ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ ПО ЗАПОВЕДЯМ БЛАЖЕНСТВА»

3-я заповедь блаженства

«БЛАЖЕНИ КРОТЦИИ: ЯКО ТИИ НАСЛЕДЯТ ЗЕМЛЮ»

I

Почему кроткие ублажаются тотчас после плачущих? Потому Что кротость есть плод и следствие сокрушения и плача о грехах наших. Более всего мы ищем в мире спокойствия душевного, но не имеем его, потому что это спокойствие есть плод кротости и незлобия. «Научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11,29). Вот видите, Господь не предлагает нам научиться от Него молитвенности, трудолюбию, терпению и другим качествам и добродетелям, а прежде всего кротости и смирению сердца. О смирении мы уже сказали несколько слов. Посмотрим теперь, что такое кротость и какое полчище отрицательных качеств противостоит в наших душах этой добродетели.

Кротость есть такое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться (свт. Филарет Московский).

И еще одно определение кротости: кротость есть неизменное устроение ума, при котором человек и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым и искренно молится за обидчика (св. Иоанн Лествичник).

Апостол Петр нетленную красоту кроткого и молчаливого духа относит к наиболее сокровенным дарам человеческого сердца, драгоценным пред Богомэ (1 Пет. 3; 4).

Заглянем в самих себя: что мы можем сказать Тебе, Господи, относительно выполнения этой заповеди. В наших душах, увы, вместо кротости, Господи, живет почти постоянная раздражительность. Нас вся и всё раздражает, наше сердце буквально заряжено раздражительностью. Проснулись утром, вместо того чтобы сказать: «Слава Тебе, Господи, благодарю Тебя, что Ты не погубил меня с беззакониями моими, а даровал еще продолжение жизни», мы с раздражением и досадой отрываем голову от подушки и сетуем, что недоспали. С раздражением относимся к замечаниям домашних, даже любимых и любящих родителей, или сами непомерно раздражаемся тем или иным поведением ближних своих домочадцев, на детей покрикиваем, излишне изводим мелочными придирками всех окружающих: то нас раздражает чужая медлительность или, наоборот, выводит из себя их порывистость и быстрота. Вышли из дома - тоже все раздражает: и погода, и транспорт; и на улице, и в магазине, и даже в храме, куда приходим молиться, и даже стоя на исповеди, и даже подходя ко Святой Чаше, мы все раздражаемся: тут жмут, там толкают. Пришли на работу - раздражаемся на любое малейшее замечание начальника или товарища по работе, если они говорят то, что нам не нравится. И вот так весь день, пока не уснем! Вечная напряженность! Вечная раздражительность! Вечная досада на других! Раздраженность наша, как какой-то запас воспламеняющегося газа. Потому достаточно только маленького толчка, как малой спички, чтобы раздражительность вылилась в гнев.

А что только не рождает гнев? Гнев - это ведь... буквально временное сумасшествие! На нас ведь и смотреть-то страшно! Не только христианский образ мы теряем в гневе и ярости, а просто человеческого-то ничего в нас не остается; недаром про человека, объятого гневом, говорят: «Он озверел». А какие потоки преступных слов изрыгают наши уста и язык? Мы и оскорбляем всячески, и ругаемся непристойными словами. Может, кто по распущенности своей сквернословит или поминает имя сатаны? Изощряемся в произношении колких и обидных фраз и слов. Да этого мало, потом еще долго питаем свою злобность досадой, что мало сказал, да не такое обидное, вот еще и то и это надо было бы сказать.

Может, кто из вас совсем распускал свой бешеный нрав и доходил до того, что топал ногами, стучал кулаками, неистово кричал, хлопал дверьми, разбивал в ярости какие-нибудь предметы. А то и ранил или зверски избивал людей или животных. Кайтесь со слезами Господу. Беда еще в том, что мы почти всегда считаем свой гнев справедливым, нам кажется, что мы ратуем за правду, совсем забывая слова Святого Писания, что «гнев бо мужа, правды Божия не  соделывает» (Иак. 1, 20). Вот как помрачился в грехе наш рассудок, что мы величайшее зло принимаем за добро. Некоторые в оправдание свое говорят: «Я хоть вспыльчив, но у меня это скоро проходит». А вот послушайте, что об этом говорит великий и искуснейший учитель благочестия и подвижничества св. Иоанн Лествичник: «...Иногда во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас с той целью, чтобы мы о великих страстях вознерадели и ... сделали болезнь свою неисцельною» (Лествица, cл. 8, 9). Т.е. если не научиться пресекать вспыльчивость, то она станет страстью гневливости и будет очень трудно искоренима, как вся кий злой навык. Господи! Во гневе и вспыльчивости мы словами своими убиваем доброе имя ближних своих. В ярости выводя наружу тайны друзей своих, обличали и обесчещивали их. Выступа ли как предатели, разглашая то, что было доверено нам по дружескому расположению.

Поступая так, мы ведь и не подумали даже покаяться. Крот кий же человек «не воспрекословит, не возопиит, и никто не услышит голоса его» (Мф. 12,13). Но и тут может быть сокрыто немало греха. Не всякий молчащий уже кроток. Можно молчать, а в душе злиться, ненавидеть, презирать. Кто в этих словах узнает свое внутреннее «я» - себя узнает, - кайтесь Господу, ибо если от людей по природному устроению вашего скрытного, молчаливого характера вам удается скрыть раздражение и гнев, гнездящиеся в вашем сердце, то Господь смотрит прямо в сердце и по нему судит нас. Если гнев, выливающийся наружу, сам по себе уже обличает грешника, то еще тяжелее скрытному человеку сознаться в том, что он не имеет кротости. Св. Иоанн Лествичник таковых считает «окаяннейшими неистовых».

 

 

 

Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он полон радости и Духа Божия. (Прп. Антоний Великий)

 

Любовь не умеет гневаться и раздражаться или укорять кого со страстью. Указанием любви и ве6дения служит смирение. (Прп. Исаак Сирин)

 

Кто с первого слова не послушает тебя, не принуждай того спором. Ибо твое незлобие выгоднее тебе его исправности. (Прп. Марк Подвижник)

 

С оком подозрительным можно дойти до человеконенавидения. Кто хочет иметь любовь к ближним должен иметь око простое. (Свт. Филарет Московский)

 

Если сильно проявляются гнев, ропот, то это верный признак души гордой. Смирись, укори себя, и силен Господь подать руку помощи и утешить. (Прп. Анатолий Оптинский).