Преподобный Севастиан Карагандинский (VII)

Слово о времени

«Что дороже всего на свете? Время! И что теряем без сожаления и безполезно? Время! Чем не дорожим и пренебрегаем больше всего? Временем! Потеряем время – потеряем себя! Потеряем все! Когда самую ничтожную вещь потеряли мы, то ищем ее. А потеряем время – даже не осознаем. Время дано Господом для правильного употребления его во спасение души и приобретения будущей жизни. Время должно распределять так, как хороший хозяин распределяет каждую монету – какая для чего. Каждая имеет у него свое назначение. Так и время будем распределять полезно, а не для пустых забав и увеселений, разговоров, пиров, гулянок. Взыщет Господь, что мы украли время для своих прихотей, а не для Бога и не для души употребили».

О Божией воле

«Блажен, творящий волю Божию, а не свою собственную, плотоугодную. Я предаюсь от всех души и от всего сердца в волю Твою, Господи. Делай со мной то, что Тебе угодно. Творящий волю свою имеет рабский страх, привязанность к земным благам. Не стяжавший страха Божия, воли Божией творить не может».

О правде

«Иоанн Креститель за правду, за истину прежде времени умер мучеником. Истина тогда ликует, когда за нее умирают, а то бы все думали, что можно беззаконно жить. Если бы не было правды и истины, то и жизни на земле не было бы. Погибли бы все в беззакониях своих. Нужно всем нам жить по истине и правде, и другим пример подавать этим. Истина, чистота, любовь, целомудрие так любезны Господу. Святые мученики шли на мучения ради правды и истины, посрамляя ложь и беззакония».

«Дочь Иаира умерла, и Господь воскресил ее. Так человек умирает душой. Помыслы греховные, произволение и совершение греха. Тогда благодать отходит и душа умирает. Вот наше нерадение о душе. Не обращаемся к врачу тогда, когда болезнь только началась и легко исцелима. Не обращаемся и в период болезни. А когда уже умерла дочь (душа), тогда обратились к Врачу душ и телес – к Господу: «Дочь моя умерла». – «Не умерла, но спит», - сказал Господь.

Надо с юности своей приносить жертву Господу самим собою, когда находишься во цвете лет, здоровья, чистоты, духа бодрого, а не тогда, когда всего этого лишишься, поработав диаволу.

«Работай дондеже день (жизнь)» - говорит Господь, ибо настанет ночь, то есть старость, смерть, и тогда поздно будет Так юродивые девы не имели елея потому что была ночь, когда пришел Жених и купить елея было негде. Они день провели беспечно, нерадиво и остались их светильники пустыми, закрылась для них дверь Чертога брачного. Так и мы принесем Господу не хромое, не кривое, не слепое, не гнилое, а здоровое, чистое, первородное.

Как пророк говорит: возделывал землю, насаждал ниву, обрабатывал ее, полол, поливал, а когда пришел за плодами ничего не обрел. Кое-где класс на ниве, кое-где виноград на лозе. Враги Господа пришли, украли и унесли все. Так вот и человек на ниве души своей должен трудиться не бесполезно, внимать себе, чтобы не пришли враги: мир, диавол, плоть и смерть – и не обокрали ее. Приходит мир – забирает свое, привлекая богатством, роскошью, честолюбием. Приходит диавол – все последнее уносит: чистоту, целомудрие, невинность, страх Божий. Приходит старость и смерть, человек хочет и сам пожать что-нибудь на ниве своей и ничего не обретает. Лишь кое-где бывало намерение доброе дело соделать при греховной жизни. И жалеет человек, что прожил жизнь и не приобрел добрых дел для будущей жизни. И смерть пришла, и времени уже нет для покаяния, для слез и молитвы. Особенно опасна нечаянная смерть. А потому не нужно откладывать покаяние и приобретение добрых дел на старости лет, когда уже не будет сил ни телесных, ни душевных. Все врагами будет скрадено, а себе – ничего, пусты светильники. Молиться с любовью к Богу и все дела начинать с молитвы. А без молитвы только суетные дела бывают. В молитве просить исполнения воли Божией и Его заповедей, а не того, чего нам хочется. Любить Бога надо непрестанно и молиться непрестанно. Любить истинно и с верою молиться, и Господь не оставит своею милостию. «На кого воззрю, как не на кроткого и смиренного сердцем». Уничижать себя, сознавать свое ничтожество перед Господом, Творцом всех и всего. «Если он меня не любит, то и я не буду его любить» - это бесовское слово. Пусть он тебя не любит , а ты побеждай его ненависть любовью, любовью истинной и страхом Божиим побеждай страсть ненависти.

