Наставления архимандрита Кирилла (Павлова) - XIV |
Вспоминает раба Божия Ирина Синицына: «Отец Кирилл поучает, что когда ты приходишь к старцу за советом, то нужно подготовиться и чётко определить, знать, чего ты желаешь, открыть своё сердце. Желаешь? Желаю. Даже прежде чем протянуть руку с конфеткой, батюшка всегда спрашивает. «Желаешь – нет?» Если не отвечаешь, значит, не надо. Ничего против воли приходящих к нему отец Кирилл не совершает. В этом и есть та Божественная свобода воли, которую дал нам Господь. Недаром Евангелие повествует, перед тем как исцелить кого, Иисус Христос спрашивал: «Хочеши исцелеть?» И только при подтверждении в желании этого и вере обращающихся к Нему ничего не совершал. Господу ничего не нужно от нас. Только вера и желание чистоты нашей нужны ему». Рассказывает раба Божия Людмила: «Одна китаянка приехала учиться в Московский университет на факультет по связям с общественностью. Но у неё ничего не получилось. Моя подруга, которая в то время преподавала в Китае, дала ей мой адрес и она пришла ко мне. Пришла и осталась. Жила у нас три года. Меня все спрашивали, как вы уживаетесь? Семья большая, пять детей и ещё она, такая шумливая. Оказалось, у китайцев удивительная культура проживания в тесном пространстве. Веками выработана способность не нарушать границы проживания другого человека. Она посмотрела все иконы, которые были у нас в доме, и остановилась у Ксении Петербургской. «Кто это?» - спросила она. «Есть у нас такая святая», - ответила я ей. «Почему она так плохо одета?» После этого китаянка показала мне медальон, на котором была изображена красивая женщина. «Вот, божество Гуань-нинь!» Потом опять небрежно указала на икону и пренебрежительно повторила: «А это что-то не то». В процессе дальнейшей жизни она стала строить отношения с мужчиной, который был женат. Ненормальные отношения. Она от меня слышала про отца Кирилла и как-то погрозилась: «Вот я к нему пойду, и пусть он скажет ему, чтобы он на мне женился. Раз он у вас такой авторитет и всем помогает решать проблемы». По её настоянию, повела я эту китаянку в нашу церковь, к отцу Кириллу. С ней был и тот мужчина, Владимир, с которым она встречалась. Они встретились у входа в крестильную. Когда мы вошли, то батюшка сразу сказал: «Володя, иди сюда, - дальше откровенно стал его обличать. – Что это такое?» Мужчина растерялся и не знал, как себя вести. Отец Кирилл продолжал наставления: «Зачем ты так поступаешь? Здесь никакой любви нет». Это то, что я слышала. Дальше они разговаривали наедине, втроём, долго. Замёрзла я, их дожидаясь. Уже хотела уходить, как дверь из крестильной открывается. Первой вышла китаянка и, ничего не говоря, легла на снег. Распласталась прямо на сугробе. Такое у неё было самочувствие. Она не могла идти. Говорила еле слышно одно: «Я горю. Горю. Мне жарко…». Потом отдышалась, и мы ушли. Владимира она ждать не стала. Через некоторое время она окрестилась под именем Ксения. После этого она часто приходила к отцу Кириллу, и он много времени проводил с ней. Говорил и о том, что нужна проповедь Православия в Китае. Не знаю, какова её судьба сейчас. Здесь она много занималась переводами и писала стихи. Одно из них было посвящено отцу Кириллу». Из наставлений архимандрита Кирилла: «Сейчас надо, чтобы верующие настраивали и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идёт. Надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. И если Господь попустит какие-то испытания нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царства Небесного». В конце каждой проповеди почти отце Кирилл не забывает напомнить: «Времена сейчас последние. Трезвитесь, блюдите себя… Яко опасно ходите». «В многосложной земной человеческой жизни встречаются разные обстоятельства, которые требуют, не считаясь со своим личным спокойствием, всей душой встать на защиту правды и закона; и вот высокое достоинство кроткого человека в том и открывается, что он умеет превосходно защищать святую правду и честь без всякого раздражения и страстного волнения». «При постоянном общении со Спасителем нашим будет постоянно озаряться светом истины, добра и душа жесткая, ожесточенная. Господь Иисус Христос Своим божественным словом, Своей силой вызовет из неё добрые начала, кроющиеся в ней, возбудит в ней любовь к истине и святости и мало-помалу сделает человека сыном света. Так всякий из нас может и обязан в своей жизни и деятельности уподобляться Богу Свету, каким бы ни представлялось нам трудным и невозможным это уподобление». Вспоминает раб Божий Георгий: «Отец Кирилл относится ко всем одинаково, явно особо не выделяя никого. Помнит тысячи