Житие и поучения старца Ефрема Катунакского (1912–1998)

Иеросхимонах Ефрем Катунакский еще при жизни получил широкую известность как подвижник, стяжавший благодатные дары от Господа, и продолжатель древней аскетической традиции исихастской молитвы. Это был истинный ученик Христов – носитель богодухновенного святоотеческого предания. Старец Ефрем Катунакский (в миру Евангелис) родился 6 декабря 1912 года в деревне Амбелохори, близ Фив, в Греции, в бедной крестьянской семье. Кроме него в семье росли еще трое детей. Дедушка его, отец Никита, был деревенским священником. В семье старца все глубоко верили в Бога, детей воспитывали в благочестии и целомудрии. Евангелис с детских лет навык к посту, молитве и послушанию родителям. В возрасте 21 года юноша приехал на Афон. Он был принят послушником в братство своих земляков Ефрема и Никифора – в скит святого Ефрема в Катунакии. В 1935 году молодой инок принял постриг в великую схиму с именем Ефрем, а через год был рукоположен в иеромонаха и с тех пор известен как отец Ефрем Катунакский.

Отец Ефрем делился: «То, чего я искал, я нашел у старца Иосифа Исихаста. И потому, когда я познакомился с ним, он сказал мне: “Я искал тебя, а ты – меня”. Старец передал мне четки, молитву: “Не подниматься же на небо в одиночку! Только попробуй – сразу впадешь в прелесть. А надо пойти к человеку: пусть научит тебя избегать козней диавола, научит, как подняться на небо”».Отец Ефрем Катунакский стал одним из самых близких духовных чад старца Иосифа Исихаста. Отец Ефрем прожил на Святой Горе 65 лет (из них 42 года послушником). Старец Ефрем стяжал дар духовного рассуждения и научился разбираться в людях. В беседах он использовал примеры из собственной жизни, из писаний святых отцов, из жизни и духовного наследия своего великого наставника старца Иосифа Исихаста.

 

ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ЕФРЕМА

«Старец мой, отец Никифор, не был выдающимся монахом. Однако в послушании я увидел великие вещи. Без его согласия я заказал много плодовых деревьев, но ни одно не прижилось, несмотря на все мое старание и уход за ними. Я попробовал и во второй раз: посадил виноградные лозы без его одобрения. И они не принесли плода. Я попробовал в третий раз. Старец укорял меня в том, что напрасно я тружусь. И действительно, ничего у меня не вышло. Одно деревце хоть и прижилось, но никогда не приносило плодов. Когда мы со старцем посадили шелковицу, то каждый год вкушали ее плоды. Все, что я посадил без согласия моего старца, не выросло, потому что сделанное мною было моей собственной волей. Когда вы принуждаете старца к чему-либо, то, смею сказать, вы подражаете духу Иуды».

Наставляя о послушании, отец Ефрем рассказывал еще такую историю: «В Святой Анне жил один старец со своим послушником, который очень часто не слушался своего старца. Случилось это накануне праздника Успения Божией Матери. “Батюшка, – говорит послушник, – пойду наловлю рыбы. Завтра ведь праздник Богородицы. Что будем есть?” “Чадо мое, – говорит ему старец, – все наши соседи здесь – рыбаки. Часами рыбачат, а сегодня ничего не поймали. Если бы захотела Божия Матерь, чтобы мы ели рыбу, тогда они поймали бы и нам дали. Не ходи на рыбалку”. “Нет, пойду”, – упорствует послушник и уходит. Старец понимает, что послушник его впал в грех непослушания. А если случится какое-нибудь большое искушение? Может, поскользнется и упадет в море? Поэтому старец идет в келлию и молится, тянет четки за своего послушника. А послушник идет к морю, забрасывает донку. Что-то попалось на крючок. Он начинает с усилием вытаскивать. Тут появляется черный-пречерный арап со свирепыми глазами, готовый наброситься на монаха. Но какая-то неведомая сила сдерживает арапа. Послушник в ужасе убегает. Демон бежит за ним до Святой Анны, до самой его келлии. Тут кричит ему демон: “Эй ты, монах! С того момента, как ты ушел, старец тянет четки за тебя. Иначе я утопил бы тебя в море. Слышишь?! В море бы тебя утопил!” Вот к чему приводит непослушание».

«Человек, когда молится Богу, как бы впитывает в себя свойства Божии. Бог, скажем, добр, не гневается, долготерпит. И к тебе после молитвы приходит долготерпение».

Старец не требовал от человека того, что превышало его силы. Он лишь хотел, чтобы духовное делание, каким бы малым оно ни было, совершалось ежедневно, чтобы человек никогда не оставался без молитвенной защиты.

