Преподобный Севастиан Карагандинский (III) |
О болезнях Жалующимся на болезнь иногда скажет: «Одно пройдет, другое найдет!» «Болеть нам необходимо, иначе не спасемся. Болезни – гостинцы с неба!» В утешение старым и больным, скорбящим, что не могут в храм Божий ходить: «Благословляю молиться умом молча: «Господи помилуй», «Боже, милостив буди мне грешной». Господь услышит. Терпи болезни без ропота. Болезни очищают душу от грехов». Пожилым людям отвечал иногда словами псалма: «…семьдесят лет, аще же в силах, осьмдесят лет, и множае их труд и болезнь…», т.е. дней наших – семьдесят лет, а при большой крепости – восемьдесят, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим. «Молодые болеют, а старым как не болеть, когда организм, как одежда, обветшал от времени», - говорил батюшка. Иные думают поправить здоровье и продлить жизнь вкушая вино и мясную пищу. Батюшка, бывало, скажет: «Нет, мясная пища бывает полезна при здоровом сердце и желудке, а в противном случае она только вредна. А растительная пища легко усваивается при больном организме и потому полезна». И себя в пример приводил: несмотря на множество болезней, мясной пищи не вкушал, а дожил до преклонных лет. И потом, бывало, добавит: «Не одной пищей жив человек». Внушал батюшка беречь свое здоровье. В холода одеваться и обуваться потеплее, хотя это и не модно. «Берегите свое здоровье, оно – дар Божий. Злоупотреблять своим здоровьем грешно пред Богом». Некоторым молодым людям, ввиду их слабого здоровья, батюшка не давал благословения учиться дальше десятого класса. «Выучишься, а здоровье потеряешь. А без здоровья какой ты работник? И плюс духовное опустошение – душа потеряет последнюю искру Божию!» В зимнее время, особенно к празднику Рождества Христова, не благословлял белить в домах, оберегая здоровье своих чад и их дома от сырости. Только уборку сделать – и всё. Бывало, скажет: «У нас в монастыре побелку и чистку помещений делали только к Пасхе». На курорты или в дома отдыха ездить не советовал: «На эти деньги на месте, дома лечись, отдыхай и почаще в храм Божий ходи». И еще говорил: «В болезнях благодарите Бога!» И жалующимся на болезни иногда скажет: «А как же ты хочешь спастись? Другого пути нет». «Два царствия никто не наследует. Кто здесь поживет для плоти в свое удовольствие, забывая о душе, лишается Царствия Небесного». Немало было случаев, когда подходили к батюшке с жалобой на какую-нибудь болезнь. На что он одному скажет: «И я болен. И у меня болит». И добавит: «Пройдет!» И все проходило, выздоравливал человек. А другому скажет так же, но не добавит слова «пройдет». Значит, не пройдет. В тех случаях, когда кто-нибудь страдал головной болью, батюшка советовал брать маслице от лампады перед иконой «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и мазать им голову, а также служить Иоанну Крестителю молебны. Бывали случаи, на просьбу «Батюшка, помолитесь, зубы болят», он отвечал: «А ты не бранись с ближними, живи мирно, и не будут зубы болеть!» Про некоторых психически или душевно больных, одержимых батюшка говорил: «Кто из них выздоровеет, кто временами будет опять попадать в больницу, а кто останется в таком положении до смерти». Некоторых одержимых утешал, убеждал терпеть с Божией помощью «…и уподобитесь мученикам, без мытарств войдете в Царствие Небесное». Бывало, заболеет кто-нибудь, лежит дома и думает: «Вот бы батюшка с кем-нибудь передал бы от себя хотя бы сухарик! Мне бы сразу стало легче». И что же? Вскоре кто-нибудь приходит и приносит гостинец от батюшки к великой радости болящего. И тот сразу чувствует себя легче. Иногда батюшка говорил: «Почему люди почти всю жизнь страдают, болеют, терпят скори, обиды и т.д.? За родительские и прародительские грехи. Эти страдальцы как живая жертва приносятся во искупление родительских и прародительских грехов». Батюшка внушал не забывать страждущих и больных, особенно в больнице лежащих, быть чуткими, сострадательными к ним – может, и сами такими будем. Многим молодым девушкам благословлял работать в больнице. «Самое жестокое сердце, глядя на таких страдальцев, может смягчиться и сделаться сочувственным и сострадательным к ближнему. От этого зависит спасение души». Тех же, кто завидовал богато живущим, частенько брал с собой на требы к самым бедным вдовам с детьми, живущим в землянках. И скажет: «Вот, посмотри, как люди живут! А ты любишь смотреть на хорошие дома и богато живущих и завидовать тому, в чем нет спасения. Вот где спасение! Вот где школа сострадания и доброделания! Для искоренения зависти надо смотреть на хуже тебя живущих, тогда мир будет в душе, а не смущение. И завидовать перестанешь». Говоря о пользе нестяжания, батюшка