ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ» ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ I Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый суббота Господу Богу Твоему.
Помни субботний день, чтобы свято хранить его, шесть дней работай и делай в них все свои дела, день седьмой посвяти Господу. И эту заповедь все мы нарушаем, зачастую даже не задумываясь, не сознавая греха, а следовательно, и не каемся Господу! Попробуем сейчас вникнуть в смысл этой заповеди, заглянуть в свою душу, и если грешны, то сознаться и покаяться. Во-первых, эта заповедь предписывает нам шесть дней трудиться честно. Да, мы, кто трудоспособен, трудимся. Но как? Уже накануне понедельника у многих из нас портится настроение: завтра на работу… Вышли на работу, - вместо хотя бы мысленного: «Господи, благослови начать трудовую неделю», мысли: «Ох, скорее бы опять суббота…», «ох, скорее бы на пенсию…» стенаем, охаем, если работы много. Всячески стараемся урвать для безделья или своих дел, или пустой болтовни с сослуживцами как можно больше времени, за которое получаем зарплату. Работаем не по совести, а только чтобы начальство не увидело нашего нерадения, только бы на выговор не нарваться; и нам не стыдно нисколько в день получки получать деньги за такую работу. Господи! Мы же еще обижаемся, что мало получаем денег, что нас не повышают по службе. А если кто, даже из начальств, сделает нам замечание, что работаем не так, как должно, то тут же обида, до слез, до истерики, до грубости и дерзости тому, кто сделал замечание; и указывание на других, которые, по нашему мнению, еще хуже нас работают. А может, кто из вас издевался или высмеивал товарищей своих по работе, которые по совести работают, упрекая их в желании выслужиться. Может быть, старались свалить более неприятную и тяжелую или менее выгодную работу на других. Кайтесь, кто узнает себя в этих обличительных словах исповеди. Господи, прости нас грешных! Ведь стыдно называться на работе христианином при таком отношении к труду, за который мы получаем деньги на наш хлеб насущный. И ещё: не пренебрегаем ли мы нашими служебными обязанностями по работе под предлогом посещения храма? Не используем ли мы, христиане, больничные листы для того, чтобы лечиться, а чтобы мотаться по храмам и монастырям? Если кто поступал так, кайтесь Господу за обман. А есть ещё и таки среди нас, которые, приехав в отпуск посетить святые места, настолько увлекаются, что решаются на прогулы самовольно, да ещё просят на это благословения у священника, искушая и священника и Бога. Кайтесь, кто виноват в этом перед Господом. Господи, прости нас грешных! Быть может, среди вас, присутствующих ныне на исповеди, есть такие христиане, которые уклоняются от общественного труда, скрываются под мнимой болезнью, или под такой болезнью, которая вполне позволяет работать. Людей, врачебную комиссию иногда ещё можно обмануть, симулировав болезнь, но перед Господом открыто всё! Церковь никогда не поощряла тунеядства! «Не трудящийся да не ест», - это слова Апостола Павла, обращенные уже к первым христианам. Кайтесь, кого совесть укоряет, и немедленно измените свой образ жизни. Находятся еще и такие христиане, которые мало того, что не работают сами, так ещё и осуждают тех, которые трудятся, зарабатывая себе на жизнь, стараясь обеспечить себе пенсию на старость. Осуждают, а сами при этом без всякого зазрения совести питаются подаянием тех, кто работает на той работе, которую они по предельной своей серости осмеливаются называть «бесовской». Кайтесь, если среди вас есть такие грешники! А как мы проводим «день седмый», т.е. воскресенье и праздничные дни, которые обязаны посвятить Господу? Да мы давно смешали все дни, Господи, мы с головой ушли в житейскую суету. Мы никак не можем оторваться от снедающих наше время и силы забот и домашних работ. Нам все некогда, ни на что не хватает времени и в особенности на молитву и на добрые дела. Кто из нас ежедневно и внимательно исполнят утреннее и вечернее молитвенное правило? Господи, прости нас грешных, нам «некогда»! А задумывались ли вы, что потратив, допустим, полчаса утром на прочтение со вниманием и сокрушением сердца утренних молитв, главы из Евангелия и Апостольских посланий, вы получите духовную зарядку на весь день? И дела будут лучше спориться, в голову придут более удачные решения, найдутся помощники, - только утром об этом надо попросить у Господа. То же и вечером на сон грядущий, те же 20-30 минут молитвы – и Господь силен за несколько часов сна восстановить силы, дать вам бодрость, а потом, кто из вас может поручиться, что, ложась на временный отдых, не заснет вечным сном? Св. Иоанн Дамаскин так и восклицает в одной из молитв, включенных в вечернее правило «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет!» Господи, прости нас грешных! Мы так закружились в водовороте дел и забот, что не помним о смерти. Вырвите свою душу хоть на один день в неделю из этой бешеной гонки дел. Отдайте «день седмый» Господу по заповеди Его! И вы сами убедитесь, насколько упорядочится ваша жизнь. Господь пошлет благословение на ваши труды, на вашу семью, на ваши дома, на всю вашу земную деятельность. А за прошедшие нарушения заповеди Твоей прости нас, Господи! Но если мы даже и не работаем в воскресные дни и праздничные, то грешим тем, что ленимся пойти в храм. А знаете ли вы, что 80-е правило 6-го Вселенского Собора гласит: «Аще мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия… в три воскресные дни… не придет в церковное собрание: да будет удален от общения» (т.е. отлучен от Церкви). Господи, прости нас грешных! Многие из нас стоящих здесь, наверное, утешают себя мыслию: «Мы-то уж в храм ходим, и даже чаще, чем раз в неделю!» Ходим-то ходим… а как ведем себя в храме? Господи, прости нас грешных! Мы безо всякого страха и благословения переступаем церковный порог. Мы куда-то протискиваемся, толкаемся, ругаемся, огрызаемся и даже деремся в храме. Опомнитесь! У каждого храма есть свой Ангел Хранитель, и он записывает на невидимую хартию поведение всех входящих в храм. Храм – это место особенного присутствия Бога на земле. Это – небо на земле! С каким же благоговением и страхом мы, великие грешники, должны переступать церковный порог, как осторожно должны вести себя в этом святом месте. |