Наставления архимандрита Кирилла (Павлова)

VI

Отец Кирилл учит в проповедях: «Бога нашего мы должны любить, прежде всего, по чувству своего долга, по чувству нашей зависимости от Него, потому что Бог – наш Творец, Он нас сотворил, Он нам даровал все, что мы имеем. Наша жизнь и все окружающие нас предметы, которыми наша жизнь поддерживается, все это для нас не иное что, как Божий дар. Мы обязаны Богу всякой струей воздуха, которым дышим, всякой каплей воды, которую пьем, всяким куском хлеба, которым питаемся, - одним словом, всем, что имеем и что служит к нашей пользе. Мы обязаны Богу нашим здоровьем, всякой душевной радостью, всякой доброй мыслью, всяким благочестивым чувством и расположением, всяким благородным делом, всяким утешением, чувствуемым в несчастии, - словом, мы обязаны Богу совершенно всем. Бог есть любовь, наилучший Отец, источник всех благ».

Вспоминает монахиня Сергия (Макарова): «Покрестилась я только в 33 года. Произошло это вот как… Жила я тогда в Самарской области, в городе Сызрани. В 1991 году в моей жизни случились такие события, после которых я не знала, как себя вести и что в жизни делать. Сильно плакала от этого, никогда в жизни так не плакала. Наконец внутри меня сформировался вопрос: «Что ты хочешь?» Не появилось ещё во мне никакого конкретного ответа, но в меня вселилась вера в хороший исход моих поисков. Уже за это в этот момент я полюбила весь мир. И даже недругов, которые меня обижали. Подумала ещё и о том, что эта перемена во мне возникла наверняка же не сама по себе. А от кого?.. И тут я подумала о Боге. Вспомнила о том, что проводниками к Нему назначены нам старцы, духовные отцы. И дерзнула обратиться к Господу своими словами: «Господи, покажи мне старца, как в сказке «Руслан и Людмила». Через пять дней я была в Сергиевом Посаде, первый раз в жизни. Никогда я не была там раньше. Господь сразу привёл меня в посылочную. Где принимал людей отец Кирилл. Там было очень много народу, и я стояла, не знала, что делать. Известная многим Иоаннушка, которая сидела в последних рядах, меня остановила: «Здесь очередь, дама!» Я спрашиваю: «Кто здесь последний?» Она мне ответила: «Держитесь за мной». Стоим. Вдруг выходит старец. Тот самый, из сказки!.. По сказке же мы знаем, какой молитвенник был у Руслана тот старец. По его молитвам он освободил Людмилу от всех оков и чар. Какой был пир, и все радовались, что произошло освобождение. Он и многих людей, мужей освободил. Пушкин промыслительно, как пророк, написал об этих вещах. И когда я увидела отца Кирилла, я поняла, что все чары, которые вокруг меня витают, всё это пройдет, и он их отведёт. Я поняла, что в молитве – спасение Руси. Всем нам надо прийти к покаянию, на молитву встать, на колени и просить Господа, чтобы избавил нас от всех этих Черноморов, чтобы поднял Русь с колен, чтобы Русь процветала. Нам нужно молиться, только молитвой и покаянием можно было поднять Русь. Ничем другим, никакой другой силой не поднимешь. Будет покаяние, будет молитва, и мы поднимемся. Надо учиться молиться и трудиться. И тогда Русь будет свята и непобедима.

Отец Кирилл благословил меня в монастырь, в Кострому, некоторое время я подвизалась там. Затем поехала я к подруге в Иверский монастырь и осталась там на семь лет. А ушла оттуда потому, что к нам приехала блаженная матушка Манефа схимница, чадо отца Кирилла. И я благословилась быть с ней, так я ее полюбила. Она в Дивеево была, и я поехала с ней. Наместница Дивеевского монастыря благословила меня ухаживать за ней. Сама матушка давно ещё сказала: «Я умру на Троицу». У матушки был подвиг молчания пять лет, батюшка Серафим ей явился, был подвиг молчания, пять лет она молчала. Троица в тот год была 22 июня, в день Ангела отца Кирилла. Она выглядела неплохо, однако накануне матушку парализовало. Игуменья Сергия упросила матушку Манефу не умирать на Троицу. Матушка, соглашаясь, ответила: «Как уж Бог даст». На Троицу матушка не умерла, но отошла ко Господу на Петра и Павла. Перед смертью она меня благословила и сказала: «Блаженные здесь не переведутся. Батюшка Кирилл тебя благословит переезжать в Сергиев Посад, ты там и оставайся». После того как матушку погребли. Поехала я к отцу Кириллу. И действительно, батюшка благословил меня переезжать в Сергиев Посад.

Благодаря молитвам отца Кирилла у меня жизнь перевернулась на 180 градусов, я стала с Господом. Изменились ценности и реальности, восприятие мира стало совсем другим. Жила я доселе и не знала даже, что есть такой иной мир. Батюшка своими молитвами как бы вытащил меня из трясины, не только омыл, но и вынул из меня все гноившиеся занозы, которые засели в моей душе. С большим трудом и терпением вынимал, очищая мою душу. Он поставил меня перед выбором. Аккуратно, неназойливо показал: или ты вот такой смердящей оставайся в миру, или ты очищайся и тогда только оставайся с Господом. По молитвам батюшки, трудно, медленно происходило моё выздоровление души. Когда я была в Сергиевом Посаде, он меня направлял к тем жить, где я могла бы видеть благообразный, церковный образ жизни, а не такой мирской, который меня обратно засосал бы в грязь и погубил бы. Постриг я приняла по батюшкиному благословению, да ещё с именем Сергия! На Благовещение я к нему приехала первый раз, и на Благовещение и был постриг.

