СТАРЦЫ И ПОДВИЖНИКИ XX-XXI СТОЛЕТИЙ

РАБ БОЖИЙ ИВАН ДАНИЛОВИЧ

II

Воспоминания выпускницы Знаменских Богословских курсов Тамары Терениной печатаются по благословению настоятеля московского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря игумена Никона (Смирнова).

По дороге домой мама разговорилась с водителем. Он рассказал, что к Ивану Даниловичу с разных краёв и областей постоянно идут в такую глушь люди, просят исцеления своим больным и бесноватым родственникам. «В молодости он у нас в колхозе работал, потом внезапно пропал и опять появился через много-много лет, с длинной бородой, неизвестно где был, Говорят, странствовал по святым местам. Ест только хлеб с водой, картошку, огурцы. А как мы, - молоко, мясо, рыбу, яйца – он не ест. И яблоки не ест, говорит: «Я на них глядеть не могу. Через яблоко человек согрешил». Хотели его в психиатрическую больницу отправить, четыре часа заводили машину, а она не завелась. Он говорит: «Ребята, не мучайтесь, она у вас не заведётся. Я сюда по воле Божией помирать пришёл. Мне суждено до конца быть. Моё время ещё не вышло. Ничего у вас не получится. Воля Божия – мне здесь быть». Атеисты замучили председателя - в одной из подчинённых ему глухих деревень, в которую только раз в неделю хлеб на лошади привозят, постоянно идёт народ, и с этим ничего поделать не можешь. «Вы сами попробовали его увезти, не справились, а я свой пост несу, у меня свои дела». И от него отстали. Иван Данилыч просто говорил, по-деревенски: «Святость, бабы, трудное дело, легче камни ворочать, камни ворочаешь, постоишь, отдохнешь, послушаешь, как птицы поют и опять ворочаешь». Он читал молитвы целый день, стоя натощак перед Ахтырской иконой Божией Матери.

Иван Данилович расспрашивал у меня имена женщин, с которыми я жила в общежитии в Москве, и молился, сказал, что они хорошие, добрые, ничего не сказали, когда я иконы повесила, но очень сильно одурачены, в плену у нечистой силы и некому за них помолиться. Когда я вернулась в Москву, одна из женщин, старше меня, вышла замуж, расписалась со своим женихом, бросила свои вредные привычки, родила дочку и её мужу сразу дали жилье. Она приходила в общежитие благодарить за молитву старца, говорила, какая она теперь счастливая, и какие же они были раньше глупые, что 12 лет не могли расписаться, ни кола, ни двора, ни детей. Я передала от нее спасибо Ивану Даниловичу, он сказал: «Это хорошо, что она передала спасибо. Они к Богу придут». Спросил, как другую, коммунистку, зовут, и сказал, что и она к Богу придет. Спустя много лет я встретила её у мощей преподобного Сергия Радонежского. Спросила: «Ты здесь на экскурсии?» Она ответила: «Нет, я в церковь стала ходить». Потом она вышла замуж, муж у неё верующий.

По возвращении в Москву постоянно чувствовала, что за меня теперь идёт молитва. Как хорошо жить, когда за тебя кто-то молится. А когда впервые в жизни почувствовала, что за меня человек Божий помолился, какое это счастье, словно твою душу солнце святое духовное греет. Ты себе не принадлежишь, тебе самой хочется солнцем стать и всех согреть. Нет на земле сильнее поддержки, чем молитва. Она чудеса творит, на любом расстоянии помогает, небесное и земное соединяет. Иван Данилович в конце 1970-х говорил: «Спасайтесь, кто как может, другая эпоха, другое время, жизнь идёт к обновлению, ничем не помочь, надо молиться Богу. И всё хорошо». Внешние формы жизни постоянно меняются, а дух Божий в праведных Божиих людях неизменен во все времена. Главное – дух передать, по сердцу господь посылает, сердце своё насильно неволить не надо, на что оно не откликается, то нам не дано, на что сердце откликается, тем и дорожить, на что отзывается человеческая душа, то её родное, близкое.

Через год к Ивану Даниловичу у меня накопилось ещё больше вопросов, но как их задать. А он мне подсказал: «Ты в общежитии живёшь, как в армии служишь. Там разный народ, это трудная и полезная школа. Тебе её надо обязательно пройти». Я спрашиваю: «Почему люди с красивой душой, добрые, не жадные, скромные, самоотверженные, так одурачены, их все обманывают, они так сильно плачут перед Богом. Я так каяться не умею, хотя и в церковь хожу. А другие гордые, самолюбивые, ленивые, хитрые, такие самодовольные, все из себя, их даже враг не трогает, у них всё хорошо». А Иван Данилыч ответил: «Зачем врагу искушать гордых, когда они и так его. Вот, к примеру, пьяница валяется на дороге, все его обходят, он никому не нужен, так и враг плохих не трогает, а старается хорошие души себе захватить. Один пьяница на дороге лежит, сколько вокруг него одного проходят. А если бы каждый мимо него прошёл и за него помолился, он бы и пить перестал. Так враг одного своего плохого на самый вид выставляет, чтобы люди думали, что все плохие. Сколько за день мимо одного пьяницы людей прошло, столько и на земле людей хороших. Они идут своим путем, и их никто не замечает, а плохой один, у всех на самом виду и всем бросается в глаза. Так дьявол на самый вид своих выставляет, чтобы последнюю веру у людей отнять. Их и по телевизору показывают, по радио про них говорят, в газетах про них пишут. Враг похваляется: «Во как мои живут. Отдай душу в ад, будешь богат». Ко мне разный народ приходит. Есть и такие, которые знают, что без креста не принимаю. Ко мне идти, крест оденут, а потом дома тут же снимают, боятся, что на работе увидят, а Бога не боятся. Это лукавство, но таких мало. Больше хороших людей».