людей, всех сразу узнаёт и называет по имени. Всем неподдельно рад. Принимает всех без исключения. Не изображает никогда из себя значительную персону. Наоборот, чаще всего старается быть последним среди всех. Всегда напоминает нам: «Основное – исповедь, покаяние». Из рассказа знакомых, которые хотели поменять дом за городом на квартиру в Москве и не получили разрешения, знаю предпочтение отца Кирилла к тому, чтобы люди имели дом за городом, трудились на земле. Это полезно и духовно – возделывать пищу себе самим, трудиться, и на случай трудных времён иметь свой хлеб. Это спасительно для тела и души. Моему сыну отец Кирилл нарёк имя. Причём сделал это интересным способом – положил письмо, где написано было имя нашему сыну, мне в карман. Мне также запомнилось произошедшее со мной на Пасху 1999-го года. Каюсь, я очень бурно отмечал праздник. Звонит наша знакомая и говорит, что отец Кирилл принимает в Переделкинском храме, во время Всенощной. Стало ясно, что отец Кирилл требует к себе. С покаянием и мыслью, что я обидел Бога и батюшку, вошёл я в алтарь Спасо-Преображенского храма. Батюшка с улыбкой, весёлой, но таящей в себе грозу, при виде меня даже привстал и обличительно произнёс: «Ну, Георгий, ты даёшь!» Я упал на колени, пытался что-нибудь вымолвить. Отец Кирилл покачал головой: «Вот тебе епитимья – не пить год». Ещё с горечью добавил: «Смотри, держись. Водка всю Россию погубила» С тех пор как отрезало, ни мыслей, ни желания даже у меня выпить не было». Священник Николай Кравченко, бывший военный, описывает свою первую встречу с отцом Кириллом: «Я стоял во дворе Лавры, пытался найти отца Кирилла. Вдруг навстречу идёт пожилой монах. На вопрос: «Где можно найти старца Кирилла?» Он стал смущённо говорить, что отец Кирилл не старец, потом Он спрашивает меня: «Ты военный? Оружие есть?» «Нет». «Ну, слава Богу, пойдём». Пошёл я за ним. Пришли мы в Троицкий храм. «Было бы оружие сейчас, благословил бы, молитву прочитал на оружие. А если нет, то давай руки». Подаю ему руки. Помазал мне руки и говорит: «Благословляются руки, держащие оружие на защиту других людей. Смотри, как в Евангелии сказано: «Никого не обижай, довольствуйся своим жалованием». «Слава Богу», - отвечаю. Потом спрашиваю: «А зовут-то вас как?» «Да, так, монах грешный Кирилл», - ответил он небрежно. Тут до меня дошло, что это сам отец Кирилл. Позже отец Кирилл благословил меня на принятие священного сана. Как священник, не всегда понимаю пренебрежительное отношение людей к советам духовника. Часто бывает, приходят на исповедь и говорят тебе: «У меня духовник есть». «Хорошо, очень хорошо». «Да я у него спросила: мне нужно сделать то-то. Он сказал, что это неправильно. Я пошла у других спрашивать». Отвечаю ей с горечью: «Знаешь, что, миленькая? Сколько спросишь, столько у тебя и будет ответов. Попробуй разберись тогда в них». «Я пойму, соображу уж». «Давай делать то, что тебе сказали». «Но мне это не подходит!» «А зачем тебе тогда духовник? Духовник – это духовный наставник. Сказал тебе иди налево – иди. Скажет направо – иди направо. Скажет, иди вверх – иди. Скажет, иди по воде – иди по воде». Ушла недовольная и мной. Вот и весь разговор. Капризные мы стали, нахрапистые. Поэтому у нас всё и наперекосяк. Кто в лес, кто по дрова. От того и немощные. Ничего хорошего у нас не происходит. Всё и все в разлад. Ни терпения никакого, ни воли, ни послушания… Все себе генералы. Без генералов воевать можно, а без солдат не получится». По словам духовной дочери отца Кирилла Ларисы, «в молитвах, когда отец Кирилл говорит слова «Приидите, поклонитесь…» всегда упор делает на слове «приидите». Действительно, к Богу надо прийти, прежде чем поклониться. Мы ещё, как должно не пришли». Из пасхального слова отца Кирилла: «Воскресение Христово есть верное свидетельство о воскресении с телом духовным, нетленным. Воскрес Христос из мертвых – и наше воскресение становится несомненным, наша надежда становится несокрушимою. Воскресение Христово находится в неразрывной, органической связи с нашим воскресением. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке. (1. Кор. 15, 20-23). Итак, Воскресение Христово есть утверждение нашей надежды, величайшее торжество её. Будем всегда помнить Воскресение Христово – торжество из торжеств, и этой истиною будем окрылять себя в вере, надежде и любви. С несомненною верою в наше будущее воскресение за всё всегда будем благодарить благодетеля Бога, с несомненною верою во всё возвещённое нам в святом Евангелии, и в последний раз от всего верующего сердца скажем: «Христос воскресе!» Аминь». По книге «Старец. Архимандрит Кирилл (Павлов)», 2012 г. |