«Человек смотрит на лицо, а Господь – на сердце». «Бог глаголет уму наставлениями, а сердцу – вдохновениями».

Об Ангелах Божиих

«Равенства ни на небе, ни на земле нет и быть не может. Равенство только во Единой Святой Троице. Архангел Михаил смирением, терпением, мужество победил Денницу. Архангел Гавриил – предвозвестник таин Божиих и чудес. И все имеют свои обязанности».

«Ангел-хранитель дается каждому человеку в момент его крещения. Как нужно беречь союз души с Ангелом-хранителем? Через совесть и сердце производит он свое действие. Когда человек заботится в спасении души, хранит свою совесть, избегает всякого греха, тогда он чувствует своего Ангела-хранителя. Того Ангел-хранитель наставляет на все благое, посылает добрую мысль, предостерегает от зла. Увидим же Ангела-хранителя в день отшествия нашего из жизни сей. Но каково будет свидание наше – зависит от нас и дел наших. Обрадуется ли Ангел-хранитель или опечалится нашей безпечной жизнью? Он отступит от тех, кто не признавал за собой ни его, ни души своей, отступит от творившх все против совести, от тех, кто совершал грех за грехом, укоренялся во зле, заглушал свою совесть и ожесточал сердце. От того Ангел-хранитель отступает и приступает дух тьмы – диавол и делает человека рабом себе. И погибла душа человека. Ангел-хранитель, отступивши, плачет о той душе.

Будем же внимательны к Ангелу-хранителю, будем его молитвенно просить о помощи во всех благих делах и об избавлении от всякого греха. Будем просить, чтобы вел нас неотступно за собой ко Господу, и сами не посрамим его своими делами».

«Ангел-хранитель пребывает с человеком при непорочном сердце и чистой совести. Внимая сердцу и совести, всегда будешь слышать голос его, наставляющий на истину. Кто восчувствует голод духовный, духовное чувство души своей, то, как при телесном голоде человек ищет пищи, чтобы насытиться, так и здесь будет искать насытить душу пищею Слова Божия. В ком духовное чувство заглушено, ослеплено страстями, тот не восчувствует иного голода, кроме телесного. А другой, забывая голод телесный, стремится к утолению голода духовного. Страсть ослепляет душу постепенным внушением мысли, согласием и совершением дела: 1) заболевание, 2) болезнь, 3) смерть души. Где действует одна страсть, там Дух Святой и Ангел хранитель отступает и душой человек умирает. О, Господи, спаси же от всех сих! Святые Ангелы хранители, молите Бога о нас!»

О сердце

«Сердце тверже камня, тверже наковальни. Злая совесть, ожесточение души от привычки греховной к плотским и чувственным грехам и неимение покаяния. Он при виде покойника смеется, замечаниям и упрекам других не внимает и болеет, скорбит совестью озлобленною. Легче молотом сокрушить наковальню, чем сердце человеческое. Смерть близких, увещания других людей, церковные наставления о суде, об аде, болезни, скорби – это все млат, ударяющий по сердцу. Но сердце не поддается, закоснело во зле. Как у опившегося вином, обезумел ум против всего доброго, человеческого. Господи. Дай нам сердца плотяные, отыми каменные, чтобы чувствовали млат ударяющий! «Ругашеся и биша мя и аз не болех». «Алтарю, алтарю», - обращается пророк, а не к царю и людям, сердца которых тверже камня алтарного».

Сам Господь Бог истинное счастие души, истинное утешение, истинное благо, которое предлагал Спаситель самарянке. Другие же ищут наслаждения в чувственном удовольствии грубой плоти, в богатстве, славе, власти земной. Желания и занятия младенческого возраста смешны отроку, чего желал отрок, смешно юноше, чего так страстно желал юноша, смешно зрелому возрасту, чего желал зрелый – смешно старику… Чувства наполняем исполнением желаний бесконечных, а душу опустошаем. Чувства полны - душа пуста. «Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа».

«Со креста Спаситель возгласил: жажду!.. он жаждал спасения нашего…»

«Шесть дней Господь творил Вселенную, а на седьмой день почил. И роду человеческому заповедал шесть дней трудиться, а на седьмой отдыхать и посвящать время Богу, во славу его имени и во спасение своей души. Но враг рода человеческого по зависти внушает нам не соблюдать этой заповеди. И для того он (лукавый) говорит: «Иди на торговли, иди на свои дела, угоди начальнику или добудь хлеб и одежду детям. Какой тебе праздник?» Мы украдываем у Бога время на свои дела. А когда предоставишь дела на промысел Божий, то Бог устроит их во благо и с преизбытком и пошлет благополучный исходи их.

По книге «Живой воды неиссякаемый источник. Карагандинский старец преподобный Севастиан», Москва 2014 г.