ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ»

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

I

Не приемли имени Господа Бога твоего всуе,

т.е. не произноси имени Бога Твоего напрасно.

Господи, мы все грешны, нарушая эту заповедь Господа и даже не понимаем, какие страшные преступления совершаем! Всякий ужаснется назвать себя богохульником. В нашем представлении богохульники – это ожесточенно неверующие люди. Мы, верующие, ходим в храм, молимся Богу, приступаем к Таинствам Церкви… И все же мы богохульники: ибо в несчастьях и болезнях мы ропщем на Бога, осуждая тем самым Промысел Божий и волю Божию. Есть среди нас, малодушных христиан, и такие, которые, не имея терпения перенести без ропота ту или иную скорбь, или утеснение, открыто заявляют: «Бога нет!», а если не говорят, то мыслят так. Кайтесь горьким сокрушением сердечным, кайтесь пред Господом в этих богохульных словах. А может, кто из вас еще дерзал винить Бога даже в том, что Он попускает людям грешить. «Разве я виновата, что у меня такой характер, это от рождения…» или «Если бы Бог был, разве допустил бы Он войны, грабежи, убийства, смерть детей и людей в юном возрасте и т.д.» И эти слова и мысли принадлежат христианам?! Господи, прости нас, явных богохульников!

Есть среди нас ещё и такие маловеры, которые искушают Бога, говоря Господу дерзкие слова: «Если Ты, Господи, есть, то исполни то или иное мое желание, а если не исполнится мое желание, то Тебя нет!» И все это из уст не только приходящих к вере, а людей, называющих себя глубоко верующими! Господи, прости нас грешных! Мы уже уподобляемся тем хулителям, которые на Голгофе издевались над распятым на кресте Богом! Вспомните слова злодея, повешенного рядом: «Если Ты Христос, спаси себя и нас». Если у кого из кающихся сегодня были подобные дерзкие обращения к Господу, кайтесь с горьким сокрушением, кайтесь: Господи, прости нас богохульников!

Господи, мы грешим постоянно, употребляя имя Твое в пустых разговорах, как присловье. Прислушайтесь к разговору безбожников. Там вся речь пересыпана поминанием то Бога, то темной силы. Но они-то безбожники, для них это действительно присловье. А наша речь, чем она отличается от речи безбожников?! Мы так же, ничтоже сумняшеся, без страха и благоговения пересыпаем свою речь именем Божиим, Его Пречистой Матери и святых угодников Божиих. Мало того! Мы ещё дерзаем божиться и клясться именем Божиим, да ещё иногда прикрываем этой божбой явную ложь. И всё это бесстрашно творим перед всевидящим Оком Божиим! Господи, прости нас грешных! И если ещё до сих пор не настигла нас кара Божия, то это только по великому долготерпению Божьему.

Кайтесь, кто дерзал клясться, и великим даром – своей жизнью, здоровьем своим, и даже детей своих. Кайтесь не только те, кто сам клялся и божился, но и те из вас, кто упрямым недоверием к ближнему вынуждал его прибегать к клятве, или ещё страшнее, не требовал ли кто у кого таких страшных клятв?

Господи, мы и кощунники…Те из нас, кто побойчее на язык, к несчастью своему, частенько употреблял слова молитв Святого Евангелия, слова Апостолов в шутку. Может, кто из нас передразнивал или пересмеивал в шутку священников, которые нам почему-то смешны или раздражают, - это тоже кощунство. Кто из вас читает или поет в храме во время богослужения, всегда ли должным образом внимательны в чтении и пении? Иногда только одно слово, прочитанное или пропетое неправильно, а смысл фразы искажается так, что вместо славословия получается кощунство, хотя невольное, но произнесенное или пропетое громогласно в храме, в момент богослужения. Господи, прости нас злобных или просто пустословных кощунников!

Все мы без исключения грешим против третьей заповеди – невнимательною молитвою. Можно прослушать в храме весь дневной круг богослужений, можно прочитать все до единой молитвы утреннего и вечернего домашнего правила – и не помолиться, а только согрешить приемля имя Господа всуе. Конечно, ничем не развлекаемая молитва – это дар Божий трудящемуся в подвиге молитвенном. Мы  же должны всячески следить за собою и с предельным вниманием сосредоточивать себя на словах молитвы, нудить себя ко вниманию, возвращать к словам молитвы убегающие мысли. Мы же, придя на богомолье, простаиваем подряд все монастырские службы, из храма почти не выходим и, очевидно, воображаем себя необыкновенными молитвенниками. А ведь, может быть, дома, в своих храмах, ничем не развлекаемые, мы одну какую-нибудь службу или, по занятости своей, только акафист прослушаем, и лучше, чище, глубже можем помолиться. Внимайте себе! И кайтесь Господу в глубоком несовершенстве ваших молитв: Господи, прости нас грешных!

Господи! Согрешая против Твоей заповеди, мы ещё делаемся клятвопреступниками. Сколько раз мы нарушали обеты, данные перед Крестом и Евангелием: принимая Таинство Крещения, мы отрицались от сатаны и всех дел его и обещались, сочетавшись Христу, служить Ему всею своею жизнью. Сколько раз мы нарушали это обещание?! Господи, прости нас грешных! Подходя к Кресту и Евангелию при Таинстве исповеди, сколько раз мы давали обещание Господу разорвать греховные навыки? И вот стоим сейчас здесь снова, по рукам и ногам связанные путами многосплетенных страстей и греховных привычек, и сознаем ли мы, что нарушили клятву, данную нами много раз Господу при Таинстве покаяния «тмами обещах Тебе, страстный, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный…» (7-ая песнь канона Иисусу Сладчайшему). Прости нас, Господи, и в этот раз!

Загляните в свою совесть, будучи верующими христианами, не стыдились ли мы показаться набожными и вообще христианами в кругу мирских людей. Да ещё, может быть, сами, будучи малодушными, неуважительно и насмешливо относились к людям благочестивым и набожным: «Вот она что-то в церковь зачастила! Уж совсем Богу замолилась!» Не произносили ли мы эти или им подобные злые слова, или, если произносили то думали так скверно? Господи, прости нас грешных! Может быть, не имея терпения подождать своей очереди и сами не умея каяться, осуждали тех, кто подольше задерживается на исповеди у аналоя. А кто запрещает тебе самому внимательно подумать заранее о своей жизни, приготовляясь к исповеди в течение нескольких дней говения, чтобы было, в чем каяться. Мы осуждаем тех, кто часто дерзает приступать к святым Тайнам. Но это уже совсем не наше дело, а дело совести человека и его духовника или исповедавшего священника. Разве мы можем знать, кто достойно, а кто недостойно причащается Святых Христовых Тайн?