ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СХИАРХИМАНДРИТА ИОАННА (МАСЛОВА), 1932-1991

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) – в миру Иван Сергеевич Маслов – принадлежал к тем редким исключительным людям, которые соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие и провидящую мудрость, основанную на глубокой вере. Магистр богословия, автор множества богословских работ, он являет собой образ духовника, к которому люди обращались и обращаются как к источнику спасения. Это был пастырь с огромной душой, он брал каждого из своих духовных чад за руку и вел узким спасительным путем ко Христу.

Родился отец Иоанн 6 января 1932 года в деревне Потаповка Сумской области в крестьянской семье, в одной из тех державшихся строгих христианских обычаев и нравов семей, в которых вырастали на Русской земле великие праведники – столпы православной веры и благочестия. Промыслительно было само рождение будущего старца в великий день Навечерия Рождества Христова. Родители старца Сергей и Ольга работали в колхозе. Отец был бригадиром. Детей у них было девять человек. Отец Ивана не вернулся с фронта в Великую Отечественную войну, мать впоследствии приняла монашеский постриг с именем Нина. У деда Ивана – Феодота был родной брат Григорий, он был известен как прозорливый иеромонах Гавриил из Глинской пустыни. После закрытия монастыря в 1922 году отец Гавриил вернулся в Потаповку. Он предсказывал родственникам: «Я умру, а в нашем роду будет еще монах». И они невольно размышляли о том, кто же им станет: «Уж если не Сергиев Иоанн, тогда не знаем, кто и будет». После смерти отца Иван остался за старшего, умел и шить, и прясть, и ткать, и вязать, и готовить, и исполнять все сельскохозяйственные работы, много работал по ночам, крыл крыши, занимался пчеловодством. Во время войны был голод, отец Ивана загодя закопал бочки с зерном под порогом сарая, немцы протыкали землю штыками, но бочки не нашли. После войны, особенно весной, было очень голодно. Как вспоминал отец Иоанн, «ждали только крапиву». С детских лет отзывчивая душа Ивана горячо воспринимала всякую людскую беду: и болезни, и нищету, и всякую неправду.

В 1951 году Ивана призвали в армию. При исполнении Иван жестоко простудился и с тех пор до самой кончины нес бремя неисцелимой и опасной болезни сердца. По болезни он был уволен из армии, а когда вернулся домой – принял решение поступить во вновь открывшуюся Глинскую пустынь. В то время он сподобился Божественного откровения, приоткрывая тайну которого впоследствии батюшка говорил: «Такой свет увидишь – всё забудешь». Когда старца спрашивали, почему он ушел в монастырь, он отвечал: «Это Бог призывает. Не от человека зависит, влечет такая сила, что не удержишься, - она и влекла меня. Великая сила». И еще говорил: «Я в монастырь пошел не просто. Мне было особое призвание Божие».

Глинская пустынь пребывала в ту пору в расцвете и давала обильные духовные дары. В обители подвизались такие великие старцы, как схиархимандрит Анрдоник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов), ныне прославленные в лике святых. В обители Иоанн безропотно нес любые послушания, даже самые тяжелые, например, в столярной мастерской ему приходилось колоть дубовые колоды, делать бочки. Как впоследствии вспоминал старец, ночному отдыху мешали бесы, которые являлись ему. Они истязали тело подвижника: по утрам он видел свои руки в синяках. Испытаниям он противопоставлял терпение и мужество, ревность о Боге. Он усиливал пост, с его уст не сходила Иисусова молитва, и явные бесовские приражения постепенно оставили его.

Еще будучи молодым послушником Иоанн получил благословение от старцев отвечать на многочисленные письма, поступавшие в обитель от тех, кто просил совета, духовного наставления и помощи. 8 октября, под праздник Иоанна Богослова, он был пострижен в монашество с именем Иоанн. Впоследствии, когда отца Иоанна спрашивали: «Батюшка, кто был самый великий в Глинской пустыни?» - он отвечал: «Великого знает Бог».

