ОТВЕТЫ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

ИЗ КНИГИ «О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ»

7

Что такое гордость ?

Диавол, когда был самым ближайшим к Богу ангелом, захотел быть равным Богу. А он - творение Божие. Возгордившись Божественными дарованиями, он присвоил себе способность все знать, все мочь. Так и человек, живущий сейчас и обладающий какими-то дарами, талантами от Бога, может возгордиться. Допустим, он имеет дар слов, или способность все запоминать, дар физической мощи или другие способности, а приписал все это себе. Хвалится этим, гордится; а хвалиться и гордиться надо Господом, что Он даровал ему эти таланты. Как-то я насчет гордыни беседовал с одним человеком и показал ему часы морские. У меня есть такие - большие, тяжелые. Говорю:

- Смотри, этих часов не было, но потом их мастер сделал. Поставили точное время, накрутили, и они идут целую неделю. Ну, они могут гордиться - мол, какие мы сильные, крепкие, мощные, точное время показываем. А я им могу ответить, что они глупые, что если их не накрутить, завода не дать, так они и остановятся, не будут время показывать. А если бы их мастер не собрал, так их бы и не было, чем же им гордиться?

Так и Господь нас вызвал из небытия в бытие, дал нам тело, дал нам душу, все способности. А когда мы эти способности приписываем себе, то мы глупо гордимся - все это не наше, а Господне. Я видел митрополита Антония (три года я был иподиаконом у митрополита Ювеналия), он приезжал из Англии. Перед приездом договорились его поздравить с днем Ангела. Хор должен запеть «Многая лета», а народ должен подхватить. Митрополит Ювеналий его ублажал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко, благодарим мы все Вас от лица всего народа за то, что Вы к нам приехали, молились с нами, что не жалеете своих сил. У Вас здоровье слабое, а Вы приехали к нам, несмотря ни на что. Много делаете, говорите слово назидания...» Потом поднял руку, хор запел «Многая лета». Что интересно? Я увидел, что на лице митрополита Антония никакие чувства не отразились - он все восхваления приписал Богу. Вся благодарность была им принесена Господу к Его ногам. Он ответил: «Когда я был маленький, то хотел умереть. Вы пропели «Многая лета», значит, вы молитесь Господу, чтобы Он дал мне силы нести тяжелый крест и дальше». (Он был раненый, у него в позвоночнике стояли металлические стержни.) Вот, как надо уметь человеку в то время, когда его хвалят, всю хвалу Господу вознести. А когда его ругают, он должен это с радостью принимать, как должное, и за этих обидчиков молиться и радоваться; надо сохранять в себе эту радость, и никому не говорить, что отругали. Это ведь как драгоценность особая. На мытарствах Ангелы это засчитают как особое добро.

 

 

 

Как бороться с вожделением, сластолюбием?

 

Святые отцы говорят: «Сласти рождают страсти». К одному старцу, жившему в пустыне, пришел один юноша за советом. «Отче, - говорит,- меня беспокоят нечистые, грязные помыслы и вожделение в теле. Как мне от этого избавиться?» А старец ему отвечает: «Я этой страсти не знаю. Найди кого-то другого, кто ответит тебе». Юноша пошел от него и думает: «Как это он этой страсти не знает?» Душа его возмутилась: «Ведь он такой же человек, как все!» Вернулся к старцу, спрашивает: «Отче, меня беспокоит мысль, что ты такой же человек, а эту страсть никогда не чувствовал. Так ли это?» - «Да, такие же плоть и кровь во мне. Но я в жизни своей никогда досыта не вкушал хлеба, не пил воды и никогда не спал досыта. Этого вожделения и страстей я не знаю». И нам из этого ответа надо уразуметь, что смирить блудного беса можно, смирив тело постом.

 

Как избавиться от жадности?

 

Это тоже страсть. А избавиться очень просто. Начинайте раздавать ненужные нам вещи. А потом и нужные не жалко будет отдавать. Дойдет до того, что будем отдавать то, что нам очень дорого, - не жалко будет, поверьте! «Дающего рука не оскудеет» (Притч. 28, 27). Я с некоторыми беседую, говорю им: «Вот, отелилась корова, и, если ее не доить, у нее молока не будет, а будет мастит. Корову надо раздаивать, тогда она будет давать много молока». Сейчас есть такие люди, у которых появились денежки. В Священном Писании сказано, что десятую часть отдавать Господу, а Он принимает через руки бедных, вдов, сирот. Или в Дом Божий - в храм, на украшение, на реставрацию можно жертвовать. Чем больше будем давать, тем больше у нас будет. Господь невидимо помогает и будет посылать еще и еще.

 

Что такое «духовный человек»? Духовность дается человеку Богом или ее можно наработать? Как?

 

Господь нам помогает, но мы и сами должны карабкаться, просить. Ребенок протягивает руки к матери, но она не берет его; он плачет, ручки тянет; она сжалится и возьмет его на руки. Так и наша душа должна постоянно стремиться ко Господу. Недаром и священники, молясь, простирают руки к Господу, просят, и Господь посылает Свою милость. Он принимает душу в Свои объятия, милует ее, ласкает. На такой душе уже почивают мир, тишина и покой, человек становится духовным. Он ни с кем не скандалит, ни на кого косо не смотрит. Что случилось неприятное - открывает душу на исповеди, просит прощения, но не замыкается в этой неприятности. Диавол обязательно так устраивает, что у нас появятся мысли: «На меня вон та сестра посмотрела не так, как положено. Раньше она проходила мимо меня с улыбкой, а сейчас идет и не улыбнется. Мне кажет­ся, что она думает обо мне плохое. Она меня прези­рает, она обо мне рассказывает другим». Вот так мы себя накручиваем - это называется мнительностью. Душа расстраивается. А надо сразу же после того, как диавол сомнение вложил, сказать: «Отойди от меня, сатана! Никто обо мне не думает плохое, не говорит. Все прекрасно, все хорошо. Отойди от меня! Не хочу слушать! Господи, помилуй. Госпо­ди, прости!» и сразу же надо молиться. И бес отой­дет, как побитый пес. Ведь бывает, что та сестра, которая когда-то нам улыбалась, тоже может ис­пытывать душевный разлад. Надо работать над со­бой, постоянно совершенствоваться. Это и называ­ется духовностью.