ОТВЕТЫ АХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

ИЗ КНИГИ «О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ»

1

Если Бог есть, то почему Он не исполняет наши просьбы?

Когда человек свое «я» ставит на место Бога, тогда он начинает ждать, что Бог будет исполнять все его капризы. А если Он не исполняет их, тогда человек и говорит, что Бога нет. Для тебя Его нет! Потому, что твоя душа нечистая, оскверненная грехами, в такой душе Он не может жить. А в ком Бог есть, те люди говорят, что Он есть. А как Его увидеть? Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят!» (Мф.5,8). Потому, когда мы очистим свое сердце, тогда и войдет в него Господь.

Святитель Игнатий Богоносец постоянно молился Господу, молитва всё время звучала в его сердце. Он призывал имя «Иисус» - читал молитву Иисусову. Его спрашивали: «Почему ты постоянно молишься?» Он отвечал: «В моем сердце Иисус». Когда святителя вместе с христианами вывели на арену, а затем пустили на них диких зверей, звери разорвали их. В песке нашли сердце святителя - оно осталось невредимым, и все увидели, что внутри сердца золотыми буквами было начертано «Иисус». Потому и называют святителя Игнатия «Богоносец», он имя Божие носил в сердце своем.

 

Человек, дожив до 30 лет, не чувствует Бога. Какова причина?

 

Причина одна - этот человек не работает Богу, а работает своим страстям: питает их, лелеет, и места для Бога в его душе нет. Поэтому человек и не чувствует Бога. «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17,21),- говорит Христос. Еще здесь, на земле начинается оно. Когда душа уязвляется божественной любовью, начинается небесная жизнь в душе. Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что наша жизнь подобна колесу, которое катится по земле - одна точка соприкасается с землей, а все остальные стремятся к небу. Когда человек начинает жить для вечной жизни, для Бога, то у него только одни мысли - как угодить Господу, как Его не оскорбить, не обидеть? Вот тогда у человека начинается новая интересная жизнь, жизнь в полноте, с Господом.

 

Когда происходит спасение человека?

 

Спасение совершается, когда воля Божия встречается с согласием в человеке на волю Божию. А когда мы свою волю ставим поперек воли Божией, получается крест, и начинаются страдания. А что значит жить по воле Божией? Надо помнить, что без воли Божией ни один волос с головы человека не упадет, потому всё принимайте, как от руки Божией. Допустим, кто-то оскорбил нас, обидел, а мы не возмутились, но сказали себе: «Господь это мне попустил для терпения, ибо Он Сам сказал: «Терпением спасайте души ваши. Претерпевший до конца спасется» (Лк.21,19). А если мы не перетерпим, а ближнему дадим сдачу, отчитаем как следует, то потом будем мучиться и страдать; станем злыми, неуправляемыми. И многие неправедной жизнью доводят себя до истерического состояния, попадают в больницы, а то и кончают жизнь самоубийством.

Надо помнить, что все мы вызваны в этот мир для подготовки в вечность, для вечной, блаженной жизни. И для того, чтобы душа очистилась, надо много потрудиться, искоренить все пороки и страсти: обиду, раздражение, ненависть, ревность.., - нет числа этим порокам! Как вести с ними борьбу? Сначала выявите в себе самую сильную страсть, которая чаще всего мучает, и объявите ей войну. А когда одну страсть победите, от остальных избавиться будет легче... Вот пришла к нам подруга, вся в возмущении, плачет, причитает. А мы стараемся успокоить ее, расспрашиваем: «В чем причина? Что случилось?» Находим для нее добрые ласковые слова. А когда она поделится с нами, то умиротворяется. Точно также мы должны успокаивать свою душу, когда она немирная, неспокойная. Пришла она в такое состояние, скажи ей: «Ты что разошлась? Обидели тебя? А тебе Господь прощает все твои грехи? Прощает! Почему же тебе не простить ближнего? Ведь Сам Господь говорит: «Какой мерой мерите, такой и вам мерить будут» (Мф.7,2). И вот, когда мы себя осудим, когда вспомним всю свою прошлую греховную жизнь (мысленно пройдемся по всем своим порокам и страс­тям), то будем думать: «Господь нас терпит, а почему бы и мне не потерпеть ближнего?»

 

Может ли человек не грешить?

 

В соленом море живет рыба, и она не соленая. В миру – человек, он может жить и не осаливаться – не грешить. Есть же люди, которые свято живут… Но наша святость, конечно, относительная. Сказано: «Один Господь безгрешен» (Откр. 15, 4), а мы люди – грешные. Но грех греху рознь. Есть тяжелые грехи, есть мелкие, есть телесные, душевные, мысленные… Главное – осознать свое недостоинство пред Богом и стараться жить по заповедям, никого не осуждать, себя не превозносить…

 

Почему одному дается больше дарований, а другому меньше?

 

Господь знает, кому что дать. Одному дает десять талантов, другому пять, а третьему один. Каждому по силам. Но и спрашивать Он будет с каждого по-разному. Кто обрел десять талантов, будет отвечать, как он использовал эти десять талантов на добрые дела, на зарывал ли их в землю?