ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ ПО ЗАПОВЕДЯМ БЛАЖЕНСТВА» 2-я заповедь блаженства «БЛАЖЕНИ ПЛАЧУЩИИ: ЯКО ТИИ УТЕШАТСЯ»
Очень трудно нам, мирским и плотским людям, понять эту заповедь! Она, по слову Иоанна Златоуста, кажется, противоречит мнению целой вселенной, ибо все почитают блаженными радующихся, а сетующих, бедных и плачущих - несчастными. Господь же вместо первых блаженными называет последних, говоря: "Блажени плачущие», хотя все почитают их несчастными. Но плакать можно о разных предметах! И блаженными здесь называются не те, которые плачут о житейских предметах, ибо плачет и бессильная злоба, плачет и униженная гордость, плачет и оскорбленное самолюбие... Да мало ли бывает суетных слез? Но это все слезы грешные, слезы бесполезные, слезы крайне вредные для плачущих, ибо они причиняют смерть душе и телу, по слову Апостола: «Сего мира печаль, смерть соделывает» (2 Кор. 7, 10). (Эта печаль мира сего часто доводит до смертного греха уныния и отчаяния.) Блаженство и утешение дается плачущим о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу, или даже заслуживаем гнев Его нашими грехами. Давайте проверим свою совесть, свое сердце! Плачем ли мы о том, что осквернили и непрестанно оскверняем в себе образ Божий грехами своими? Что мы ежедневно бросаем в грязь этот образ страстями житейскими, пристрастием к миру, неверием, гордостью, ненавистью, завистью, невоздержанием, пьянством и прочими страстями и через это крайне прогневляем своего Творца и раздражаем Его долготерпение! Плачем ли мы о том, что только носим имя христианина, данное при крещении; не исполняем закон и живем как неверующие во Христа - прилепились к земле, не думаем о Небе, о тамошней жизни, не имеющей конца, о смерти, о неготовности нашей к страшному и праведному испытанию на всемирном Суде? Мы беспечны в деле нашего спасения, какие там слезы – мы даже забываем совершенно обо всем этом! Плачем ли мы о том, что сердце наше неустанно порывается делать все противное Господу? Сколько молимся, каемся, читаем, поем, сколько причащаемся Святых Животворящих Тайн, которые могут и каменное сердце претворить и сделать мягким, как воск, а не изменяемся по нерадению. И мы плачем, что не приносим Богу плодов, плодов веры и любви, плода кротости и незлобия, плода воздержания, чистоты и целомудрия, плода милостыни и проч. Плачем ли мы, когда: а) ощущаем прилив к сердцу нечистых помыслов; б) увлекаемся гордостью, злобой, завистью, жадностью, скупостью; в) ко врагу своему чувствуем не любовь, а вражду; г) увлекаемся страстью пьянства, сребролюбия и любостяжания; д) смущаемся и увлекаемся противлением и непослушанием к родителям, начальникам или к старшим. Нет у нас, Господи, этого постоянного плача о грехах своих; вот только на исповеди, когда нам перечисляет священник грехи, мы немного узнаем о своей греховности, а так нам все некогда даже подготовиться к исповеди и Святому Причастию. Некогда подумать перед исповедью, чем же я прогневал Господа в личной своей жизни. Надеемся, что за нас перечислит грехи священник, а мы скажем: «грешен», а личного покаяния так и не умеем принести. Какой же там постоянный плач о грехах?! Мы ленимся прочесть положенное молитвенное правило перед причащением, чтобы, хоть ударяя в окаменевшее сердце словами покаянных молитв, составленных теми, кто умел плакать перед Господом о своих грехах, как-то разбудить уснувшую совесть и настроить сердце на покаяние (не говоря о положенном «говений» перед Таинством исповеди и Святого Причастия). Все это нам кажется чрезмерно трудным и неудобоисполнимым. А вот как сокрушался о своих грехах св. пророк Давид: «Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6, 7). Есть еще спасительные слезы, о которых мы и понятия не имеем. «И тогда, - говорит преп. Макарий Великий, - подвижники плачут и сетуют о роде человеческом, проливают слезы, воспламененные любовью к человечеству». А мы о своих грехах плакать не умеем, да и не хотим, потому что наше бесчувствие и холодность к делу спасения толкает нас искать не истинных, совершенных радостей, а пустых развлечений, смехотворства, паясничества: развлекаемся игрой в карты, бесконечным увлечением телевизором или кино и театром, чтением пустых, а то и развращающих нас книг, рассказыванием анекдотов, предаемся пляскам, песням и прочим бурным проявлениям напускного, суетного, опустошающего душу и убивающего зачастую тело «веселья». Вот как далеки мы от этой второй ступеньки нравственного совершенства! Мы совсем забываем, что находимся «под гневом Божиим: проходим поприще отчаянной борьбы на жизнь или смерть, когда отовсюду беды, когда всегубительный и обольстительный грех с такой наглостью и свирепством повсюду губит души человеческие, кровию Сына Божия искупленные; когда это исчадие ада ежечасно угрожает низринуть нас в готовую разверзться геенну огненную!» (беседа св. Иоанна Кронштадтского). Время ли нам, христианам, сейчас смеяться и веселиться? «Время смеха и веселья настанет после слез и рыданий о грехах в этой жизни и после победы над грехом» (там же).
Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия и осуждения. (Прп. Иоанн Лествичник)
Помни суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего из сего мира. (Прп. Ефрем Сирин)
Сбросьте эту пагубную одежду самооправдания, облекитесь во вретище самоукорения – и будете помилованы. (Свт. Игнатий Ставропольский)
Признавший немощь свою лучше есть увидевшего Ангелов. (Прп. Анатолий Оптинский)
Первый долг верующего – очистить себя от страстей. (Свт. Феофан Затворник)
Когда находят скорби, держите в мысли, что вам Господь дорогу в царствие Свое пролагает, берет за руку и ведет. (Свт. Феофан Затворник)
Если бы человек без покрывала самолюбия увидел свои злые дела, то ни о чем другом не стал бы заботиться, помышляя, что на оплакивание самого себя не достанет ему времени. (Прп. Иоанн Лествичник)
|