ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ»

I

Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые ревностно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам этот порядок и чистота нарушаются. Также человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния, такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения»!

Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Тайн, какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма, вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце…Всё! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком…У нас существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспомнить, чем досадил Господу за день, и покаяться. А опытные духовники-наставники вообще советуют не откладывать покаяния, а как покривил совестью, согрешил, сразу же укорить себя и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Однако тяжесть этого кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, - разрешительная молитва. Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот, что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала его духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил её и сказал: «Тебе надо исповедаться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекает к нам душевная грязь!

И ещё хочется сказать: по окончании Таинства исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: «....приими и соедини его (то есть кающегося) святой Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…» Как это примирить и соединить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны. Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатью Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви.

Вообще-то мы должны явиться на исповедь, уже обдумав свои поступки, уже оплакав пред Господом свою греховную жизнь. Должны каждый принести личное свое покаяние перед Крестом и Евангелием. Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить. Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: «Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!» Надо немедленно так всем и всё простить, как будто и не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа. ПОМОГИ НАМ, ГОСПОДИ, В ЭТУ МИНУТУ ВСЕМ ВСЁ ПРОСТИТЬ!

Однажды во время земной жизни Иисуса Христа подошёл к нему некий законник и спросил: «Учитель, что  мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» и получил ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…ближнего твоего, как самого себя». Вот наши главные заповеди. Это любовь к Богу и ближнему своему. Но так как наши обязанности к ближнему разнообразны, то и заповеди разделены Богом на десять и представлены таким образом, что первые четыре имеют отношение к Богу, а прочие шесть к ближнему. Вот и рассмотрим сейчас, чем мы нарушили Закон Божий? ГОСПОДИ, ПРИМИ НАШЕ ПОСИЛЬНОЕ ПОКАЯНИЕ!

 

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене

(Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме меня)

 

Какие обязанности должны мы иметь в отношении к Богу по этой заповеди? Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге? Нет, Господи, мы не имеем правильного понятия о Боге, о православном учении нашей веры, о Церкви, членами которой мы являемся, о принятии святого Крещения. ГОСПОДИ, ПРОСТИ НАС, ГРЕШНЫХ! И мы еще оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда! Мы ведем слишком невнимательную, рассеянную жизнь и сами не хотим черпать нужные познания из тех источников, какие имеются у каждого из нас. Спроси-ка свою совесть: дорожим ли мы каждым богослужением в храме, внимаем ли мы тем молитвословиям и песнопениям, какими молится Церковь? Вот вам школа, вот самое нужнейшее, самое истиннейшее богословие, вот самая покаянная молитва, самые вдохновенные славословия Богу. Питаем ли мы всем этим разум и душу? Нет, Господи, прости нас!

Мы не любим приходить в храм к началу богослужения, протискиваемся куда-то сквозь людей во время службы, толпимся и громко разговариваем у свечного ящика, переходим с места на место. Сами не слышим, что читается и поется, и другим мешаем, ничего не черпаем из этого источника истинного богословия. Господи, прости нас, грешных!

А некоторые еще считают себя слишком начитанными и всезнающими, такие ещё с раздражением и осуждением слушают: «Что, мол, он завел опять про одно и то же», совсем забывая о том, что священник, стоящий на амвоне, стоит как бы на камне, отваленном от дверей гроба Господня, и не может быть без пользы слово благовествования со святого места. Самое убогое слово с амвона всегда учит об истинах Православия! Господи, прости нас, отметающихся словес Твоих!

Мы не читаем душеспасительных книг. Книгу всех книг, Святое Евангелие, мы читаем? Евангелие есть почти у каждого из нас, а если нет до сих пор, то это по величайшему нерадению. Поучаемся ли мы из этой Книги жизни? Святая Церковь положила на каждый день обязательные чтения Евангелия и Апостольских посланий. Допустим, это не каждый может проследить и выполнить, но кто мешает нам ежедневно прочитывать хоть по одной главе? Многие ли из нас, кающихся сегодня, хоть один раз внимательно прочли Евангелие, апостольские деяния и послания? Просит нас, Господи! Мы не только дома не читаем Евангелие, но и в храме не слушаем! Благоговейное поведение в храме обязательно всегда, а во время чтения Святого Евангелия все должны замереть и с наклоненной головой внимательнейшим образом слушать. А мы, Господи, если внешне не толкаемся в этот момент, хорошо еще, если не предаем свечки и тем не отвлекаем других, хорошо ещё, если пользуясь как бы «пустым» временем не лезем поправлять свечки, хорошо ещё если не отвлекаем окружающих пустыми разговорами, но даже если внешне мы не нарушаем этого момента богослужения, слова часто скользят по поверхности слуха, не достигая не только сердца, а просто ума, который блуждает в этот момент невесть где. Помоги нам, Господи!