ОТВЕТЫ АХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

ИЗ КНИГИ «О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ»

3

Все ли священники святы?

В Священном Писании сказано: все то, что посвящается Богу, свято (Лев.27,9). Мы знаем, что есть город Иерусалим, он находится в Израиле. Мы называем его Святой Град Иерусалим, хотя в этом городе бывают и убийства, совершаются и насилия, и грабежи; но он посвящен Господу, значит - святой. Одежды священнические могут быть старенькими, рваными, грязными, но они святы. Люди, принявшие крещение, постоянно посещающие богослужения, тоже святы. Они своей жизнью посвящены Господу. Если они согрешают, то приходят и каются на исповеди, и Господь прощает им грехи. Недаром, после того как на литургии пропоют «Отче наш...», диакон произносит: «Вонмем», а священник возносит Агнца и возглашает: «Святая святым», т.е. Тело и Кровь Христовы подаются только святым людям. Священник такой же человек, как и все, но он имеет от Бога особую власть совершать Таинства, он имеет на себе преемственную благодать, идущую через Апостолов от Самого Иисуса Христа. Тут важно еще помнить, особенно новоначальным, что диавол, аки лев рыкающий, готов в любой момент нас поглотить, оторвать от Церкви, настроить против духовенства. И делает он это очень хитро. Он может как-нибудь во сне показать знакомого священника, духовника в белых ризах, всего сияющего, и тогда у человека возгорается христианская любовь к духовнику. А в другой раз диавол покажет ему священника в ризах, лежащего в грязи. Человек духовно неопытный, поверив первому сну, доверится и второму, решит: «Ага, вот он в каком состоянии, пал, не буду я больше к нему ходить».

Мне неясны слова из Евангелия от Матфея (Мф. 7,6), где написано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

Слово Божие - это святыня. Если верующий человек начинает его проповедовать, то он может встретить нежелающих принять его. Человек, невзирая на сопротивление, начинает насильственным путем вбивать в голову знания о Боге. Это и есть «бросание жемчуга под ноги свиньям», они истопчут все. Допустим, человек насытился духом демоническим, душа его уже полна, он внутренне сыт, а мы ему еще даем пищу духовную. А она в него не вмещается, и он эти слова попирает. Евангелие - это Слово Бога. Разумные люди открывают Евангелие, читают и находят мысли о спасении своей души. Они Словом Божиим живут. Преподобный Серафим Саровский за неделю прочитывал четырех Евангелистов и все Послания. Слово Божие сходило в его душу, и он жил этим Словом. Но Евангелие можно читать с разными намерениями: одни ищут в нем спасение, другие - выискивают противоречия. Например, в Евангелии написано: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя», «если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их» (Мф. 18, 8-9). И человек начинает думать: один глаз, конечно, вырвать можно, но второй-то все равно будет видеть. Тогда и второй надо вырывать?... Евангелие надо уметь читать, различать и исторический пласт, и пророческий, и иносказательный, притчевый. Что понимается под словами «вырви глаз», «отсеки руку»? Если соблазняет нас рука (например, любим чужие вещи присваивать), отсеки эту страсть.

 

Говорят: «На все воля Божия». Но есть ли воля Божия на то, чтобы погибали младенцы?

Сейчас прекрасная возможность - прийти к Богу. Повсюду открываются храмы, монастыри, идет усиленная молитва, печатается много православной литературы, а народ занят погоней за богатством. У многих души уснувшие, не знаешь, как их разбудить. Уже и огонь адский клокочет под этим человеком, геенна огненная совсем рядом, а он все о временном печется, о земном. Вот тогда последнее средство пробудить такого человека - какая-то чрезвычайная ситуация: тревоги, беды, войны, потери близких, детей. Когда гибнут дети, люди начинают вспоминать о своих грехах, о возмездии за них... Только тогда придет благословение на нашу страну, когда будем исполнять заповеди Божии, тогда всего будет в изобилии, земля будет плодоносить, скот умножаться, благосостояние расти. Но пока об этом можно только мечтать, потому что многие россияне спят в атеистическом гробу и никак не могут проснуться.

 

Как научиться быть мужественным духом?

Для того, чтобы быть сильным физически, спортсмены тренируют тело. А для того, чтобы быть сильным духом, надо тренировать душу. Допустим, дали мы себе слово: «С сегодняшнего дня я ни на кого не обижаюсь, все от людей терплю - и поношения, и обиды - все, что посылает мне Господь. Это мои духовные уроки». Поначалу будет трудно, а потом станет легче.

 

Вы часто говорите, что сейчас для верующих передышка. Значит, снова будут гонения?

Церковь живет только тогда, когда есть гонения. Когда берется сито и просеивается мука, то мусор, шелуха выбрасывается, а просеянная мука идет в дело. Так и в вере: когда идет гонение, «сырой материал», вольнодумцы сразу пугаются (а у диавола самое сильное оружие - наводить страх): «а вдруг с работы выгонят, из института», и они сразу отходят от Церкви. В Церкви же остаются избранные, полноценные чистые зерна, верные Богу. Такой отбор бывает только при гонениях. Сейчас пока в Думе «думают», воюют за власть, за деньги, за места, Церковь живет, строится; народ ходит каяться, молиться... Так что это передышка. Когда будет новое гонение - неизвестно, может, 20-30 лет пройдет. Россия к тому времени должна проснуться, покаяться; все придут к Богу, и западный мир обратит внимание на Россию, на нашу Церковь.

 

Если не спорится какое-то дело, как попять - нет воли Божией или это козни диавола?

Если мы творим добро, исполняя заповеди Божий, диавол нам обязательно будет козни строить. Авва имен Великий говорит: «Сделал доброе дело, и если после него не было искушения - Богом не принято». Когда нам препятствует Господь? Когда видит, что мы можем много зла натворить, тогда Он препятствует нашим грехам, предохраняет нашу душу.