ЧУДЕСА И НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АМФИЛОХИЯ ПОЧАЕВСКОГО, 1894-1971

I

«Пути праведных подобно свету светятся, они переходят к нам и просвещают путь к спасению» (Пртч. 4, 18), - эти слова премудрого Соломона, как никакие другие относятся к жизненному пути угодника Божьего преподобного схиигумена Амфилохия, ибо многие люди стали на путь спасения благодаря общению с ним. Преподобный относился не к тем, кто всю жизнь для себя богатеет, а к тем, кто отдал свою жизнь Богу и людям. Мудрость, смирение, любовь к людям, истинная любовь к Богу, его подвиг врачевателя человеческих тел и душ всегда сопровождали старца Иосифа (в схиме Амфилохия) по его нелегкому пути во Христе.

Люди ехали к старцу за исцелением и получали его, о чем имеются многие свидетельства. Отец Иосиф ежедневно служил молебны, а после службы, окропив всех святой водой, приглашал обедать. После молебна люди чувствовали необъяснимую легкость в сердце. «По попущению Божьему, - говорил старец, - за грехи враг подходит к человеку, берет в руку сердце и стискивает его. Чтобы сердце было чистое, надо постоянно читать молитву «Царю Небесный»». А иногда отец Иосиф брал палицу (наградная часть облачения) и садился на скамейку у часовни. Все молящиеся подходили к нему и просили дотронуться палицей до больного места. И к кому он прикасался, исцелялись. Так исцелялись страдавшие головными болями, болезнями почек, печени, сердца, рук и ног, а также душевнобольные.

Скрывая данный ему Божий дар, часто старец принимал на себя поверхностно пороки людей, юродствовал и тем самым указывал причину тех или иных заболеваний людей, приходивших к нему. Многие, не понимавшие духовную жизнь, считали отца Иосифа грешником. И сам он часто высказывался: «Вы думаете, я святой? Я грешник! А исцеления вы получаете по своим молитвам и по своей вере». Поступками старца обманывались не только приезжие, но и его домашние. А он при том любил повторять: «Я не на лице дивлюся, а на душу! А вы думайте, что хотите!» Тут уместны слова Апостола Павла: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном, у чистого все чистое, а у нечистого и неверного осквернены ум и совесть».

Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради любви он терпел у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто, садясь за стол, отец Иосиф пел: «Страха их не убоюся, ниже смущуся!» и «С нечестивыми не сяду

Как известно, «сей род», т.е. демоны, изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф многим не благословлял вкушать пищу в среду и пятницу. «Если бы вы знали, какой пост сладкий!» - говорил батюшка, имея ввиду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строго поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренних молитв, сразу класть три земных поклона с молитвой «Богородице Дево, радуйся», чтобы легко выдерживать пост в этот день.

Отец Иосиф исцелял разные недуги и утверждал, что половина больных исцеляются, а половина уезжают от него не исцеленными – Богу не угодно это, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души. Очень часто старцу приходилось терпеть неприятности от своих неугомонных посетителей, одержимых бесами. Домашние даже уговаривали его не принимать бесноватых, ибо бесы мстили всем, кто жил во дворе, и ему самому, на что отец Иосиф отвечал: «Трудно терпеть, но и бояться демонов не надо!» Говоря словами подвижника, земля в его дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжело больных, жаждущих всей душой исцеления. Он часто повторял, что дети в наши времена рождаются непокорными, гордыми и дерзкими, а потом становятся бесноватыми. Смиряя таких детей, старец заставлял их просить прощения у родителей.

Как-то после утренних молитв батюшка долго не выходил из келии к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исаии: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких многих людей к нему. Главная причина, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что большинство населения – душевнобольные. Старец советовал молитвой лечить недуг нынешнего века. В его доме она совершалась круглосуточно. В молельне на полу, застланном соломой и покрывалами, спали немощные больные, одержимые злыми духами. Сонные, они среди ночи бормотали: «проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем!»