Наставлял: «Иной раз нас Господь испытывает, чтобы пробудить от спячки. Посылает тебе какое-нибудь искушение. Господь хочет тебя разбудить: “Не спи, не спи, твори молитву!”».

У старца как-то спросили: «Батюшка, с каким настроением нужно молиться: славословия, радости, умиления, благодарения, печали, покаяния – как лучше?» Старец ответил: «С тем настроением, какое имеет душа в данный момент. Радостно тебе – молись с радостью, чувствуешь покаяние – молись с покаянием».

«Где бы ни находился человек, пусть не теряет надежды, не унывает, не смущается. Господь знает и по известным Ему причинам испытывает тебя. “Можешь выдержать эту скорбь?” – “Могу”. – “Получишь дар взамен. Не можешь? – И то, что имел, отниму от тебя”».

«При каждом случае недопонимания класть поклон буду я, виновен я или нет, чтобы мне всегда быть с другими в мирном устроении и чтобы была со мною всегда благодать Божия. Никогда не буду причащаться Божественных Таин, если я огорчил какого-нибудь брата и не примирился с ним».

«Следите за тем, чтобы не огорчать один другого. Когда огорчается брат, не можешь творить молитву, молитва угасает».

Архимандрит Ефрем Ватопедский говорил о старце Ефреме Катунакском: «Старец, опытно переживавший действие и состояние молитвы, обладал невероятным даром слез, он плакал навзрыд на Литургии, плакал и всю ночь в молитве о скорбящих братьях и о спасении всего мира. Сама внешность старца выдавала его высокое духовное состояние. Он был подобен боговидцу Моисею. Стоя пред ним, ты становился “прозрачным”, а он прозорливыми духовными очами просвечивал тебя, словно рентгеном. Лишь завидев какого-нибудь мирянина, он сразу же прозревал, проводит ли тот правильную духовную жизнь; если же то был монах, то старец видел, оказывает ли он подлинное послушание».

Духовное чадо старца схимонах Иосиф Ватопедский вспоминал: «Однажды, когда я сопровождал старца Ефрема в Салоники для лечения одной его болезни, я попросил его посетить некое благочестивое семейство. Нас приняли с великой радостью и так, как это полагается. Маленькая девочка с горячей ревностью постоянно находилась рядом со старцем, с “дедушкой”, как она его называла, и с готовностью прислуживала ему. Старец с радостью благословил ее, говоря: “Бог да благословит мою Хрисоваланту”. Мария выросла и в монашеском постриге она получила имя Хрисоваланты. Такой ее увидел за годы до ее пострига прозорливый старец Ефрем».

Один инок посетил старца после своего иноческого пострига, чтобы получить его благословение. После благословений и духовных советов отец Ефрем сказал монаху: «Ты, чадо мое, стал монахом по молитвам твоего братца, который – Ангелочек на небе. Теперь будь внимателен к своей жизни, чтобы заработать дар неба». Инок остался в недоумении о том, почему от своих родных он никогда не слышал ни о каком умершем братце. Когда приехал его отец, он рассказал иноку, что в их семье действительно до него родился младенец, который жил недолго и после крещения умер.

Как-то старец написал письмо одному священнику с острова Митилини. В конце письма он пожелал: «Порадуйся и своей дочурке». Матушка священника была на раннем сроке беременности, о которой еще и сама не знала.

Архимандрит Григорий (Зумис), игумен афонского монастыря Дохиар, вспоминал: «Как-то я пришел к отцу Ефрему, со мной было двое послушников. Неожиданно старец громко сказал: “Этот твой”. А о другом умолчал. Так всё и вышло: один теперь иеромонах в нашем монастыре, а другой вернулся в мир и женился».

Игумен одного монастыря в Македонии в сопровождении двух богословов и одного студента посетил старца. Один из богословов попросил старца объяснить, откуда происходит благоухание святых мощей. Старец замолчал, преклонил голову к сердцу и помолился. Внезапно всё вокруг исполнилось благоухания. Гости смотрели друг на друга и плакали. По прошествии нескольких минут старец сказал им: «Поскольку я не мог вам изъяснить этого на словах, то помолился, чтобы Бог показал вам Сам».

Печатается по материалам сайта www.pravoslavie.ru

 

Наставление преподобного Лаврентия Черниговского

Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!» Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не Церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная, Святая Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя Церквами, не Церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».

Преподобный Лаврентий Черниговский:

Житие, поучения, пророчества и акафист. – Почаевская лавра, 2001 г.