, что Господь и Божия Матерь не оставят Святую Русь. Скорбел отец Иона и о том, что политики отрывают Украину от России. Батюшка говорил: «Нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь. А разделить нас решили враги, чтобы уничтожить Православие на Малой Руси. Но Господь того не допустит».
Руси! Когда приехал к нам – давно, тридцать лет назад, Святейший патриарх Иерусалимский, то сказал: «Есть Святая земля и есть Святая Русь». И мы знаем, что выше этого ничего на земле нет. Есть Православный Восток и есть Запад. Симеон Дивногорец подвизался и молился на столпе и получал Небесную пищу. Он видел и сказал: «Свет на Востоке, а на Западе – тьма».
По книге «Три старца. Духовные уроки, поучения и молитвы», Москва, «Ковчег», 2014 г. |