Часто утром молитвенник рассказывал, как всю ночь бесы не давали ему покоя: ехали на подводах, шли легионами к нему во двор с угрозой убить, застрелить, зарезать или отравить. В начале зимы 1970 года к отцу Иосифу ворвался молодой человек лет тридцати пяти, высокий, физически здоровый. «Где Иосиф? Он меня в Москве душил дымом! Я его зарежу!» С Божьей помощью бесноватого удалось повалить в снег и связать руки и ноги. Из кармана куртки вынули три больших кухонных ножа. Мужчину втащили в молельню. Им оказался москвич, летчик по имени Георгий, трое суток добиравшийся в Иловицу, в пути не евши и не пивши, от чего ослаб. По просьбе матери этого человека отец Иосиф молился за него, и тот в Москве чувствовал молитвы старца и не мог их терпеть, так как был одержим нечистым духом, который и привел отомстить молитвеннику. Отец Иосиф в тот день из келии не выходил. Москвичу развязали руки и дали поесть. А к вечеру развязали и ноги. Он убежал со двора, больше его никто не видел.

Приезжали к отцу и молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и велел класть по четыреста пятьдесят земных поклонов, велел и дома класть поклоны, да носить крестики, не выпивать, не курить, ходить в церковь, соблюдать посты, причащаться. Тогда, по его словам, все «нервы» выйдут – будут здоровы. При этом добавил, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не нервы расстроены, а бесы мучают и надо постом и молитвою бороться с ними.

Подвижник очень любил природу, старался украсить землю цветами, где бы он ни жил. Весна для него была райской порой, а весенний лес – раем. Старец говорил, что только до сенокоса вся растительность нежная, свежая, а после наступает лето и листья тускнеют, как и сам человек… Имея доброе сердце, отец Иосиф скорбел о злых людях, ибо зло не свойственно природе человека. Оно возбуждается в нем не без посредства демонов, а потому-то злые люди им и уподобляются. «Любой грех опутывает сердце, как паутина, а злоба, как проволока – попробуй разорви ее. Злые люди убили Царя, злые глумятся над православными. Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в Православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православия», - неоднократно повторял старец. Еще за десятилетия до прославления святейшего патриарха Тихона – великого защитника веры Православной в России – отец Иосиф уже почитал его святым.

Неодобрительно относился угодник Божий и к телевизионным передачам, которые опустошают, обкрадывают душу. После просмотра таковых программ человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя на молитву, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца – только в осуждение. В последнее время колдуны (т.н. экстрасенсы) усиленно работают над усовершенствованием системы кодирования людей через телевизоры, радио и даже электронные приборы, ибо знают, что закодированные люди будут покорно выполнять чужую волю. «Спастися, - говорил старец Иосиф, - нелегко. Я вам спасения на голову не положу – трудиться и молиться сами! Если хотите спастись, будьте глухи, немы и слепы».

На вопросы одной рабы Божией, как достичь такой любви, как у батюшки, подвижник отвечал, что за смирение Бог дает благодать любви. И еще часто повторял: «Как ты к людям, так и люди к тебе». Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь «Елицы во Христа крестистеся» и «С нами Бог». Как-то батюшка сел, но к еде не прикасался с полчаса. Он сидел и к чему-то внимательно прислушивался. Своим духовным прозорливым оком он видел собравшихся в Шумском райисполкоме атеистов, решающих его судьбу. Они совещались, что устроить во дворе старца после его смерти: детский садик, больницу или электростанцию. Знал он, наверняка, и о том, что там же надумали о его злодейском убийстве. Через несколько дней случилось и покушение на старца в его доме, но отец Иосиф, провидя это, ушел на ночь в свою келью. Через несколько дней он сказал: «Вера моя меня и спасла!» И объяснил своим домашним, что в Шумске снова решают, как поскорее лишить его жизни, по словам псалма: «Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша». Провидел старец замыслы врага и знал его сообщников-исполнителей в лице злых людей, провидел и свою кончину. Несколько раз отец Иосиф собирал своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери. Сам же, слушая умилительное пение, закрывал лицо руками и плакал. После пения с грустью говорил: «А как страшно будет, когда станут мерзлую землю на гроб кидать…» Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа. Как и говорил старец – проблем с пропиской уже не будет у него, что пропишут его в Почаеве – так и прописали до Второго пришествия Господня...

По книге «Преподобный Амфилохий Почаевский. Житие и поучения». Почаев, 2003 г.