Пост – в рай мост. (Пословица)
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Православные христиане постятся в память о своем Спасителе, причем не произвольно, кто когда захочет, а в те дни и времена, которые установлены Церковью. Предваряет Великий пост Прощеное воскресение. Мы испрашиваем прощение у Бога за свои грехи, а также друг у друга. Грех превращает нашу жизнь в ад еще здесь, на земле. Покаяние возвращает рай в душу человека. Без осознания своих грехов и истинного, от всей сокрушенной души покаяния закрыта для христианина дверь к светозарной радости Пасхи Христовой. Великий пост – самый длительный и строгий из всех многодневных постов, он длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них – первая и последняя, Страстная. Великий пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне. В этот пост рыбу можно вкушать только два раза – в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи). В период поста не только не едят скоромной пищи (мяса, масла, молока, яиц), но и всякую другую пищу должны употреблять в умеренном количестве. В пост совершенно необходимо удаляться от зрелищ: посещения кино и театров, увеселительных мероприятий. А знаете, как раньше люди добрые ели? В году 280 дней поста. Огромная экономия продуктов животного происхождения: и мяса, и молока, и яиц. Яйца на постройку храмов отдавали, замешивали в раствор для прочности. Посмотрите: слоны, кони, быки - они мяса, колбас не едят и силы при этом не теряют. Значит, в траве, растительной пище есть все для поддержания жизни в больших организмах. А сейчас. Постов не соблюдаем - и здоровья нет, и продуктов. Пища съедает человека. От этого и головные боли, и давление, и ноги отекают, и сердце учащенно бьется. Весь организм забит шлаками, токсинами. Когда топят деревенскую печь, бывает, что дым в трубу не идет, а выходит из печи в дом. Поддувало почистят, золу уберут, и воздух попадает в печку, дрова горят. Что надо делать с организмом, когда он отравлен настолько, что все органы отказывают: и почки, и печень, и поджелудочная железа, и желудок? Надо поститься. В Церкви все мудро продумано - в году 365 дней, 280 из них - постных. Четыре длительных поста, почти каждую неделю (кроме сплошных седмиц) пост в среду и пятницу. За это время человек хорошо очищает свой организм, ему легко и хорошо. Трудно привыкнуть поститься? Да, трудно - трудно тому, кто себе ни в чем не отказывает. А как только приучим себя к посту, сразу увидим, что нам станет легко-легко. Многие знают, как не хочется прекращать поститься, когда дни поста проходят. Так привыкают к постной пище, что не хотят ничего есть скоромного. Каждый несет бремя по своим силам. Церковная традиция учит нас, что телесное самоограничение помогает духовному обновлению человека. В связи с этим важно памятовать, что ограничение в снедях – это не какая-то «лечебная диета», как иногда говорят, а важна составляющая часть молитвенного подвига, совершаемого верующими. Случается, что тяжело больным людям бывает не под силу бремя поста. Эти вопросы можно в духе любви решить со священником на исповеди. Для беременных или кормящих женщин, старых или больных, а также занятых тяжелым трудом Устав предусматривает некоторые ослабления строгости поста, которые необходимо также согласовать со священником. В тех случаях, когда по болезни христианин не может соблюдать обычные нормы длительного поста, то пусть сделает в этом отношении все что сможет. Например, откажется от сладостей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу или откажется по крайней мере от вкушения мясной пищи. Словом, в той или иной мере все же приобщится к посту. Устав облегчает пост и для людей, находящихся в пути и вынужденных питаться той пищей, которую они могут получить в дороге (к ним также можно отнести людей, находящихся в больницах, тюрьмах или вынужденных обедать на работе и не имеющих возможности приносить с собой постную пищу). Всем же остальным необходимо соблюдать посты в соответствии с Уставом и благословением духовника. Пост касается и супружеской жизни. В отношении длительных постов, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться воздержанием от всяких развлечений, например, смотрения телевизора. В пост полагается побольше походить в храм, дома побольше помолиться, может, что и доброго сделать для ближнего. Однако старец архимандрит Иоанн Крестьянкин в своей книге «Опыте построения исповеди» предостерегает нас: «Если хоть только мысль возникла посчитать свои «мнимые заслуги», то все погибло. Ибо видение и самооценка духовных подвигов есть гниль на духовном цвете души христианской, сердечная ложь, слепота, гордыня, эта самооценка умаляет нашу всецелую надежду на единое милосердие Божие; дескать, «я потрудился, а потому и помилуй». Самое же верное и приятное Богу от нас следующее: «Господи, ничего не имею, не смею и очей поднять, помилуй по велицей Твоей милости». И милость будет тем больше, чем больше будет сокрушения и упования на Бога, не на дела или что-либо свое. Обычно пост - время благодатное для нас, если мы сумеем хоть немного сократить свою суетную многозаботливость о мирском земном благополучии, если мы хоть какую-то долю своего внимания и сил стараемся уделить нашей бедной, заброшенной, голодной и холодной душе, если мы пытаемся заглянуть в свое сердце и пытаемся понять, что же происходит с ним, что живет в нем.» Однако, как сказано в Библии, - «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14, 3). А также: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6, 16). Господь принимает всех постящихся, не зависимо от того, как долго человек постился, поэтому нельзя осуждать тех, кто по своей духовной или телесной немощи нарушил пост, так как это личное дело каждого человека, за которое один он в ответе. Кроме того, если кто-то согрешил и нарушил пост, это не означает, что теперь он вообще не может поститься. Дорогу осилит идущий. Упал – встань и иди. Согрешил, нарушил пост – принимайся снова и снова. Пост, соединенный со смирением побеждает невидимых врагов нашего спасения. Преподобному Макарию Великому бес-искуситель сказал однажды: «Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня». – «Чем же?» - говорит ему авва Макарий. – «Смирением, - отвечал диавол. – Вот почему я не силен против тебя». Когда преп. Амвросия Оптинского спросили: «Не все ли равно Богу, какую пищу мы едим?» Он объяснил: «Не пища важна, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного». Грех был в нарушении заповеди ради исполнения своей воли, пожелания чрева. И пост как раз помогает преодолеть власть чрева. «Верный в малом – и во многом верен» (Лк. 16, 10). Начав с малого – с соблюдения поста – человеку становится легче соблюдать и другие заповеди Божии. Как нарушение поста привело человека к изгнанию из рая, так и его соблюдение может стать для нас первой ступеней, ведущей к вечной жизни. |