В 1961 году Глинская пустынь была закрыта, и отец Иоанн по благословению отца Андроника поступил в Московскую Духовную семинарию, затем продолжил учебу в Московской Духовной Академии. В семинарии отец Иоанн был рукоположен сперва в иеродиакона, затем -  в  сан иеромонаха. Ещё будучи семинаристом-третьеклассником, отец Иоанн был назначен ризничим Академического храма (должность, на которую назначают архимандритов), это послушание отец Иоанн превосходно нес в течение 20 лет. Очень музыкально одаренного отца Иоанна назначили также звонарем Академического храма. однако важнейшим служением батюшки было духовничество. Уже в годы учебы в Академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того он исповедовал богомольцев. Уже тогда к нему стал стекаться народ – все, кто хотел узнать волю Божию, кому были необходимы добрый совет и наставление. Его отличало живое, опытное познание Бога. Рядом со старцем каждый чувствовал, что мир иной, «жизнь будущего века» реально существуют. И вот это чувство, что отцу Иоанну открыт мир духовный, что сам он – житель этого мира, и было самым сильным  в общении со старцем. Уже в тридцатилетнем возрасте батюшка окормлял огромную паству как в России, так и за рубежом.

В Духовных школах отец Иоанн провел почти 25 лет, где преподавал также пастырское богословие и практическое руководство для пастырей, а с 1974 года – и литургику. Сам же он был образцом истинного пастыря. Заповедь Апостола «Образ буди верным» он исполнил, также как и слова Господа: «Грядущего ко мне не изжену вон», он находил время для беседы с каждым, кто к нему обращался. В своих лекциях отец Иоанн часто подчеркивал разницу между духовным и душевным пастырством, раскрывая губительную опасность подмены благодатного духовного пастырства душевным пастырством. Своим пасомым он передавал заветы Глинских старцев, под его руководством учились выявлять и бороться со своими скрытыми страстями. Отец Иоанн всегда был на страже и умел вовремя заметить и уврачевать напыщенное тщеславие, непомерное самолюбие, греховное высокоумие, всегда и везде учил терпению и монашескому смирению.

Однако все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Не избежал этой участи и отец Иоанн. В 1985 году один из лучших богословов, автор многих книг душеполезных наставлений, был направлен из Троице-Сергиевой Лавры духовником в Жировицкий Свято-Успенский женский монастырь. Сырой климат Белоруссии был ему категорически противопоказан и представлял большую опасность для здоровья. Однако чашу скорбей праведнику пришлось испить до дна. Во время богослужения в соборе от сырости и холода батюшка почти всегда простужался. Сердечные приступы не покидали его. Но для насельников Жировицкого монастыря старец явился подлинным духовным сокровищем. Началось устроение внутренней духовной жизни обители, за которым последовало преображение и внешнего уклада жизни монастыря. Во всем стала наблюдаться чинность, благопристойность, благоустройство хозяйственной жизни обители.

В июне 1990 года батюшка приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе, перед очередным отъездом в Белоруссию, недуг окончательно приковал его к постели. Батюшка заранее знал о своей кончине. Подготовил место на старом кладбище в Сергиевом-Посаде, перенес оградку, приказал освободить место на террасе и подготовить проход. 29 июля 1991  после принятия Святых Христовых Таин отец Иоанн мирно отошел ко Господу. И после смерти не иссякают люди на могиле отца Иоанна. Многие свидетельствуют, что по молитвам этого праведника Господь дарует им исцеление, разрешение во многих сложных ситуациях.

Отпевание  схирахимандрита Иоанна совершалось в Духовской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после заупокойной Литургии, службу возглавил наместник Киево-Печерской Лавры, духовный сын батюшки архимандрит Елевферий (Диденко), а поминальная трапеза по благословению епископа Феогноста состоялась в трапезной Лавры.

Тела особых избранников Божиих противятся тлению, будучи проникнутыми благодатью Божией. Так и тело схиархимандрита Иоанна после кончины не подверглось тлению. До самого погребения лик его оставался просветленным и одухотворенным, руки гибкими, мягкими и теплыми.

В своей земной жизни батюшка всегда наставлял любить свое земное отечество, быть патриотом. Он называл чувство любви к Родине священным и писал, что патриотизм – это христианский долг. Он говорил также, что «если в сердце христианина горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству». Служение старца Богу и людям молитвенно продолжается в ином, невидимом для нас мире. Он поселился там, где за Русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней.

По книге «Благодатный старец», Москва,  2006 г.