ПОУЧЕНИЕ СХИИГУМЕНА ИЕРОНИМА (ВЕРЕНДЯКИНА), 1931-2001

I

Когда преподобному Серафиму Саровскому сказали: «Куда уж нам, простым смертным до вас! До уровня вашего Подвига, батюшка ответил предельно ясно и скромно: «Все так могут, решимости только не хватает…» Старец схиигумен Иероним ясно видел границу добра и зла, что дано немногим, только духовно совершенным; обладал дарами прозорливости и чудотворения – видел прошлое, настоящее, будущее не только отдельного человека, но и целых народов. Как говорил старец: «Первым у Престола Всевышнего, лицом к Нему, стоит Царь Николай II, он неустанный ходатай за Россию, потом стоим мы – мученики, потом все вы, остальные».

Пресвятая Богородица вела своего избранника через всю его жизнь. Святые ангелы не оставляли его и угодники Божии – праведники, преподобные отцы, мученики и исповедники, блаженные. Все они – в непрестанном общении со старцем. Когда батюшку спрашивали, что бы он посоветовал почитать из литературы, старец всегда отвечал: «Евангелие и Псалтирь есть? Вот и читай». Благословлял также знакомиться с духовным опытом Святых Отцов Православной Церкви и читать только то, что создано носителями истинно православного Духа.

Батюшка Иероним многим говорил: «Не осуждай никого, никогда не ругайся, не прекословь, не спорь, а твори молитву и крестись. Бог никогда не оставит тех, кто Ему верен. А для оступившихся всегда есть время для покаяния». Батюшка часто повторял, что любовь покроет множество грехов. А незадолго до кончины, не скрывая слез, с болью сказал: «Шума много, а любви мало…»

Видели паломники в Иерусалиме в момент схождения Благодатного огня (в 1994 году), как наш батюшка, приехавший на Пасхальные дни в Святой Город, стоял в храме, поднявшись на несколько сантиметров от пола, в руках держал свечу, которая ярко горела, не опаляя его бороды. «Пасха бывает один раз в году, а у меня каждый день! Во мне радость такая живет, что хочется скакать и прыгать на одной ножке, как мальчишка, а уж старый ведь – скажут ненормальный! Если б вы знали, как сладко с Богом жить!

На всю жизнь запомнилось рабе Божией А. обличение батюшкой ее небрежения: «Вижу я вас – черные все или серые, только шесть человек светлые – лица белые». – Потом постучал мне по лбу тихонько – «И ты с Богом разговаривать не хочешь!» Перетрусила я – откуда батюшка все знает?! Ведь и в правду перестала вечерние молитвы читать. Оправдывала себя тем, что устаю сильно – хозяйство большое. Лучше буду псалтирь читать, а на «славах» и батюшку поминать. И за грех ведь не считала, что не все правило выполняла!

Еще будучи приходским священником, отцом Иоанном, батюшка Иероним стяжал дары прозорливости и исцеления бесноватых. Бесам в людях неуютно было рядом с ним. Не нравилось им, когда он в храм на службу приходил. «Зачем Ванька сюда пришел?! Пусть уходит!» Случалось в его жизни и такое: хоть смейся, хоть плачь. Написали однажды на отца Иоанна прихожане с. Каменный Брод, где он служил, большую «телегу» куда следует: «Примите меры, уберите от нас этого батюшку. До него были мы люди, как люди, а тут, на службе в храме, кто мяукает, кто кукарекает, кто по полу катается». Убрали батюшку. Другой приехал. Тихо стало. И никто ни о чем не задумался!

Наделил Господь своего избранника дарами благодатными, но испытывал и силу его веры. Когда батюшку Иеронима спросили однажды: «Как жить под давлением злых сил?», он ответил словами из Божественного Евангелия: «Везде гонимы будете». А ещё батюшка говорил, что: «Признак великой души – от всех терпеть и всем служить».

По предсказаниям старцев, христиане последних веков спасутся терпением душевных скорбей, в отличие от первых христиан, которые терпели физические страдания. Мученичество последнего времени – безкровное. Подвиги веры совершаются скрыто, в самой сокровенной глубине страдающего сердца. Много чего претерпел схиигумен Иероним на своем крестном пути. И колдуном называли и безграмотным мордвином. А уж к старости-то, говорили, что старец Иероним совсем больной, немощный и духовно слаб. Но еще св. Иоанн Лествичник говорил: «Никто не может так свидетельствовать о поражении диавола и демонов как жестокое их нападение на нас».

А на родине старца желающие протиснуться в огромной толпе поближе к батюшке уронили его. Сопровождающие перепугались – как это случилось? Шел, шел старец – и нет его. Как не затоптали? Он сумел быстренько вскочить на ноги. Засмеялся: «А мне не больно!» Как не любил он эту безсмысленную беготню за ним, как скорбел, как умолял, сердился, даже плакал: «В храм идите! К Богу идите!!!»