приводил в пример одного своего знакомого священника, у которого, после его кончины, ничего не осталось: ни денег, ни вещей. «Как хорошо! Как легко умирать, когда нет ничего лишнего! И будет приют в Царстве Небесном». Поскольку батюшка сам был милостивым, сострадательным к больным и неимущим, то и других тому же учил: «В этом и заключается наше спасение». «Если сам не милуешь ближних, и что еще хуже, не прощаешь, то как у Господа будешь просить себе милости и прощения?» Но не без рассуждения батюшка милостыню подавал и других предупреждал. Особенно пьяниц избегал. Не одобрял скупость и расточительность без нужды: «Во всем держаться золотой середины». Бывали и такие случаи: люди, на попечении которых находились больные родственники, начинали тяготиться ими, обижать и доводить до слез. И даже если они жили на далеком расстоянии от батюшки, он провидел это духом и внезапно являлся в эту семью. Утешал больного и обиженного, примирял всех и молился, чтобы Господь даровал терпение и любовь, как больным, так и ухаживающим за ними во спасение души. О причастии и посте Строгие выговоры делал тем, кто самочинно, без благословения постится перед причастием (то есть по один-два и ли три дня не вкушает пищи). Таких даже не допускал до причастия. А слабым и немощным, даже на ночь перед причастием, благословлял выпить чашечку кипяточка и кусочек булочки съесть, чтобы не ослабли и не сделалось им плохо к утру. Слабым и больным желудком или легкими разрешал в пост по принятии Святых Таин, вкушать молоко или чай с молоком как лекарство. Но после сказать на исповеди священнику, что по болезни и немощи это допускал, и у Бога просить прощения. Старым монахиням, которые на обедах в миру вкушали мясную пищу, нарушая устав (когда в таком возрасте, и постной-то пищи нужно употреблять в меру), батюшка строго об этом напоминал. А молодым не возбранял кушать мясное до определенного возраста, а потом постепенно приучал отвыкать. Батюшка во всем ценил умеренность. Не раз говорил: «За несоблюдение без причины постов, придет время, постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи». С сожалением говорил о тех, кто редко бывает в храме, редко или совсем не причащается (особенно пожилые). Как пример, указывал на тех, кто живет рядом с храмом: «Просидят на лавочке всю службу, но в церковь не придут, хотя христианами зовутся! Другие же люди, живя от храма в отдаленных местах, за много километров, находят время ради спасения души приезжать в церковь в праздники и молиться». Сожалел также, что мало ходит в храм мужчин: «Почти одни женщины бывают, а где же мужчины?» Иногда кто-нибудь скажет: «В этом году людей в церкви прибавилось!» А он ответит: «Это не наши, а приезжие люди. А с нашего Нового города как никто не ходил, так и не ходит, кроме нескольких женщин». Иногда Великим постом кто-нибудь скажет: «Много сегодня причастников было». А он ответит: «Причастников много, да причастившихся истинно не много». «Не нужно гордиться тем, кто своевременно причащается, и отчаиваться тем, кто по обстоятельствам не может делать этого. Бывает, лишь перед самою кончиной человек сподобляется причаститься во спасение души». Часто говорил: «Не дорого начало, не дорога середина, а дорог конец». И много приводил поучительных примеров, когда кто в начале духовного пути горячо возьмется молиться, поститься и проч., да еще без благословения, но впоследствии охладевает и оставляет этот путь. А другие идут умеренно, с постоянством, терпением и превосходят всех. Батюшка ценил во всем середину и говорил: «Царским путем все святые отцы шли». «Кто идет с самого начала постепенно, не делая скачков с первой ступени через две-три, а постепенно переходя с одной на другую, до конца не торопясь, тот спасается». «Умеренность, воздержание, рассуждение, своевременность, постепенность полезны всем и во всем». Были случаи, когда по незнанию, некоторые новенькие подходили к Святой чаше не исповедавшись. Батюшка сразу строго спрашивал: «А вы исповедывались?» И не допускал до причастия. А после службы доведет до сознания человека, как надо готовиться к принятию Святых Таин. Особенно немирен бывал на тех, кто без уважительной причины опаздывал на службу и требовал исповедать его и причастить без должного приготовления, и это при добром здоровье. «Так только больных можно причащать, а вы при добром здравии и имеете за собой множество грехов. Неужели не можете выбрать время, чтобы приготовиться, очистить себя покаянием, прийти вовремя в храм, выслушать правило и службу, и, исповедавшись, подойти со страхом Божиим к чаше!» По книге «Живой воды неиссякаемый источник. Карагандинский старец преподобный Севастиан», Москва 2014 г. |