Говорил Иван Данилович и про жизнь в Москве. «С колокольни должна благодать на людей идти – молитва. Раньше колокольный звон весь воздух освещал. Каждый человек старался на колокол пожертвовать, а теперь каждый себе старается машину купить. Если в городе у каждого будет машина, тогда и проехать будет нельзя, вам будет ещё труднее жить». Сказал Иван Данилыч, что человек всегда должен смиряться, и что бы от Бога ни получил, всегда говорить: «Грешный и недостойный». Рассказал, что после своего странствования ему было повеление вернуться на родину, никуда не заходить. И в помощь ему был дан образ Ахтырской иконы Божией Матери. Он получил очень большую благодать от Бога, захотел, чтобы по всей Руси колокола сами звонили. Тогда колокольный звон в храмах был властями запрещён. Нарушил повеление никуда не заходить, по дороге зашёл к родной сестре после стольких лет разлуки повидаться. Попросил у неё во что икону завернуть. Она дала ему подержанную наволочку, которая была старая, и прежняя благодать такой великой силы от иконы отступила. Видно, Богу было неугодно его желание. Значит на то была воля Божия, что колокола на Руси молчали до времени. Не все наши добрые желания Богу угодны. Надо идти, куда Бог велит, к родственникам не привязываться, к святыне со страхом относиться, подержанные вещи стараться не приобретать. От святых – и вещи святые, от которых люди исцелялись и получали благодать. Будет время, что всё вещами завалят, лишь бы люди не молились.

У меня было желание получить высшее образование, стать учителем. Иван Данилыч сказал: «В учителя сейчас беспартийных не берут. Учителя сейчас должны все в партии быть и говорить детям, что Бога нет. За каждую душу Господь с учителя спросит, чему научил?» Я ещё спросила: «Подруга меня учиться на агронома зовет. Я люблю по полям ходить». Он ответил: «Агрономов я не люблю, они нарушают заповедь Божию. Седьмой год земля должна, по Писанию, отдыхать. Земля – мать наша. Как мать нас кормит, так и мы её, как мать, беречь должны. А её всю удобрениями отравят, и она перестанет родить по нашим грехам. Хозяина нет, одни наёмники. Любви к ней нет».

Весной одна женщина с работы попросила меня отвезти её к Ивану Данилычу. У неё было двое больных детей. Дочь отлично закончила вуз и сошла с ума, постоянно живёт в психиатрической больнице, потому что из дома убегает. Сын отлично закончил вуз и тоже сошёл с ума. Живет с ней и, наоборот, из дома никогда не выходит. Она говорила, что всегда так гордилась своими детьми, всегда им как круглым отличникам давали бесплатно путевки в пионерский лагерь «Артек» на море, что ей всегда были благодарственные письма за детей из вуза. Она возмущалась, почему Бог такое попустил, за что? Ведь сын всегда говорил: «Мам, зачем они про Бога по радио плохо говорят?» А теперь он сидит и рисует нечистую силу. Она ему говорит: «Сынок, где же ты такие натюрморты берешь?» А он говорит: «Мам, а ты разве не видишь? Вот тут рядом стоит». Иван Данилыч ей сказал: «Дети твои девственники, чистые, трудолюбивые, души честные. За это Господь избрал их для себя. Они такие венцы в Царствии Небесном за это получат. Такая их ждет награда. Нам такое не видать. А в этой жизни в неведении Бога они бы стали учёными, и такого бы в неведении наизобретали, что Богу неугодно, и в погибель их собственной души и людям были бы не на пользу их изобретения. Господь это и попустил для того, чтоб всех вас спасти». После ее поездки сын перестал что-то видеть и рисовать страшные картинки. Но Иван Данилыч сказал, что сын её сейчас не исцелится, потому что он ещё молодой. Тогда сразу женится и это будет не во спасение. А с возрастом её детям станет легко. Ещё сказал, что люди сейчас крестов не носят, стесняются, боятся, вот и попадают под плохое воздействие. «Нет у нас послушания к Богу, поэтому мы сами себя мучаем».

Иван Данилыч учил: «Предков своих мы должны поминать до четвертого рода, и если дальше мы их имена не знаем, всё равно все наши предки за нас молятся. Целая Небесная Торжествующая Церковь за нас молится, за всю нашу земную воинствующую. А мы не хотим свой Крест нести и всю дорогу ропщем».

По книге «Старцы и подвижники XX-XXI столетий», Москва, 2011 г.