Паломницы (мать с дочкой) насобирали большой букет ландышей в лесу, что вокруг обители растет. Возвращаются в монастырь, а им навстречу по дороге батюшка Иероним идет и еще один священник. Увидев батюшку, девочка подбегает и вручает ему букет. А ведь батюшка не раз говорил: «Будьте добры… Ведь, кроме меня, и другие батюшки есть». Он же говорил и другое: «Кому попало, голову-то не подставляйте». Приехал как-то в Москву к своим духовным чадам священник, тот самый, кстати, который остался без букета ландышей. Увидел на стене портрет батюшки Иеронима, и, ни слова не говоря, развернулся, хлопнув дверью. И никогда больше к ним не приходил. Как тут не вспомнить слова схиигумена Иеронима: «Придет время, будете бегать повсюду, искать батюшку – и не найдете».

Когда в 1991 году вновь открылся Санаксарский монастырь, первое время было трудно, хлеба даже не было. Поставленный наместником отец Варнава не растерялся, принял правильное решение – не за спонсорами погнал братию с протянутыми руками, а в храм, на молитву. Усердно братия помолилась – результат не заставил себя ждать! Целый хлебный фургон к обители подкатил. Водитель ничего вразумительного не смог сказать: «Ничего не знаю, ничего не ведаю. Загрузили машину и велели отвезти в Санаксары. Разгружайте…»

Вспоминает раба Божия Г., приехавшая и поселившаяся в соседней с монастырем деревушке: «Замучила меня однажды мысль – как же душу спасти? Все кругом спасаются, а я, что же, одна погибаю? Как спастись? Иду из монастыря, еле-еле плетусь. Устала. Работы-то вон сколько! А дома – огород, дела домашние. Сил нет. Погибаю, ведь ничего не успеваю. Решила: у батюшки спрошу. Набралась раз храбрости, подошла к нему, спрашиваю: «Батюшка, как мне спастись?» Батюшка помолчал, помолчал, потом ответил, пряча улыбку: «Всячески» - И пошел дальше. Какое-то время спустя сам ко мне подошел и говорит: «Как ни устаешь, а молитву не оставляй!»

Раба Божия Т. немало потрудилась для Санаксарского монастыря. Одно из ее послушаний – шитье для нужд храма. Много шила. Ноги отекали от долгого сидения за швейной машинкой: «Заболела я, язва на ноге открылась. Боль нестерпимая. Побежала к батюшке Иерониму за сочувствием. Сейчас, думаю, меня батюшка пожалеет. Вхожу к нему в келию и говорю: «Язва у меня открылась, трофическая». Старец поворачивается в мою сторону (такого выражения счастья видеть не приходилось). Потом обращается к иконам: «Слава Богу! У Т. трофическая язва!» Не говоря ни слова, глотая слезы обиды, бегу к другому старцу (их в обители к тому времени уже трое было – Иероним, Феофан, Питирим). Забегаю в келию вся в слезах: «Батюшка, у меня трофическая язва открылась». Поворачивается второй старец ко мне лицом, сияющим ещё большим счастьем, чем у первого, и тоже к иконам: «Слава тебе, Боже! Слава, Тебе! У Т. язва. Заслужила». Выскочила и из этой келии. К третьему старцу не пошла. К себе отправилась. В подушку плакать. А через три дня от моей язвы и следа не осталось. Помолились старцы, наверняка, все трое, за меня, грешную…»

Пожаловалась однажды некто А. батюшке Иерониму: «Совсем больная я. И там болит, и тут болит». Старец посмотрел на нее – и как из ружья выстрелил: «А у меня ничего не болит… Богу надо служить, Богу!» Неподалеку от монастыря умирала прозорливая схимонахиня Параскева. Она страдала от нестерпимой боли. А батюшка Иероним не раз говорил: «Такую болезнь еще заслужить у Бога надо!» В минуты тяжелых страданий просила другую сестру, ухаживавшую за ней, сходить к батюшке Иерониму за горячим чаем – молитв просила. А однажды строгим тоном сказала: «Возьми бумагу и ручку, запиши». – «Матушка, я и так запомню», - отвечает сестра. «Нет, запиши…» И продиктовала: «Когда псалтирь читаешь – грехи, будто чешуя с рыбы, отлетают!» Батюшка Иероним часто говорил: «Вероятность спасения в миру – процентов тридцать, а в монастыре девяносто! Если, конечно, идешь в монастырь душу спасать, а не тело как-то пристроить, потому что деваться больше некуда». К послушаниям старец Иероним учил относиться с рассуждением. Быть безропотным, послушным, уступчивым во всем, что не противоречит Заповедям Божиим и благословениям духовного отца.

По книге «Иероним, чудотворец Санаксарский. Свидетельства духовных чад и воспоминания верных», Владимир, «Собор», 2014 г.