Батюшка часто повторял: «Чаще причащайтесь Христовых Таин. Когда причащаетесь у Чаши, то поминайте не только себя и своих близких, но и своих усопших родных, это для них и для вас очень большая помощь и радость. Потому что когда мы их у Чаши поминаем, им большая помощь происходит. Они тоже укрепляются. С них и с нас родовые грехи снимаются. Им, как и нам, легко становится».

В далёкие 60-е годы нам с братом дважды давали путёвку на теплоход вниз по Волге до Волгограда. Там экскурсоводы нас водили и к знаменитому дому сержанта Павлова. Нам не говорили – дом Якова Павлова. Говорили: «Вот какая сила у русского Ивана». Сколько дней держали они оборону, и не переправились немцы за Волгу. Это наша национальная гордость. На определенном этапе жизненного пути Господь привёл меня, грешную, к отцу Кириллу (Павлову), тому герою, сержанту Ивану Павлову. Мне хотелось, чтобы и брат приехал к батюшке, просил его молитв, взял благословение. Но брат упирался, так как считал, раз человек стрелял, то священником быть не может. Начала убеждать, напомнила об Александре Невском, о поле Куликовом, о преподобном Сергии, который говорил, что «побеждать надо мечом и крестом». Брат оказался Фомой неверующим. Через некоторое время Господь познакомил меня с отцом Николаем Кравченко, у которого я спросила: «Вы до принятия сана воевали, были в Чечне?» - «Да». - «Вас батюшка после этого благословил принимать священнический сан? Как это совместить с Божией заповедью – не убий? Для моего брата - это больной вопрос. Он тоже прошёл все горячие точки. Задавали вы отцу Кириллу такой вопрос, о заповеди «не убий»?» - «В 1996 году отец Кирилл благословил меня на рукоположение. Его благословением я теперь и семейный, и священник. Задавал я батюшке такой вопрос. Вот что он мне ответил: «Нужно отделять две разные вещи: «не убий» и «за други своя». А сколько, - говорит, - пришло в 1946 году в Семинарию солдат после войны! Сколько стало священников! Одно дело, когда человек ради выгоды лишает жизни другого, и совсем иное – когда идёт на войну защищать других людей, жертвуя своей жизнью. Жаль, что не все это понимают», - посокрушался отец Кирилл».

Как-то отца Кирилла, шедшего по аллее Лавры, обступила группа прихожан. Послышался как бы от всех исполненный боли вопрос: «Батюшка, как сейчас спастись?!» Отец Кирилл, помолчав, ответил: «Наблюдайте за собой, мои дорогие. Блюдитеся, яко опасно ходите…» Сейчас «не до жиру, быть бы живу», - так иногда говорил батюшка. На встречу и беседу с ним рассчитывать не приходится. Отец Кирилл сейчас не встаёт и не разговаривает. И всё же. Всем нам помогает! Возьмёшь в руки даже фотографию его, попросишь и помощь сразу приходит. Милосердный Господь быстро слышит батюшкину молитву, прошение, и нам, грешным, помогает в болезнях или в трудных житейских обстоятельствах».

Из проповеди отца Кирилла: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». Любить отца, или мать, или сына, или дочь более, нежели Господа, - значит, из угождения им не исполнять заповедей Божиих, а исполнять их приказания и прихоти, противные воле Божией. Конечно, любить родителей есть естественное дело и заповедано Богом, но любовь к Богу должна стоять на первом месте. А так как в сердцах человеческих любовь к Богу угасла из-за неправильной любви к своим родителям и сродникам или из-за пристрастия к ним, то, чтобы любовь эту соделать чистой и святой, Господь и дает эту заповедь. Родительская и детская любовь тогда только есть святая, когда любят Господа Бога больше всякой твари, какая бы она ни была. А всякая любовь, которая заставляет любить кого-либо паче Творца, есть беззаконная и пагубная как для любящих, так и для любимых».

Вспоминает раба Божия Л.: «Я благодарна батюшке Кириллу, что он всегда мне встречался, когда мне было трудно. Такие люди помогают молитвой, благодатью своей и запоминаются на всю жизнь. От них никогда не хочется уходить. Батюшка всё прекрасно видит, всё о тебе знает, но никогда не укорит тебя в этом, никогда не припомнит, не упрекнёт. Поняла я, что он нас всех, абсолютно всех – и находящихся в гордыне, сомнениях, непослушных… всех любит. Не помнит никакого зла и недоброжелательства ни в ком. Никого не забывает. Обо всех нас негожих молится и переживает искренно, болеет сердцем о каждом. Мы гордые, хотим порой забыть его, а он нет, помнит и огорчается, что этой или той овечки давно не было. И молитвой зовёт нас к себе.

По книге «Старец. Архимандрит Кирилл (Павлов)», Ярославль, 2012 г.