ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ ПО ЗАПОВЕДЯМ БЛАЖЕНСТВА»

 

Задумывались ли мы, почему это у нас нет жизни Святой Божией? Отчего это мы все время только и делаем, что нарушаем волю Господню? Все время грешим, каемся и грешим, - опять каемся и опять грешим?.. Бывают минутки: промелькнет хорошее, отрадное... о, именно «минутки» - мелькнула и исчезла, и опять тьма и опять «работа вражья», опять служба сатане... В чем же дело? Неужели мы об этом не думали? Или эта тайна нашей жизни так и останется тайной? Этого не должно быть. Что же делать? Слышим такой вопрос часто. А есть ли ответ - особой заботы нет... Ответ есть. Подумаем об этом... Слышим мы, что надо вести жизнь благочестивую, нужны труды и подвиги, читаем в книгах об этом, узнаем на общей исповеди заповеди Господни, узнаем и то, как люди нарушают эти заповеди, слышим священника, который убеждает нас исполнять заповеди, искренно на исповеди обещаем, что от сего часа будем другими, - ничего не выходит из всего этого... Снова грешим, снова оскорбляем Господа. Искренно прилагаем усилия свои, чтобы стать лучше, чтобы идти в Царство Небесное, - а на деле ни с места... Да еще хуже бывает, когда и на этом-то месте не удержаться, нет силы, и катимся назад, в ту же пропасть, из которой, кажется, уже вылезли...

Какое горестное положение! Ведь годы-то не стоят, бегут; листки с календаря срываются и назад их не приставить. Дни и годы уходят, а смерть и гроб все ближе и ближе... Что же делать? Ведь такое дальше продолжаться не может. Скрыта здесь какая-то тайна, которую нужно, непременно нужно нам знать. Не может быть, чтобы Господь, который больше нас заботится о нашем спасении, «всем человекам хочет спастися», не может быть, чтобы Господь скрыл от нас то, что так нужно нам, без чего, просто говоря, и жить нельзя. И эта тайна открыта Господом нашим Иисусом Христом давным-давно и заключается она в словах Его: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Иоанн 15, 5). А мы все привыкли жить и думать, что главная опора во всех делах наших «я сам» - мое разумение, мои силы... И бьемся, и стараемся, силимся сделать что-либо хорошее и... ничего не выходит! Не выходит потому, что мы, ослепленные своей самостью, своей гордостью, совершенно забываем, что первой ступенькой по лестнице добродетели является смирение.

 

1-я заповедь блаженства

«БЛАЖЕНИ НИЩИЕ ДУХОМ:

ЯКО ТЕХ ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ»

 

С этого начинаются заповеди блаженства или заповеди Истинного счастья нашего, не того, земного призрачного, мимолетного счастья, за которым мы, как за тенью, гоняемся бесплодно всю свою жизнь, а Истинного, полного и вечного блаженства, начало которого раскрыл Сам Господь для всех христиан в Своей Нагорной проповеди. «Блажени нищие духом» - т.е. счастливы предельно бедные духом... Что это такое - быть бедным духом? Это значит иметь смиренное понятие о своих духовных качествах, уничтожать себя, считать себя грешником. Это значит иметь в себе качества, противоположные гордости, тщеславию, самолюбию. Почему им, т.е. «нищим духом», принадлежит Царство Небесное? Да потому, что смиренный духом, сознавая свою греховность и недостоинство, всецело предается водительству Божественной Благодати, нисколько не надеясь на свои духовные силы, и Благодать приводит его к Царству. Почему же мы пренебрегаем идти по прямому пути к совершенной радости?

Прежде чем начать каяться в преступлениях против этой заповеди Господней, хочется еще объяснить вам, что «по свойству природных способностей у человека есть побуждение или стремление раскрывать, усовершенствовать свои силы, сравняться с другими, приобрести себе доброе мнение других, честь, славу, благоволение. Это стремление бывает полезно, когда побуждает человека усовершенствовать себя в умственном и нравственном отношении. Также и доброе имя бывает полезно для усовершенствования и счастья нашего и других, когда основывается на истинном совершенстве, приобретается честным способом, правильно употребляется. Но наша природа, испорченная первородным грехом, наше самолюбие злоупотребляют этим стремлени­ем, и от беспорядочной любви и уважения к своему превосходству происходит гордость, которая проявляется в разных видах и действиях».

Вот мы слушаем сейчас внимательно эти слова подвижников благочестия и думаем, что мы-то сознаем себя грешниками, что нам-то, казалось бы, и нечем гордиться, но это самообман. На самом деле мы также грешим гордостью ума, не почитая Бога Верховным Владыкой и источником всех благ. В своей дерзости и безумии доходили даже до мысли отрицания Бога, отрицания Евангелия, отрицания Таинств Церкви. Грешили, не воздавая Богу надлежащей чести, не относя к Нему всякого блага, какие получаем. Не благодарили Господа за Его милости к нам. Грешили, не думая, что всецело от Него зависим, не полагались на Него Одного, не в первую очередь просили у Него благодать и помощь, а полагались на свои силы, искали помощи у людей, да еще, может быть, находясь в величайшем безумии, обращались за помощью к колдунам, чародеям и ворожеям.

Есть еще один страшный грех - оскорбление величия Божия - это прямое обращение к сатане за помощью. Если есть среди нас такие люди, то в этом грехе надо лично покаяться, подходя к разрешительной молитве. Грешили, приписывая своим заслугам те блага, какие получаем от Господа. И Господь отвращается нашей надменности, ибо «Мерзость Богу всяк надменный». Это нарушения правды и любви к Богу, порождаемые гордостью. «Нищий духом, - по словам преп. Макария Египетского, - постоянно пребывает в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении о своем ничтожестве, всегда перед взором души своей имеет ее греховные язвы».

Мы тоже называем себя, а может, и действительно почитаем себя грешниками. Однако это чувство далеко еще от смиренномудрия, ибо, по слову преп. Иоанна Лествичника, «сердце испытывается, когда другие бесчестят». Кто из нас, положа руку на сердце, может сказать, что он с радостью терпит укоризны, досады поношения? Из-за чего мы теряем присутствие духа, впадаем в отчаяние и даже доходим до такого расстройства, что теряем здоровье? Потому что наша гордыня от прикосновения пальцем кричит: «Кожу дерут». Оттого мы такие обидчивые. А если рассмотреть внимательно, и обидчивость наша происходит в основном от самолюбия, вот, оказывается, в чем зло.

 

Кротость и смирение сердца – такие добродетели, без которых не только Царства Небесного наследовать, но и счастливым быть на земле невозможно. (Прп. Антоний Оптинский).

Где падение, хоть и в помыслах, там предварила гордость. Эту-то гидру с семью ее главами побеждайте помощью Божией. (Прп. Макарий Оптинский)